Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Создание специальных условий для дНациональная образовательная инициатива «Наша новетей с ОВЗ в ДОУ
Дефектология
Автор: Степанова Татьяна Петровна   
07.12.2014 23:03

Создание специальных условий для дНациональная образовательная инициатива «Наша новетей с ОВЗ  в ДОУНациональная образовательная инициатива «Наша новая школа» при расстановке приоритетов в сфере образования одним из самых важных определила курс на сохранение здоровья детей. Работа в ДОУ строится таким образом, чтобы максимально сохранить и укрепить здоровье малышей. Однако неуклонно увеличивается количество детей, относящихся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. В международной «Конвенции о правах ребенка» сказано, что каждый ребенок имеет право на воспитание и образование, а международные документы по проблемам инвалидов призваны обеспечить им равные возможности наряду со здоровыми детьми.
В настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5 % от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. Из них 362,9 тысяч посещают группы дневного пребывания в массовых детских садах, группы и учреждения компенсирующего вида дошкольного образования.
Одним из путей организации реабилитации и социальной адаптации «особых» детей в ДОУ является интеграция.
Интеграция как процесс обучения детей с проблемами в общеобразовательных учреждениях общего типа, в настоящее время находится в центре внимания. Интегрированное обучение предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии теми знаниями, умениями и навыками и в те же сроки (или близкие), что и нормально развивающимися детьми в соответствии с государственным образовательным стандартом.              Дошкольный возраст – благоприятный период для интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников. Наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции располагают ДОУ комбинированного вида, имеющие как обычные, так и специальные (коррекционные) дошкольные группы. Наряду с массовыми группами создаются группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением опорно-двигательного аппарата, ДЦП, патологией зрения).
Используются следующие модели интеграции:
- полной интеграции
- временной интеграции
- частичной интеграции
Основные направления работы:
1.Работа с детьми.
Цель:- Приобретение обычными детьми нравственного опыта позитивного общения с "необычными" сверстниками, воспитание у них способностей к социальному сотрудничеству.
2.С родителями.
Цель:  - Формирование уважительного отношения собственных родителей к "проблемному" ребенку, как к человеку с особыми потребностями. Шаг от изоляции – шаг к общности.
3.С педагогами ДОУ.
Цель: - Выстраивание развивающей среды для детей с учетом динамики их актуальных возможностей.
С целью обеспечения системы развивающего обучения коррекционную работу осуществляют параллельно развивающей. Это позволяет не только «исправлять» отклонения, но и раскрывать потенциальные возможности каждого малыша.
Особое место при создании условий в ДОУ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов отводится обогащению и специализации среды развития. С этой целью в ДОУ создаются следующие условия:
- мягкие спортивные модули и  коррекционный инвентарь в зале реабилитации.
- коррекционные пособия и игры, дидактические пособия и игрушки в группах.
-  тренажерный зал
- физиокабинет
- бассейн с набором коррекционного оборудования: нудлсы, фитболы разного размера, массажные мячи, массажные дорожки.
- кабинет логопеда.
- комната  психологической разгрузки.
Одним из необходимых условий успешного обучения является создание коррекционно-развивающей среды.
Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором корреккционно - компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей.
Исследования предметной среды ведутся уже давно. Большой клад внесли в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детского сада С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Е В.Зворыгина, В.А. Петровский  и др. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться.
Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.
Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей,  решает вопросы коррекционной помощи и организации условий, соответствующих проблемам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с ОВЗ.
Коррекционно-развивающая среда - это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.
Плаксина Л.И. и  Л.С. Сековец  в своей работе  «Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида» определили ряд принципов организации предметно-развивающей среды как средства коррекционной работы:
- направленность всех видов ее средств решает вопросы предупреждения появления отклонений в психофизическом развитии ребенка, за счет создания специальных социально-адаптивных способов взаимодействия ребенка с людьми и окружением, а также обеспеченности специальным дидактическим, игровым и бытовым материалом;
- направленность коррекционно-развивающей среды обеспечивает ребенку многоэтапное и постепенное введение его в информационное поле, в котором организовано безбарьерное пространство, подобрано специальное оборудование и рационально размещены блоки, решающие проблемы сенсорного, моторного, интеллектуального тренингов, психоэмоциональной разгрузки и социальной ориентировки и др.);
- преобразующее, трансформированное влияние среды на отклонения в развитии ребенка и формирование у детей компенсаторных способов ориентации на основе активизации сохранных анализаторов, мышления, речи, памяти;
- специальное, информационное поле предметно-развивающей среды учитывает своеобразие познавательных процессов у детей с отклонениями в развитии и специфику контактов и способов получения и переработки информации.
