Вопросы консультирования родителей (законных представителей) ребенка с РАС на разных этапах инклюзивного образования. |
Дефектология | |||
Автор: Степанова Марина Юрьевна | |||
03.01.2020 22:18 | |||
Вопросы консультирования родителей (законных представителей) ребенка с РАС на разных этапах инклюзивного образования. Очень важно не рассматривать ребенка отдельно от семьи и ее положения. Этот выведенный опытным путем принцип должен соблюдаться всеми специалистами, работающими с данной категорией детей. Практическая ценность и эффективность рекомендаций, учитывающих семью как единый организм, возрастает в несколько раз. Комплекс проводимых мероприятий должен быть в идеале направлен на восстановление способности семьи самостоятельно справляться с жизненными трудностями. Степень участия специалистов в этих мероприятиях может быть очень разной: начиная от информационной поддержки, заканчивая организацией и сопровождением участия семьи в конкретных запланированных мероприятиях. Это прежде всего зависит от тяжести положения семьи. Очень важно на приеме предусмотреть время, для того чтобы дать человеку, пришедшему на консультацию, возможность выговориться. И конечно, консультация всегда носит поддерживающий характер, а не только информационный или юридический. В начале работы специалисту важно понимать, кто приходит на консультацию, и в зависимости от особенностей родителя (опекуна) или от его состояния строится беседа. Для этого специалист старается оценить человека, пришедшего на прием. Это может быть родитель, который:
Но дальнейшая стратегия взаимодействия, его скорость и форма выбираются с учетом полученной о человеке информации. Формы работы с родителями Очная консультация — наиболее эффективная форма взаимодействия с семьей по целому ряду причин. Важными формами оказания помощи семье являются консультации по телефону, в социальных сетях. Они также целесообразны, но очные встречи необходимы в первую очередь. На консультации специалист помогает четко сформулировать или полностью переформулировать запрос родителя (опекуна). Ведь для того чтобы правильно сформировать запрос, обратившимся необходим определенный уровень осведомленности. А чаще всего у родителей достаточных знаний для принятия решения нет: для человека, впервые столкнувшегося с системой получения помощи, она представляется достаточно сложно устроенной. В результате консультации иногда формируется запрос, отличный от первоначального. Структура консультативного приема родителей
«Болевые точки» родителей Пример одной из тем, чаще всего нуждающихся в подробном разборе, — принятие родителем умственной отсталости у ребенка. Неприятие базируется чаще всего на страхах, а страхи — в большей своей части на незнании, на мифах и «стигматизации» ментальных нарушений. Боятся родители прежде всего того, что диагноз УО ведет к постановке клейма «необучаемость», а значит, к отсутствию у ребенка возможностей социализации, получения образования, профессии, к непринятию обществом. Тяжело родителям думать и о том периоде, когда они не смогут заботиться о ребенке из-за своего преклонного возраста или болезней. При консультировании специалисты посвящают также большое количество времени информированию о том, как устроен образовательный маршрут ребенка с УО; какие есть возможности для детей с РАС; если есть малейшая вероятность того, что образовательную программу ребенка придется понижать до программы, учитывающей особенности детей с умственной отсталостью. Важной частью консультирования является привлечение родителя (опекуна) к работе с ребенком. Ситуация может успешно разрешиться, если правильно сориентировать родителя в коррекционно-образовательном процессе, обратить семью к самому ребенку Информированность о существующих образовательных учреждениях, проектах для подростков и взрослых, о способах помощи ребенку позволяет родителю ощущать себя более уверенно и работать со своими страхами, преодолевая их, принимая ребенка, спокойнее думая о его будущем. В практической части работы по консультированию используется прием «дробления» большой проблемы, с которой обратился родитель, на несколько более мелких, решить которые значительно проще. Этапы информационной поддержки и общие задачи консультирования семьи ребенка с ОВЗ в области образования
Правило, которым руководствуются специалисты, работающие с детьми РАС,, понимая, в каком стрессе находятся родители детей с ОВЗ или с инвалидностью, — контроль результата консультирования. Важно проверить, все ли понятно человеку, и попросить его по возможности повторить все рекомендации, как он их понял (часто бывает так, что даже читая по собственным записям, люди неверно трактуют полученную информацию. Иногда имеет смысл проговорить, переформулировать информацию другими словами, а также попросить родителя убедиться, что все им записано верно, или распечатать свои рекомендации самостоятельно и вручить уже готовый текст.
|