Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Коррекционная работа по развитию мышления старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактических игр
Дефектология
Автор: Якубова Елена Николаевна   
10.11.2019 12:29

Коррекционная работа по развитию мышления старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактических игрКоррекционная работа по развитию мышления старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактических игр

Задержка психического развития (ЗПР) — особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка [3, с. 32].

В практике работы с детьми с ЗПР более широко используется классификация К. С. Лебединской, разработанная на основе этиопатогенетического подхода: задержка психического развития конституционального происхождения; ЗПР соматогенного происхождения; ЗПР психогенного происхождения; ЗПР церебрально-органического происхождения.

В отличие от клинической классификации психолого-педагогическую классификацию, предполагающую деление детей на какие-либо группы, построить трудно в связи с тем, что категория детей с ЗПР по степени выраженности отставания в развитии и индивидуальным проявлениям в психолого-педагогическом плане очень неоднородна. Общим для всех является отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста [7, с. 207].

 

Необходимо отметить, что психологи, педагоги и дефектологи уделяли и уделяют большое значение изучению особенностей детей дошкольного возраста с ЗПР: нарушениям у них психических функций, а так же изучению специфики их взаимодействия друг с другом и особенностям их игровой деятельности (Белопольская Н. Л., Власова Т. А., Демьянов Ю. Г., Егорова Т. В., Жаренкова Г. И., Забрамная С. Д., Лебединская К. С., Лебединский В. В., Лубовский В. И., Марковская И. Ф., Певзнер М. С., Переслени Л. И., Слепович Е. С., Стребелева Е. А., Шевченко С. Г. и другие).

Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности в понятиях, умозаключениях. Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода к словесно-логическому мышлению.

Проблемой развития мышления детей с ЗПР занимались: Борякова Н. Ю., Венгер Л. А., Выготский Л. С., Поддъяков Н. Н., Стребелева Е. А., Ульянкова У. В. и многие другие.

Отставание в развитии мыслительной деятельности отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, когда возникают трудности в формировании сферы образов-представлений, то есть если наглядно-действенное мышление ребенка с ЗПР приближено к норме, наглядно-образное ей уже не соответствует. Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами, т.к. образы-представления недостаточно подвижны [2, с. 38].

У детей с задержкой психического развития мышление без специального коррекционного воздействия развивается медленно. Достичь успехов в развитии мышления у детей с ЗПР можно опираясь на ведущую деятельность детей дошкольного возраста — игру.

Существуют различные виды игр, но основной формой организации развития и обучения дошкольников с ЗПР является дидактическая игра, так как главная особенность данной игры определена ее названием — это обучающая игра.

Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них — обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала [8, с. 7].

Из всего вышеизложенного следует, что использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития неоспоримо актуально, так как задача дидактической игры предполагает формирование средств и способов развития мышления детей данной категории.

Объектом нашего исследования следует считать дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Предметом — влияние дидактических игр на развитие мышления старших дошкольников с ЗПР.

Целью работы является изучение особенностей мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, определение влияния дидактических игр на развитие мышления у детей данной категории.

Мы предположили, что уровень развития мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития снижен, по сравнению со старшими дошкольниками с нормальным развитием, а применение дидактической игры существенно повлияет на развитие мышления детей с ЗПР.

Для определения состояния мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нами было организовано исследование. В исследовании принимали участие: экспериментальная группа — 12 детей дошкольного возраста с задержкой психического развития из группы компенсирующей направленности (с диагнозом ЗПР) и сравнительная группа — 12 детей с нормальным развитием из общеразвивающей группы. Возраст детей на момент эксперимента 6-7 лет.

С целью определения уровня мышления нами были использованы методики:

Наглядно-действенное мышление: 1. Методика "Вырежи фигуры" (источник: Истратова О. Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет); 2. Методика "Обведи контур" (Источник: Р. С. Немов Психология — Кн. 3: Психодиагностика).

Наглядно-образное мышление: 1. Методика "Нахождение недостающих деталей" (Чередникова Т. В.); 2. Методика "Рыбка" (Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко).

Словесно-логическое мышление: 1. Методика "Невербальная классификация" (Т. Д. Марцинковской); 2. Методика "Исключение четвертого лишнего" (Белопольская Н. Л.).

В результате диагностики развития мышления у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и детей такого же возраста с нормальным развитием было установлено, что у них имеются достаточные различия в показателях сформированности мышления.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что у детей с ЗПР неравномерно развиваются все виды мышления. Наиболее выражено отставание в словесно-логическом мышлении. При определении уровня наглядно-образного мышления выявился разный уровень: дети, относящиеся к среднему уровню, нуждались в небольшой помощи взрослого; а детям с низким уровнем было сложно справиться с заданием даже с помощью педагога, так как у них слабо развиты мыслительные операции. Ближе к уровню нормального развития находится наглядно-действенное мышление, связанное с реальным физическим преобразованием предмета.

В результате проведенного нами исследования было установлено, что развитие всех видов мышления старших дошкольников с ЗПР требует целенаправленной коррекционной работы.

Нами был разработан комплекс занятий, с использованием дидактических игр, по развитию всех видов мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Занятия проводились 1-2 раза в неделю, два месяца. Продолжительность занятия от 20 до 30 минут. Каждое занятие состояло из: приветствия, задания на развитие определенного вида мышления, развивающей игры или разминки, задания на развитие определенного вида мышления, комплекса на расслабление и подведения итогов. Среднее количество детей в группе 5-7 человек.

После проведения коррекционной работы дети старшего дошкольного возраста с ЗПР приобрели следующий обязательный минимум новообразований: научились раскладывать предметы по группам на наглядном материале, разгадывать несложные загадки, отделять форму понятия от содержания, обобщать и выделять существенные признаки, выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений.

Таким образом, благодаря проведению коррекционной работы с использованием дидактических игр уровень развития мышления у старших дошкольников с ЗПР стал более высоким, что подтверждает правильность подобранного комплекса дидактических игр.

В заключении можно отметить, что проведенный эксперимент дает нам основание для выводов о результативности проведенной коррекционной работы. Процесс развития мышления старших дошкольников с задержкой психического развития требует достаточно длительного времени, но можно вывести положительную динамику проделанной работы.

Список литературы

  1. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. — 3-е изд., перераб. — М.: Издательский центр "Академия", 2004. — 272 с.
  2. Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2003. — 77 с.
  3. Дефектология: Словарь-справочник / Авт. -сост. С.С. Степанов; Под ред. Б.П. Пузанова. — М.: Новая школа, 1996. — 80 с.
  4. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии: Научно-методическое пособие. — СПб.: КАРО, 2013. — 336 с.
  5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. / Пособие для учителя. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 219 с.
  6. Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. — 3-е изд. — М.: Генезис, 2014. — 80 с.
  7. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие с прил. альбома "Наглядный материал для обследования детей" / [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др. ]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2014. — 182 с.
  8. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения / под ред. Т.Г. Неретиной. — М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2004. — 240 с.
  9. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 180 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год