Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие рече-двигательных навыков у детей с задержкой психического развития и особенными возможностями здоровья посредством игровой терапии с применением тренажеров и игрового оборудования фирмы «Звездное детство»
Дефектология
Автор: Кринская Лидия Петровна Монгуш Надежда Сергеевна   
05.02.2019 19:43

Развитие рече-двигательных навыков у детей с задержкой психического развития и особенными возможностями здоровья посредством игровой терапии с применением тренажеров и игрового оборудования фирмы «Звездное детство»Развитие рече-двигательных навыков у детей с задержкой психического развития и особенными возможностями здоровья посредством игровой терапии с применением тренажеров и игрового оборудования фирмы «Звездное детство»

Подготовили:

  • Кринская Лидия Петровна, учитель-дефектолог, стаж 33 года;
  • Монгуш Надежда Сергеевна, учитель-логопед, стаж 3 года

г. Кызыл, 2019 Республика Тыва Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад №24»

Аннотация

В статье приводятся результаты применения тренажеров и игрового оборудования фирмы «Звездное детство», а именно – игрового модуля «Баламетрикс», в педагогической практике работы с детьми с задержкой психического развития и особенными возможностями здоровья в условиях МДОУ «Детский сад №24» города Кызыла за 2017-2018 учебный год.

Новизна применения инновационных технологий стала для учителей серьезным подспорьем в логопедической и дефектологической практике.

 

Скачать конспект

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый может чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.

Дэвид Бланкет

Богат и разнообразен мир игры. Игра – это не только метод обучения, развития, но и метод коррекции нарушений, активно используемый в педагогической практике с детьми с задержкой психического развития (далее – ЗПР) и особенными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Именно в игре можно наиболее эффективно осуществлять коррекционное воздействие на интеллектуальное, психическое, личностное и речевое развитие детей, если у них отмечается гипер- или гиподинамия, существенно страдают зрительно-двигательная и слухо-двигательная координация, выявляются недостатки психических функций: зрительной памяти, концентрации и устойчивости внимания, выполнение физических упражнений вызывает большие затруднения, связанные с координацией движений, ориентировкой в пространстве, глазомером, при этом страдает техника выполнения основных видов движений, наблюдаются относительно низкие показатели в статическом и динамическом равновесии, гибкости, силовых и скоростно-силовых способностей. Это обусловлено недоразвитием общей и мелкой моторики, повышенным мышечным напряжением. В связи с этим, представление результатов применения современных инновационных технологий при работе с данной группой детей становится особенно актуальным.

Целью деятельности при этом является коррекция психической и эмоционально-волевой сферы, активизация познавательной деятельности, формирование навыков и умений учебной деятельности, укрепление и сохранение здоровья.

Задачи:

  1. Развивать рече-двигательные навыки, связную речь, зрительное внимание, тонкую и общую моторику, творческую деятельность, психические процессы, стимулировать деятельность вестибулярного аппарата;
  2. Стимулировать речевую активность детей, обучать навыкам релаксации, способам поднятия настроения;
  3. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

В 2017-2018 учебном году в коррекционной группе МДОУ «Детский сад №24» обучалось 18 детей в возрасте от 4 до 7 лет. Организация развивающего и обучающего процесса этих детей построена на индивидуальном подходе с учетом особенностей каждого ребенка. При этом выстроена система дифференцированности учебного процесса для обеспечения детям субъективных переживаний успеха на фоне определенной затраты усилий. Задания увеличиваются пропорционально возрастающим возможностям. Основная квалификация деления ребят с ЗПР и ОВЗ:

  • с расстройством поведения и общения;
  • с нарушением слуха;
  • с нарушением зрения;
  • с речевыми дисфункциями;
  • с задержкой психического развития;
  • комплексные нарушения.

Работа с этими детьми невероятно кропотлива и требует большого терпения. Каждый вариант нарушения требует индивидуальной программы развития, основными принципами которой являются:

  • психологическая безопасность;
  • помощь в приспособлении к окружающим условиям;
  • единство совместной деятельности;
  • мотивирование ребенка к учебному процессу.

Одним из инновационных методов коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии является мозжечковая стимуляция. Несмотря на то, что применяется он всего пару десятилетий, специалисты видят за ним большое будущее, называя его «ключом ко всему обучению».

До недавнего времени считалось, что мозжечок отвечает только за равновесие и координацию движений, но ученые доказали, что мозжечок также отвечает за интеллект, развитие внимания и речи ребенка. Метод мозжечковой стимуляции представляет собой комплекс упражнений на специальном тренажере «Баламетрикс», который позволяет развивать участки головного мозга, отвечающие за формирование высших психических функций.

Программа мозжечкового стимулирования опирается на 3 аспекта: психологический, дидактический и инструментально-технический. Педагогическим составом коррекционной группы решено объединить все 3 аспекта и внедрить в деятельность совместную работу учителя-дефектолога, учителя-логопеда, основной целью которой является развитие участков головного мозга, которые отвечают за формирование высших психических функций. После объединения этих 3 аспектов, при знании, что эта методика совершенствует работу мозжечка и формирует большое количество новых нейронных связей, за основу взято специально разработанное устройство — балансирующая доска «Баламетрикс».

