Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.
Дефектология
Автор: Шулакова Ольга Ивановна   
07.04.2016 20:11

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯСПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Материал подготовила: Ольга Ивановна Шулакова, учитель-дефектолог. Департамент образования города Москвы Северо–западное окружное управление образования Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Лицей № 1571 дошкольные отделение «Радуга».

В дошкольное отделение лицея каждый год поступают дети, имеющие клинические формы нарушения зрения: косоглазие; амблиопия; астигматизм; аметропия; миопия (близорукость); гиперметропия (дальнозоркость); атрофия зрительного нерва; врожденная катаракта; группы риска по миопии и гиперметропии.

Эти заболевания обуславливают разнообразие вторичных отклонений в развитии психических процессов детей, в их физическом развитии, двигательной сфере, в формировании ориентировки в пространстве, в развитии речи. При этом, бедность зрительной информации нередко отрицательно сказывается и на интеллектуальном развитии, на его социализации. Дети данной категории нуждаются в специальной коррекционной помощи тифлопедагога. Поэтому в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения тифлопедагог является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу.

 

Скачать конспект

Важной целью в работе учителя-дефектолога тифлопедагога является развитие у детей компенсаторных функций для преодоления имеющихся зрительных отклонений. Работая в тесном контакте с врачом-офтальмологом, медсестрами ортоптического кабинета и психологом тифлопедагог решает также задачу снятия психоэмоционального напряжения, связанного с отрицательным влиянием на психику детей аппаратного лечения.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТЛОГА (ТИФЛОПЕДАГОГА)

Для того чтобы правильно наметить пути коррекционно-педагогической работы, перед тифлопедагогом стоит задача – выяснить общий уровень развития ребенка, имеющиеся вторичные отклонения, связанные с дефектом зрения. Решить эту задачу тифлопедагогу помогает тифлопедагогическое обследование, данные которого вносятся в индивидуальную карту развития ребенка.

Тифлопедагогическое обследование включает в себя различные задания, помогающие выяснить особенности зрения, зрительного восприятия ребенка, индивидуальные особенности его познавательной деятельности. В процессе обследования тифлопедагог определяет возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности.

ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА (ТИФЛОПЕДАГОГА)

В дошкольном учреждении тифлопедагог ведет следующую специальную документацию:

  • индивидуальные тифлопедагогические карты развития ребенка;
  • адаптированная образовательная программа для детей с нарушениями зрения;
  • рабочая программа учителя-дефектолога;
  • индивидуальная образовательная программа для детей с нарушением зрения;
  • перспективный план работы;
  • календарный план работы;
  • журнал взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателями;
  • журнал учета индивидуальной работы;
  • табель посещаемости детьми занятий тифлопедагога;
  • график работы;
  • циклограмма использования рабочего времени.

Индивидуальные тифлопедагогические карты развития детей должны содержать в себе сведения о ребенке, диагноз зрительного заболевания и острота зрения, имеющиеся сопутствующие заболевания, результаты фиксации тифлопедагогического обследования и динамики развития.

По просьбе тифлопедагога психолог детского сада, воспитатель по физической культуре принимает участие в тифлопедагогическом обследовании детей. Они проводят анкетирование детей по предложенным тифлопедагогом анкетам и делают заключения по результатам обследования. Это помогает тифлопедагогу иметь полное представление об ориентировке ребенка в окружающем мире, об уровне его физического развития.

Логопед детского сада при логопедическом обследовании детей со зрительной патологией выявляет следующие речевые дефекты: ОНР, ФФН, ЛГН. Тифлопедагог и логопед, работая в тесном сотрудничестве, находят общие пути в решении сложных речевых проблем детей с нарушениями зрения.

С воспитателем по физической культуре тифлопедагог проводит консультацию по итогам анализа исследования общей моторики детей, дает рекомендации по работе с детьми, которые наряду с патологией зрения имеют вторичные отклонения в развитии двигательной сферы, нарушении координации движений, недостаточность в развитии общей моторики.

Заключения исследований логопеда, психолога и воспитателя по физической культуре изучаются тифлопедагогом, анализируются и прилагаются к индивидуальным картам развития детей. Опираясь на эти исследования, специалисты ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума): тифлопедагог, психолог, логопед разрабатывают индивидуальные программы развития для детей, нуждающихся в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

В конечном итоге, результатом совместной деятельности специалистов ПМПк является: создание «безбарьерной» среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с нарушениями зрения, открытой для его родителей и гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников с ограниченными возможностями в развитии.

ПРИМЕРНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.

Цель индивидуальный образовательный программы для детей с нарушением зрения: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, обеспечение ребёнку равные со сверстниками стартовые возможности в освоении образовательных областей с достижением целевых ориентиров ФГОС ДО; готовность к освоению варианта АООП в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (4 в). Она состоит из следующих разделов:

Общие сведения

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год