Реализация принципа оптимальной, информационной целесообразности коррекционно-развивающей среды нацелено на восстановление связи между ребенком и его окружением.
Доступность и целесообразность информационного поля коррекционно -развивающей среды позволяет ребенку интегрировать в окружающую среду. Содержание среды современного дошкольного коррекционного образовательного учреждения обосновано деятельностно-возрастным подходом и ориентировано на актуальное, ближайшее и перспективное развитие ребенка, а также становление его индивидуальных способностей.
В зависимости от видов детского учреждения, коррекционной направленности обучения и содержания воспитания, развивающая коррекционная  среда может иметь свою  специфику,       и   призвана       обеспечить   коррекционно-компенсаторные   условия   для полноценного развития всех видов детской деятельности.
При организации коррекционно-развивающей среды в учреждении для детей, имеющих, например, патологию органа зрения, учитывается:
- структура первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации, овладении и взаимодействии с окружающей средой;
- специфика организации свободного, без барьерного передвижения и контакта, общения детей с окружающей средой;
- соответствие информационного поля коррекционно-развивающей среды познавательным и коммуникативным возможностям детей;
- обеспечение в среде обучающих и коррекционных средств формирования социально-адаптивных знаний, навыков и умений самостоятельной жизнедеятельности;
- организация поэтапного введения ребенка в тот или иной блок коррекционно-развивающей среды с опорой на "зону его актуального развития" для удовлетворения коммуникативных и познавательных потребностей при контакте со сверстниками и взрослыми на принципах организации "зоны ближайшего развития";
- обеспечение комплексного подхода к коррекционно-развивающей среде во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции.
Важными задачами коррекционной работы являются развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций, пространственной ориентировки, мелкой моторики, развитие представлений об окружающем мире.
Взаимодействие ребенка с нарушением зрения с окружающим его миром определяет направление и характер его развития, т е среда выступает важным условием и источником его развития. Таким образом, точность и полнота восприятия, внешнее воздействие на ребенка, его динамическое развитие зависят от выбора вида пособий, средств наглядности, умения преобразовывать и реконструировать их с учетом сенсорных возможностей детей с нарушением зрения.
Педагоги, считают необходимым и значимым формирование коррекционно-развивающей среды через разработку специальных пособий, которые будут соответствовать зрительным возможностям детей, помогать преодолевать недостатки зрительного восприятия, развивать зрительно-моторную координацию, активизировать сохранные анализаторы, развивать пространственную ориентировку.
Для развития пространственной ориентировки втаких играх, как «Кошка и мышка», «Рыбки», «Дидактическая ширма» моделируются разные пространственные ситуации: знакомство с понятиями «ближе - дальше», «выше - ниже», «справа - слева». Для развития умений ориентироваться по схеме используется пособие «Полянка». Для развития зрительно – моторной координации, точных соотносящих внешних практических действий разработаны пособия  «Веселые огоньки», «Дидактическая ширма». Для формирования умения пользоваться эталонами звуков и запахов в практической деятельности, собраны «Коробочка звуков» и «Коробочка запахов», которые позволяют, практически оперируя с ними изучать и запоминать характерные звуки и запахи.
В соответствии с требованиями ФГТ содержание образовательной области “Коммуникация” направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Одной из задач этой области является развитие связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи. Особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья, является: нарушение речевого развития и наличие трудностей в сфере общения. Поставлена цель: создание условий для развития диалогического общения в коммуникативном взаимодействии детей.
Определены задачи: 1.Формирование способов диалогического общения в сообществе сверстников и взрослых. 2.Формирование опыта взаимодействий в различных искусственно созданных и реальных ситуациях.
Одним из важных способов развития диалога являются игры и игровые приемы т.к. коммуникативный характер многих игр позволяет говорить об их больших потенциальных возможностях в развитии диалога. Особую роль в развитии диалогического общения играет коммуникативная мотивированность действий и высказываний детей. Необходимо включать побудительный мотив и предлагать детям поиграть в сказку при этом, демонстрируя элементы сказочных костюмов и тут, же меняется смысл коммуникативной ситуации.
