Авторы конспекта: Софья Тимофеева и Анастасия Шевченко, профессиональные педагоги, соучредители детского эко-клуба «Умничка» и основатели проекта «Твой клуб» , в рамках которого разрабатываются различные методические пособия и конспекты по развитию детей дошкольного возраста. Чтение 4.21 Цель: формирование навыка чтения, развитие кодирования, фонематического слуха, свойств внимания и памяти. Формирование умения подбирать слог, соответствующий началу слова. Материалы: Рабочий лист. Игрушки - Гном, Буковка. Цветные карандаши. Карточка с буквой Т. Счётные палочки. План занятия. 1. Приветствие
2. Развитие артикуляционного аппарата. Чистоговорка. 3. Развитие фонематического слуха. Игра «Мамина сумка». 4. Дидактическая игра-сказка «Гном». Знакомство со звуком Т и Ть. 5. Подвижная игра. Петушок. 6. Характеристика звука Т. 7. Развитие фонематического слуха. Игра «Повтори серии слогов». 8. Письмо печатными буквами. Буква Т. 9. Чтение слогов с буквой Т. 10. Развитие восприятия. Буквы спрятались 11. Подвижная игра. Огород. 12. Чтение слов с буквой Т. 13. Звукобуквенный анализ слова. Место звука Т в слове. 14. Пальчиковая гимнастика. Мыши. 15. Подготовка руки к письму. Туча. 16. Прощание
Ход занятия. Приветствие. Приветствие педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят: Будем с буквами дружить, Чтобы в слоги их сложить, А потом читать слова, Чтоб умнела голова!
Развитие артикуляционного аппарата. Чистоговорка. «Трудился тигр – тренировался. Тигр твердым был – он не сдавался».
Развитие фонематического слуха. Игра «Мамина сумка». Педагог спрашивает детей, какие продукты мама принесла из магазина, если покупала только такие, в которых есть звук м (масло, молоко, макароны, мороженое, манка). Предлагаем назвать продукты, в названии которых есть звук мь (сметана, помидоры, вермишель, мясо, мед, пельмени). Дидактическая игра-сказка «Гном». Знакомство со звуком Т и Ть. - Гном и Буковка играли около домика Гнома, как вдруг Гном расправил ушки и начал прислушиваться. - Буковка, кажется, кто-то чинит крышу твоего домика. Я слышу тихий стук. Друзья обошли домик Буковки и посмотрели на крышу. На самом верху сидел грустный маленький дятел и тихонечко стучал маленьким клювиком по крыше: т-т-т-т-т-т-т. «Привет, малыш! Как ты здесь оказался?» - крикнул Гном. «Я живу в лесу с мамой и папой. Мы сидели на дереве и искали червячков, но тут подул сильный ветер, подхватил меня и унес далеко-далеко от родного дома. Я зацепился за эту крышу и стучу, чтобы папа и мама услышали меня». Гном ответил: «Не расстраивайся, сейчас мы снимем тебя с крыши, пойдем в лес и найдем твоих родителей. Мне понравилась твоя песенка. Она звучит, как будто стучит молоточек». Подвижная игра. Петушок
Дети становятся в круг. Каждый день петушок (ходьба по кругу) Делает зарядку, Очень нравится ему Все делать по порядку: Весело шагать, (ходьба на месте) Крылья поднимать, (руки вверх) Приседать и вставать, (приседание 4-6 раз) Прыгать и скакать,(10 прыжков) Весело кричать: «Ку-ка-ре-ку!». Характеристика звука Т. Предлагаем детям потренировать язычок вместе с Гномом. Улыбаемся, открываем рот, при этом кончик язычка стучит в бугорочки за верхними зубами: т-т-т-т-т-т-т. Выполняем упражнение 5-7 раз. Гном чувствовал, что язык не хочет пропускать воздух, он поднялся к бугоркам и устроил преграду, но воздух прорывается сквозь преграду и стучит по бугоркам. Просим детей произнести звук т, в соответствии с описанной артикуляцией. Следим за правильным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием. - Потом Гном закрыл ушки ладонями и произнес звук т. Ушки не зазвенели. Этот звук оказался глухим. Гном произнес его сначала твердо – т, и сильно сжал кулачки, потом мягко – ть, и