Дефектологическое занятие с детьми с ОВЗ (легкой умственной отсталостью) |
Дефектология | |||
Автор: Хертуева Людмила Борисовна | |||
01.11.2019 19:44 | |||
Дефектологическое занятие с детьми с ОВЗ (легкой умственной отсталостью) Возрастная группа: 6-7 лет (Четвёртый год обучения) Форма мероприятия: подгрупповое занятие. Предметная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Разделы предметной области: формирование элементарных математических представлений, развитие речи и формирование коммуникативных способностей. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 81 г. Ангарска Иркутской области
Тема: «Геометрические фигуры». Цель. Систематизировать у детей представления о существенных признаках и свойствах геометрических фигур (на основе знаний, полученных ранее и в ходе практической деятельности). Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи:
Предварительная работа: изготовление бумажных ракет из частей конструктора цилиндра и конуса, беседа о свойствах воздуха. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская. Оборудование: бубен, карта, конверты с заданиями, игра «На что похоже?», игра «Юный археолог», кисточка, кристаллы, песок, карточки-таблицы, мультимедийные средства, цифры с картинками, четвертинки круга из бумаги по числу детей, клей-карандаш, пустые пластиковые бутылки 0,5 мл. по числу детей, бумажные ракеты по числу детей, игрушка-солнышко. Ход занятия: I. Организационный момент. -Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день. Солнце уже проснулось и заглянуло к нам в окна. Наверное, солнце хочет пожелать нам хорошего настроения. А у вас какое настроение? (веселое, радостное…). -Как вы думаете, что нужно сделать, чтоб у всех было прекрасное, хорошее настроение? -Тогда давайте улыбнемся друг другу, улыбаемся солнцу и всем, всем на свете. Замечательно. (Дети посылают улыбки друг другу, солнцу и гостям). 1. Беседа. - Ребята, любите ли вы путешествовать? - Зачем люди путешествуют? - На чём можно путешествовать? -Я предлагаю вам совершить путешествие и отправиться в волшебную страну «Геометрия», где живут разные геометрические фигуры. 2. Сообщение темы занятия. Создание проблемной ситуации. Знакомство с новым словом. -Сегодня я получила от них письмо (на конверте изображения геометрических фигур). -Что за фигуры на конверте? (Если дети затрудняются, педагог подсказывает и напоминает названия фигур). Игра «На что похоже?» -Что у фигур общего, чем они похожи? (у всех нарисованных фигур есть углы и стороны). Они пишут, что один наш общий друг исчез, и в стране «Геометрии» стало очень грустно. -Как вы думаете, какая фигура исчезла? (Круг). -Ребята, фигуры загрустили, потому, что круг их сближал, сглаживал углы и не давал колоться и спорить. А теперь фигурам стало трудно договариваться и они все время ссорятся. -Чем мы могли бы помочь фигурам? (отправиться на поиски круга). -О, что это такое в письме? Настоящая карта! Мы отправимся не в простое путешествие, а в экспедицию. Знаете, что это такое? Экспедиция — такое путешествие, в котором нужно идти по нужному маршруту и выполнять разные задания, легкие и не очень. Я думаю, вы не боитесь трудностей, а вместе мы справимся с любым заданием. Итак, в путь. II. Основная часть. 3. Актуализация знаний, сенсорные эталоны, развитие воображения. Индивидуальная работа. -Карта указывает нам, что до первой остановки нам нужно пройти какое-то количество шагов. -Какой формы шаги на карте? -Скажите, а шаги будут одинаковыми? (нет, шаги разные, большие и маленькие) -Кто может посчитать? В какую сторону нам нужно идти? (ребенок считает, все двигаются за ним). В конверте 1 задание (на ¼ части круга). -Ребята, на какую геометрическую фигуру похож конверт? (на прямоугольник). Верно, он прямоугольный. Вокруг нас очень много предметов, которые похожи на самые разные геометрические фигуры. Помогите разложить картинки рядом с теми фигурами, на которые они похожи. Выбирайте фигуру и начинайте выполнять задание (дети выполняют). 4. Работа в парах с таблицей. Развитие логического мышления. -Готово, вы молодцы. В какую сторону нам двигаться дальше? Кто посчитает шаги? (дети двигаются). В конверте 2 задание (на ¼ части круга). -Следующее задание будем выполнять в парах. -Ребята, посмотрите. Некоторые фигуры отстали от нас и потерялись. Нужно им помочь. Посмотрите внимательно и выберите нужную фигуру, которая подходит. Проверка. Пары меняются и проверяют работу. - Вы молодцы, у вас получилось, потому что вы действовали очень дружно. 4. Физминутка. Развитие зрительного, слухового внимания, общей моторики. -Дорога была очень трудная, давайте немного отдохнём. Сколько раз ударю в бубен, столько раз мы прыгать будем. До пяти считаем, дружно приседаем. На носочки встанем, потолок достанем. Наклонитесь столько раз, сколько покажу сейчас. Будем мы считать, колени поднимать. -Молодцы, очень хорошо. Идём дальше. В какую сторону нам двигаться дальше? Кто посчитает шаги? (дети двигаются). 5. Развитие мелкой моторики, подготовки руки к письму, развитие грамматического строя речи (согласование числительного с существительным). В конверте 3 задание (на ¼ части круга). - В экспедициях очень часто находят клад. Мы тоже сейчас попробуем найти спрятанные волшебные кристаллы. Игра «Юный археолог». Кисточкой расчищаем песок «клад», находим кристаллы и соотносим их форму с цифрой рядом с картинкой, называя: «Я нашел 4 треугольника, я нашел 3 квадрата…» - Отлично, вы справились. Пора идти дальше. В какую сторону? Можно я посчитаю шаги? (дети шагают). 6. Использование мультимедийных средств. Практическая деятельность. Элементарное экспериментирование, свойства воздуха. В конверте 4 задание (на ¼ круга). -Посмотрите, у нас есть несколько частей одной фигуры. Я думаю, вы сможете сложить, из них целую фигуру. (Получается круг) -Что бывает круглой формы? (яблоко колесо, руль, солнце и т.д.) Наш круг похож на солнце. -А какой транспорт может долететь быстрее всех до солнца? (ответы детей). Загадка. На корабле воздушном, Космическом, послушном, Мы, обгоняя ветер, Несемся на… (ракете). (Ракету показать на экране, дети рассматривают). -Правильно этот транспорт быстрее всех. На прошлом занятии мы с вами сделали ракеты. -Ракеты помогут нам быстрее добраться до солнца. Но у них нет двигателя…А поможет их завести обыкновенная пустая бутылка. -Что в этой бутылке, как вы думаете? (воздух). -Ребята, а вы видите воздух вокруг нас? (нет) -Раз мы его не видим, значит, какой воздух? (невидимый, прозрачный). -Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух. Мы с вами выяснили: воздух не имеет формы, невидимый, прозрачный, необходим для дыхания всего живого; в ладоши поймать нельзя. -Как можно с помощью воздуха запустить ракеты? (дети высказывают свои предположения. Педагог помогает сделать вывод). -А теперь попробуйте запустить и отправить ваши ракеты. (Дети крепят ракеты на горлышко бутылки цилиндром вниз, нажимают на бутылку, ракеты взлетают вверх). III. Подведение итога. Рефлексия. -Ребята, вы отлично справились. -Чему вы сегодня научились? -Что было самым интересным? -Что вы сможете рассказать в группе и дома? -Что оказалось трудным? -Кому-нибудь из вас наше путешествие показалось скучным? -Спасибо вам за занятие.
|