Занятия на тренажере должны обязательно проходить под контролем медицинского работника с курсом лечебно-физической культуры. Учитель-дефектолог и учитель-логопед, как специалисты играли ключевую роль в тренинге, следили за техникой безопасности при выполнении упражнений, рассказывали и показывали выполнение каждого упражнения, подбирали оптимальный уровень сложности, управляли последовательностью упражнений, мотивируя каждого ребенка на результат. Сначала выполнялись самые легкие задания, продвигаясь дальше, упражнения постепенно усложнялись.

На диаграмме 1 представлена динамика развития детей с ОВЗ МДОУ «Детский сад №24» за 2017-2018 учебный год после применения тренажера «Баламетрикс». Из нее видно, что показатели фонетики, моторики, коррекции речи с движением и эмоции к концу года значительно повысились в сравнении с данными на начало года (до работы с тренажером).

Диаграмма 1.

Основные блоки программы мозжечковой стимуляции:

Программа занятий состоит из 6 блоков, каждый из которых посвящен освоению того или иного элемента оборудования:

1–й блок: «Освоение балансировочной доски Белгау»

2–й блок: «Комплекс упражнений с сенсорными мешочками»

3–й блок: «Комплекс упражнений с мячом-маятником»

4–й блок: «Комплекс упражнений с цветной планкой»

5–й блок: «Комплекс упражнений с доской с цифрами»

6–й блок: «Комплекс упражнений с использованием стенда с кубиками»

В результате занятий на балансировочной доске «Баламетрикс» у детей улучшается моторно-зрительная координация, синхронизируются двигательные и интеллектуальные способности ребенка, улучшается концентрация внимания, отмечается развитие пространственного воображения и повышение уровня интеллекта.

Мозжечковая стимуляция – это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка и базальных ганглиев – структур мозга, активно участвующих в формировании речи и поведения ребенка. Выполнение упражнений на балансировочной доске улучшает взаимодействие и синхронизацию работы обоих полушарий, а также взаимодействие следующих систем: вестибулярной, зрительной, кинестетической и тактильной.

Доказано, что упражнения для стимуляции работы мозжечка, проведенные перед началом коррекционных мероприятий, существенно повышают их результативность.

В настоящий момент учебный процесс в детском саду находится в процессе апробации данной методики. Приобретается необходимое оборудование по программе мозжечковой стимуляции.

Совместно с тренажером «Баламетрикс» педагогами коррекционной группы МДОУ «Детский сад №24» применялись в работе такие современные инновационные технологии, как «Чудо-куб», комбинированная силовая сетка, набор «Цилиндр» и другие. Как показала практика, применение комбинированных инновационных педагогических технологий дает огромный эффект.

После применения технологии «Чудо-куб» дети с ЗПР и ОВЗ смогли самостоятельно включаться в игру, стали играть вдумчиво и заманчиво, данная технология дала детям возможность ощутить уверенность в своих силах и возможность раскрепоститься. Улучшилось тактильное восприятие, они приобрели навыки по шнуровке ботинок, застегиванию пуговиц, научились открывать и закрывать замочки, закрепили цвета. Речь обогатилась как количественно, так и качественно.

С помощью комбинированной силовой сетки производятся разнообразные упражнения как для всей руки и кисти, так и для одного пальца: сгибание пальцев, сжатие кисти в кулак. Комбинированная силовая сетка дала возможность детям развить мышечную силу и тонус рук.

При использовании набора «Цилиндр» для стимуляции развития тактильной чувствительности можно сделать вывод, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов, как память, воображение, мышление. Развитая сенсорика составляет фундамент общего умственного развития дошкольника.

Но достижение коррекционно-развивающего эффекта только со стороны педагога недостаточно для позитивной динамики в развитии ребенка. Необходима преемственность работы педагогического коллектива и воспитания в семье. Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем возрасте. Ребенок рука об руку со взрослым будет подниматься по ступеням своего развития, используя возможности каждого вида деятельности, впечатления каждого нового дня.

Таким образом, при применении современных инновационных педагогических технологий в условиях коррекционной группы МДОУ «Детский сад №24» города Кызыла удалось:

  • Добиться за достаточно короткое время положительной динамики в коррекции проблем развития детей;
  • Установить коррекцию индивидуального плана работы с ребенком;
  • Разработать программно-методическое сопровождение детей с нарушениями по направлению – в коррекции эмоционального состояния дошкольника, мозжечковой стимуляции с сенсомоторным развитием, коррекционно-развивающей технологии на основе игр;
  • Разработать программу оказания помощи родителям детей с ЗПР и ОВЗ.

После достижения таких успехов существенно вырос уровень доверия родителей к детскому саду. И педагоги, и родители, и дети вместе, шаг за шагом учатся преодолевать сложности и искать решение проблем.

Список используемой литературы:

  1. Быстрова Г.А. Логопедические игры и задания. / Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А., Шуйская. – СПб.: Каро, 2004.
  2. Измайлова А. Х. Возможности применения комплекса "Learning breakthrough kit" (balametrics) в коррекционно-развивающей работе с детьми: Методическое пособие /А. Х. Измайлова, Н. В. Давыденко, Д. И. Скрипко; Ассоц. детских нейропсихологов г. Москвы (ООО "Детские нейропсхологи г. Москвы"). — Москва: УНИСЕРВ, 2016. — 111 с.
  3. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2001.
  4. Методы обследования речи детей / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2003.
  5. Мозжечковая стимуляция (практика). – Режим доступа: http: //tomatis-spb. ru.
  6. Мозжечковая стимуляция. – Режим доступа: http: //psy37. ru/mozzhechkovaya- stimulyatsiya/
  7. Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год