ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ В РАБОТЕ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ |
Дефектология | |||
Автор: Харитонова Елена Викторовна | |||
01.03.2016 22:18 | |||
ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ В РАБОТЕ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ Одной из успешных методик в реабилитации заикающихся детей считается игра. Она является ведущей деятельностью ребёнка. В игре ребёнок учится преодолевать психологические трудности в общении, развивает память, воображение, мышление. Именно в игре формируется умение управлять своим поведением, следовательно, игровая деятельность становится средством воспитания детей, что позволяет использовать её в коррекционной работе с заикающимися детьми. Если не создать в группе спокойной обстановки, не научить детей играть вместе, правильно общаться друг с другом, не проводить коррекционно-личностных и поведенческих отклонений, то переход к речевой работе будет невозможен. Поэтому основной нашей задачей стало создание дружного детского коллектива.
Вся работа в нашей группе строится поэтапно, в соответствии с режимами речи. У каждого режима есть свои характерные особенности. И каждый речевой режим выполняет свои задачи. Работа в группе начинается с режима молчания. Мы объясняем детям необходимость молчания, находим условные безречевые сигналы, по которым дети выполняют требования взрослых, обеспечиваем детей достаточным количеством безречевых игр, продумываем проведение прогулок с детьми в период молчания. Занятия в этот период носят обучающий характер (рассматривание картин, чтение сказок, просмотр познавательных видео фильмов), т.е. учим детей слушать, воспитываем усидчивость и умение выполнять указания педагога, но при этом молчать. Во время режима молчания все взрослые в группе говорят шёпотом. Сложнее соблюдать режим молчания во время игр на прогулках. В этот период мы чаще планируем экскурсии с выходом за пределы детского сада. В группе необходимо каждому ребёнку найти занятие. Одни рисуют, другие конструируют, третьи лепят, играют с мозаикой. Как правило, у детей мелкая моторика развита очень слабо, поэтому в этот период мы предлагаем такие игры как: "шнуровка", "золушка", "пальчиковый бассейн", "обведи по контуру", "рисуем мылом" и т.п. Это воспитывает у детей усидчивость, терпение, внимание. Так же предлагаем детям игры с крупным и мелким строителем, пазлы, различные виды конструкторов. В игры обязательно вводим упражнения на расслабление мышц кистей рук, предплечья, шеи, ног: дети имитируют движения различных животных, движения-действия людей и прочее. По заданию логопеда проводим с детьми индивидуальную безречевую логопедическую работу: это тактильный контроль за диафрагмальным дыханием, артикуляционную гимнастику, игры на поддувание. Переход к шёпотной речи происходит постепенно. В детском саду и дома дети говорят шёпотом. Это ответственный и трудный период в организационном отношении. Если дети не приучены слушать и слышать педагога, выполнять его требования, то проведение этого периода невозможно. Во время общения с детьми можно использовать различные звуковые сигналы (мы используем колокольчик). Если дети слышат колокольчик – значит, кто-то говорит в полный голос. Это помогает детям контролировать себя. Звуковой сигнал не должен быть громким и резким. Ещё мы используем звук бубна, когда надо собрать детей на зарядку, на занятие, при уборке игрушек. У детей воспитывается зрительная ориентировка, внимание, выдержка, усидчивость, своевременная реакция на сигнал. В этот период продолжается работа над правильным речевым дыханием и расслаблением. С детьми шёпотом проговариваем потешки и считалки. В группе проводим только спокойные игры с мозаикой, с разборными игрушками, со строительным материалом, с конструкторами. Продолжаем работу по развитию мелкой моторики: "чуткие пальчики", "рисуем пальчиком в кофе", "дорисуй картинку". На прогулках планируем подвижные игры малой подвижности с правилами и сюжетом. На этапе сопряжённо-отражённой речи продолжаем работу над речевым дыханием, удлинённым выдохом, мягкой голосоподачей. В этот период занятия носят обучающий характер. Материал программы усваивается в процессе сопряжено-отражённой речи, используя элементы вопросно-ответной речи с последующим односложным ответом ребёнка. В этот период вводятся занятия-пятиминутки перед завтраком (на развитие дыхания и голоса). Продолжается работа по развитию мелкой моторики и умению расслаблять мышцы. В сюжетно-ролевых играх учим детей умению общаться друг с другом, умению следить за игрой других. В этот период проводим такие сюжетно-ролевые игры как: "Поликлиника", творческая игра "Магазин", игра "Гости", игры на основе литературных произведений игры с телефоном, где учим детей отвечать на вопросы. Ведущая роль в играх принадлежит воспитателю. Учим детей играть в лото, где развиваем умение задавать вопросы и отвечать на них. В этих играх ведущая роль принадлежит тоже воспитателю. Ещё проводим дидактические и словесные игры "Растёт – не растёт", "Что из чего сделано", "Птицы и кот", "Испорченный телефон", "Узнай по голосу", "Скажи тихо – скажи громко", "Горячо – холодно", "Скажи ласково", "Назови что звучит", составление загадок – описаний. Большое внимание уделяем хороводным играм с проговариванием слов: "Скворушка прощается", "Осень", "Ладушки-ладушки", "На зелёном на лугу". Подвижные игры "Совушка", "Хитрая лиса", "По ровненькой дорожке", "Перелёт птиц", "Мышеловка". На этом этапе идёт формирование у детей готовности к речи. Следующий этап это вопросно-ответная речь. В этот период воспитывается полная поведенческая активность и самостоятельность. Вводятся дежурства детей по столовой, на занятиях, в уголке природы. В сюжетно-ролевых играх дети исполняют главные роли. Ведут диалоги, построенные в виде вопросов и ответов. Проводим игры: "Экскурсия в зоопарк", "День рождения", "Магазин". Дидактические игры: "Нарисуй и угадай", "Что из чего сделано", "Домино" (по лексическим темам), "Детки на ветке", "Узнай и угадай", "Позвони другу". Активно используем проговаривание потешек и стихов, где есть диалоги. Например, "Зима", "Кисонька-мурысонька", "Лис и мышонок", Волк и лиса", "Медведь и лиса". Активно используют диалоги на своих занятиях педагог по театральной деятельности и музыкальный руководитель на музыкальных занятиях. В подвижных играх дети уже могут выполнять роль ведущего. Проводятся игры "Коршун", "Два Мороза", "Гуси-гуси", "Охотники и зайцы". Следующий этап это самостоятельная речь. На этапе самостоятельной речи идёт обучение описательному рассказу, рассказу по памяти и творческому рассказу. В свободное время проводим такие игры как: "Посмотри и расскажи", "Узнай по описанию", "Что перепутал художник", "Какие неполадки" (например, в одежде). Дети составляют описательные рассказы по сюжетным картинкам. Это позволяет нам развивать у детей не только речь, но и творческое воображение. При посещении библиотеки в этот период дети могут обсуждать содержание книг т.к. на предыдущих этапах работы дети были обучены диалогу. Все знания полученные в библиотеке, рисунки, нарисованные в режимы ограничения речи, рассказы и загадки, составленные детьми, мы объединили в одно целое, и у нас получились книги "Светофор и дети", "Лесные жители", "Кто на Севере живёт", "Животные жарких стран". Так же в этот период мы проводим сюжетно-ролевые игры "Библиотека", "Почта", "Семья", "Столовая", "Пароход", "Магазин". Итак, в процессе игровой деятельности естественно, тонко и ненавязчиво воспитывается поведение заикающихся детей и корригируется их речевая функция. Исправляется не речевое нарушение само по себе, а воспитывается речевая деятельность в структуре игровой деятельности. Литература
|