Сказка как средство коррекционно-развивающей работы по формированию положительных моделей поведения у детей старшего дошкольного возраста в группе ЗПР. |
Дефектология | |||
Автор: Бессонова Людмила Александровна, Архипова Жанна Николаевна, Зайцева Марина Александровна | |||
28.04.2017 21:09 | |||
Сказка как средство коррекционно-развивающей работы по формированию положительных моделей поведения у детей старшего дошкольного возраста в группе ЗПР. Авторы:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №78 «Теремок» комбинированного вида» Новгородская область, г. Великий Новгород По данным НИИ детства Российской Федерации наблюдается ежегодное увеличение численности детей с ОВЗ, среди которых больший процент это дети с ЗПР. Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
О. А. Защиринская отмечает черты незрелости в психическом облике и поведении детей с ЗПР: непосредственность, поверхностность переживаний, преобладание эмоционального мотива поведения, слабость волевого усилия, несамостоятельность и внушаемость, лабильность настроения – качества которые характеризуют личностную незрелость. Работая в группе для детей с ЗПР, мы столкнулись с такими проблемами как: не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые несдержанны, вспыльчивы, проявляют склонность к агрессии, не желают делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Дети с ЗПР во многом инфантильны и им сложно воспринимать нормы и правила поведения, поэтому к таким детям необходим особый подход, с более подробным объяснением их поступков, действий, подсказка правильных решений, чтобы сформировать у ребёнка культуру правильного поведения. Для решения этой проблемы нами была подобрана и систематизирована картотека сказок, (в виде мультимедийных презентаций) по лексическим темам изучаемых в группе. Главная цель, которой, в формировании у ребёнка положительных моделей поведения, которыми он руководствуется в своих поступках в повседневной жизни. Практика показала, что при использовании в коррекционно-развивающем процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы с детьми повышается. Об эффективности говорят следующие позитивные факторы:
- осуществление полисенсорного восприятия материала. - формирует положительное эмоциональное состояния ребенка в процессе деятельности, что является залогом успеха и т.д. Ознакомление со сказкой мы организуем один раз в две недели, в групповой форме. Можно выделить несколько этапов работы со сказкой: 1 этап. Знакомство со сказкой посредством мультимедийной презентации. О. И. Никифоровой определены следующие уровни восприятия художественного произведения дошкольниками: понимание его предметной стороны, понимание подтекста и системы художественных образов и средств и, наконец, осмысление идейно-образного содержания произведения. Восприятие художественного произведения приводит к оценке прочитанного, к осознанию главных мыслей произведения, к раскрытию мотивов, отношений. 2 этап. Беседа по тексту. Вопросы к тексту помогают детям точнее охарактеризовать героев, напоминают им соответствующий эпизод, фразу, поступок персонажа, помогают детям почувствовать главную идею произведения, помогают лучше разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости формируют первоначальное понятие о человеческом достоинстве. В старшем дошкольном возрасте постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков к пониманию о хорошем поведении. Этические беседы являются связывающим звеним в сознании детей разрозненных представлений в единое целое. 3 этап. Этюд Этюдная деятельность способствует развитию чувств, глубоких переживаний ребёнка, развитию эмоциональной сферы, заставляет его сочувствовать персонажам, кроме того, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. Игровой этюд осуществляем следующим образом: педагог читает текст, предлагая, детям показывать отдельные действия героев сюжета сказки. 4 этап. Задания к сказкам
Работу по данному направлению осуществляем в тесном сотрудничестве с родителями, используя следующие формы работы:
В рамках мини — музея, который функционирует в группе с 2013 года, родители совместно с детьми изготавливают книжки-самоделки. На материале сказок дети учатся оценивать характеры и поступки героев, понимать такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, согласовывать свои действия со взрослыми и сверстниками. По словам В. А. Сухомлинского «Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.» В работе с детьми мы используем следующие сказки:
Использование в своей работе мультимедийных презентаций помогло нам сделать организованную деятельность интересной, эмоционально окрашенной, что способствовало хорошей результативности образовательных ситуаций. Такая система коррекционно-развивающей работы позволила нам наиболее эффективно формировать положительные модели поведения у детей старшего дошкольного возраста в группе ЗПР.
|