Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. |
Дефектология | |||
Автор: Евдокимова Мария Викторовна | |||
15.11.2017 11:46 | |||
Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Евдокимова М.В. учитель -дефектолог Коммуникативные способности (или умение общаться) Это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми. (Немов Р.С.) Особенности коммуникативной сферы дошкольников с ЗПР
Эмоциональная незрелость ведет к эмоциональной поверхности контактов (слабое переживание и сочувствие к собеседнику) Расторможенность психических процессов ведет к импульсивному поведению (крик, ссоры, драки) Быстрое закрепление аффективных реакций и повторение вне реальных конфликтов. В целях приоритетного направления развития общения дошкольников с ЗПР, следует считать комплекс коммуникативных и речевых игр, объединённых общим названием «Школа юных волшебников» Цель: развитие коммуникативных навыков дошкольников по средствам игровых технологий Задачи: Повышение потребности общения со сверстниками и взрослыми Развитие способности к самоконтролю Развитие способности к эмпатии Повышение культуры вербального и невербального взаимодействия Обогащение запаса знаний об окружающем Игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению «Волшебные очки» Цель: научить быть внимательным друг к другу, говорить комплименты. (перед началом игры педагог объясняет, что надев «волшебные очки», дети будут видеть в своих товарищах только хорошее, дети с большим удовольствием делятся комплиментами). Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог Игра «Телефон» Имитируя диалог на заданную тему «Как пригласить друга на День рождения» или «Как договориться о встречи» Игры-ситуации «У тебя не получается застегнуть пуговицу, попроси товарища помочь тебе» или «Тебе хочется поиграть в игрушку, в которую играет другой ребёнок, попробуй найти выход из сложившейся ситуации» Игры на развитие речевых навыков «Превращалки» Цель: научить образовывать слова с уменьшительно- ласкательным суффиксом. (дети с помощью «волшебной палочки» превращают большие предметы в маленькие, отрабатывая при этом навык образования слов) Игры на развитие речевых навыков «Наоборот» Цель: научить образовывать слова с противоположным значением. (вооружившись волшебной палочкой и представив себя волшебником, дети без труда обогащают свой словарный запас) Игры на развитие невербального общения Дети, рассматривая сюжетные изображения различных чувств, подробно беседуя с педагогом, высказывая собственное мнение о разных эмоциях, в дальнейшем без труда могут показать с помощью мимики и жестов, а также угадать эмоции играющего. Игры на развитие невербального общения «Угадай, кто ты?» Игра тренирует внимание, развивает выразительность движений, расширяет кругозор. (Ведущий, надев на голову весёлый ободок с карточкой (не видя и не зная кто он) пытается догадаться, внимательно наблюдая за другими игроками, которые с помощью движений показывают Кто? или Что? он) Анализируя опыт использования игр и упражнений из цикла «Школа юных волшебников» можно сделать вывод о том, что дети стали общаться, взаимодействовать с друг другом, овладевая при этом новыми для них способами общения. Спасибо за внимание!
|