Для развития диалогической речи организуется творческая сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу вступают в разнообразные реальные взаимоотношения. В играх с куклами дети проявляют больше самостоятельности и больше говорят, обращаясь к партнеру по игре, однако при участии педагога активно включаются в импровизированные ролевые диалоги, проявляют фантазию в поиске средств выразительности образа. Для развития общения со сверстниками, а значит, и совершенствования диалогической речи используют народные подвижные игры, которые строятся как игра драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Например: «Гуси-лебеди», «Краски», «Садовник» и т.д. Формы диалогического взаимодействия используются и в подвижных играх с готовыми диалогическими текстами. Дидактические игры и игры с правилами оказывают большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей. Правила побуждают слушать и слышать партнера, задавать ему вопросы, аргументировать высказывания, рассуждать, соблюдать очередность, отвечать на высказывание собеседника. Например: «Лото», «Домино», «Лабиринты». Для развития диалогического общения со сверстниками используем словесные дидактические игры. В них дети наизусть воспроизводят и осваивают различные диалогические единства. Диалогическое единство вопрос – ответ: Игра « Да и нет». Далее для обучения диалогической речи игры усложняются. Используются игры, в которых дошкольникам нужно оперировать не только заученными (репродуктивными), но и самостоятельно построенными (продуктивными) репликами, используем игры: «Звонок другу, маме», «Звонок в поликлинику» и т.д. Дети любят игры, побуждающие их к самостоятельному построению диалогических реплик: словесные игры без готовых текстов, театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами, например: «Похожи – не похожи» (словесная игра:- Собака и пчела не похожи: собака большая, а пчела маленькая.- Они похожи: обе живые.
Игры для развития диалогической речи способствуют формированию опыта взаимодействия детей и развитию диалогического общения у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практические занятия с детьми с ОВЗ организуются следующими специалистами: педагог-психолог, педагог дополнительного образования (по изобразительной деятельности), инструктор по физической культуре, учитель-логопед, социальный педагог.
В ДОУ на всех этапах сопровождения ребенка-инвалида проводится работа по социализации особых детей в общество. Важным качеством для ребенка ОВЗ является способность к социальной активности.
Одна из задач - привлечение детей ОВЗ к участию в различных конкурсах, культурно-массовых и спортивных мероприятиях, мероприятиях проводимых в ДОУ.
Регулярно должен осуществляться контроль со стороны врачей за состоянием здоровья детей.  Важная роль в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья принадлежит родителям, семье. Только тесный контакт с родителями, воспитателями, врачами помогает обеспечить  успех в развитии и коррекции нарушенных функций у детей.
Одно из направлений ДОУ в работе с родителями является повышение психолого-педагогической компетентности родителей в процессе реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы. Привлечение их к активному участию в воспитательно–образовательном процессе. Работу с родителями можно разделить на следующие блоки: познавательный, информационно-аналитический, досуговый и  наглядно-информационный.
Познавательный: семинары-практикумы, родительские собрания (общие и групповые), экскурсии по ДОУ, индивидуальные консультации и т.д.
Информационно – аналитический: анкетирование, социологические опросы, «Почтовый ящик», сайт ДОУ, электронная почта и т.д.
Досуговый: совместные досуги, праздники, участие родителей  в выставках  и  конкурсах, совместные субботники, экскурсии за пределы ДОУ, совместные проекты и т.д.
Наглядно-информационный:  Дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки, выпуск журнала, паспорт здоровья, открытые занятия, мини библиотеки, тематические дни и  недели.
Журнал для родителей – это  новая форма взаимодействия ДОУ и семьи.  Принципиально отличие журнала от стенда состоит в том, что журнал  издается в ДОУ и  ориентирован на родителей. Каждый номер журнала  посвящается только одной теме. Авторами статей  являются педагоги ДОУ и  иногда родители. Цель журнала - сделать интересный опыт воспитания достоянием каждого и преподнести его так, чтобы самым безразличным родителям захотелось принять участие в жизни группы.
Без родительской поддержки  процесс воспитания  и обучения будет неполноценным.
Целенаправленно организованная коррекционно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка с ОВЗ. Созданная коррекционно-развивающая  среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, умениями и навыками.  Побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.
Многолетний опыт исследовательской и практической деятельности психолого-медико-педагогического консультирования детей дошкольного возраста в ИКП РАО убедительно доказывает, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей открывает возможности включения их  в общий образовательный поток (интегрированное обучение) и снимает необходимость общего специального образования.
Система взаимодействия лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы с детьми призвана оказывать медико-психолого-педагогическую поддержку детям с ограниченными возможностями здоровья, их родителям и специалистам. Её функционирование в масштабах всей страны обеспечит каждой семье возможность своевременной медико-психолого-педагогической диагностики развития ребёнка, определения его специальных  психологических и образовательных потребностей, создаёт условия для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребёнка. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, начавший обучаться в первые годы жизни, имеет самые большие шансы на максимально быстрое достижение оптимального возможного для него уровня общего развития и, соответственно, более раннего выбора интегрированного обучения.
Процесс интеграции может быть эффективным только тогда, когда усилия семьи, образовательного учреждения и лечебного заведения  будут направлены не только на коррекционное обучение и воспитание, но и на формирование у членов общества гуманного милосердного отношения к «особым» детям.


 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год