раскрыл ладошку (каждое действие показываем). Затем определяем, может ли этот звук быть мягким и твердым. Для этого выделяем звук Т из слов: ТАНК, ТОПОЛЬ, ТАЧКА, ТЫКВА. И выделяем звук Ть из слов: ТЁТЯ, ТЯПКА, ТЕТРАДЬ, ТЮЛЬ Даем полное описание звука: звук согласный, глухой, может быть твердым и мягким. Развитие фонематического слуха. Игра «Повтори серии слогов». Предлагаем детям еще поиграть вместе с Гномом. Педагог произносит несколько слогов, ребенок точно повторяет последовательность слогов за взрослым. Цепочки слогов: та-то; та-то-ту; та-то-ты; ту-ты-тэ. Письмо печатными буквами. Буква Т. Педагог показывает карточку с буквой Т. -Буковка своим волшебным карандашом написала букву Т. Давайте, и мы напишем эту букву. Сначала обведем по контуру букву Т, затем «напишем» Т пальчиком в воздухе. - Сложите букву Т из счётных палочек. Сколько палочек Вам понадобится? Педагог предлагает детям выполнить задание на рабочем листе. - Раскрасьте букву Т синим цветом. - Обведите буквы Т, написанные пунктирными линиями. - Какие картинки нарисовал художник? Назовите изображения. Раскрасьте только те, предметы, названия которых начинаются со звука Т или Ть. - Какие картинки будем раскрашивать? Чтение слогов с буквой Т. Предлагаем детям вместе с Буковкой прочитать слоги. Повторяем правила чтения: Читаем слоги слитно, «растягивая» гласный звук. Если первой в слоге стоит согласная, обращаем внимание детей на последующую гласную букву, чтобы при чтении ребенок сразу переходил к следующей букве, не делая пауз между ними. Развитие восприятия. Буквы спрятались. Педагог предлагает детям назвать буквы, которые спрятались за заборами. - Обведите в кружок те буквы, которые обозначают глухой звук. Подвижная игра. Огород Дети становятся в круг. Мы пойдём в огород, (шаг на месте) Много там всего растёт: (развести руки в стороны) Огурцы сорвём мы с грядки, (срываем воображаемые огурцы) Помидоры с кожей гладкой, (руками обрисовываем круг) Толстая репка Засела в землю крепко, (поставить руки на пояс и слегка покачивать корпусом влево - вправо) Длинная морковка (поднимаем руки вверх и соединяем их ладонями) От нас укрылась ловко. (Присесть и прикрыть голову руками) Дёргай, дёргай из земли. (Встаём и имитируем движение) Всё собрали – посмотри! (Развести руки в стороны). Чтение слов с буквой Т. Педагог предлагает детям прочитать слова, написанные в рабочем листе, построчно и столбиками. - Назовите слова, которые состоят из одного слога. - Поделите слово ТОРТЫ вертикальной палочкой на слоги. Звукобуквенный анализ слова. Место звука Т в слове. Далее педагог обращает внимание детей на задание в рабочем листе. - Художник нарисовал картинки. Назовите изображения. Определите, где стоит звук Т: в начале, середине или конце слова. - Обозначьте звук на схеме точкой. - В каком слове звук Т находится в начале слова? Пальчиковая гимнастика. Мыши. Вышли мыши как-то раз (пальчики медленно «идут» по столу) Поглядеть, который час. (делаем «козырёк» у лба ладонью правой руки) Раз-два-три-четыре. (загибаем пальчики на левой руке, начиная с большого) Мыши дёрнули за гири. (поочерёдные движения согнутыми кулачками вверх-вниз) Вдруг раздался страшный звон – (резко хлопаем ладошками друг о друга) Убежали мышки вон. (пальчики быстро-быстро бегут по столу). Подготовка руки к письму. Туча. - Скажите слово ТУЧА. Сколько слогов в этом слове? Какой первый слог? С какого звука начинается слово ТУЧА? - Обведите тучу и нарисуйте дождик. -Дорисуйте морковкам штрихи. Прощание Дети садятся на пол в круг вместе с педагогом и берутся за руки. Хором произносят стихотворение, раскачивая руками в такт. Мы чудесно занимались, Все играли, все старались, Скоро встретимся опять, Чтобы снова почитать!
|