«Заучивание стихотворения С.Есенина «Белая береза» с использованием мнемотаблицы» |
Учим Чтению | |||
Автор: Иванюхина Раиса Павловна | |||
08.03.2017 22:08 | |||
«Заучивание стихотворения С.Есенина «Белая береза» с использованием мнемотаблицы» (Художественно-эстетическое развитие) Возрастная группа: Подготовительная к школе (6-7лет). Цель занятия:
Ход занятия:
1. Введение в ситуацию. Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, активизировать речь детей. Воспитатель собирает детей около себя. -Дети, а вам нравится любоваться природой? Почему? Выслушав все ответы, воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации, на которых изображены зимние пейзажи. -Как называются картины, на которых мы можем увидеть изображение природы во всей ее красе? (пейзаж) -Что вы видите на картинах? (ответы детей). -Какое дерево чаще всего рисовали художники? (березу) -Многие великие художники любили рисовать березу. Береза –самое любимое дерево русского народа. О ней сложено много песен, сказок стихов. Когда великий русский композитор М.И. Глинка возвращался на родину, то, переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой березе. А какое красивое стихотворение о березе написал русский поэт Сергей Есенин! Называется оно «Белая береза». -Вы хотите выучить его наизусть и рассказать дома? 2. Актуализация знаний. Дидактические задачи: 1)актуализировать знания детей о русской березе как символе России; 2)содействовать в восприятии детьми литературного текста; 3)вызывать эмоциональный отклик на него. 2. 1.Словесно-речевая игра «Плетем венок» (под мелодию песни «Во поле береза стояла»). Дети подходят по одному и, называя слова, подходящие к слову «береза», образуют хоровод. 2. 2. Береза- символ нашей Родины. Ее считают русским деревом. Прекрасные стихи о зимней березе принадлежат великому поэту С. Есенину (показать портрет). -Послушайте стихотворение «Белая береза» (чтение стихотворения). Беседа по содержанию. -Понравилось ли вам это стихотворение? (ответы детей) -О чем это стихотворение? (о зимней березе) -Какою увидел березу поэт? (укрытую снегом) -С чем сравнивает поэт березовые ветки? (с белой бахромой) -Что такое «бахрома»? - «И горят снежинки в золотом огне» — что значит «горят?». Как сказать по-другому? (блестят, сверкают). -У какого времени года такие краски? -Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? (ответы детей) -Каким голосом нужно рассказывать о березе? (неторопливо, не очень громко). Воспитатель еще раз читает стихотворение. 3. Затруднение в ситуации. Дидактические задачи: 1)создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о мнемотаблице; 2)сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины; 3)тренировать мыслительные операции, развивать речь, память, внимание, образное мышление. Далее воспитатель задает детям вопрос: -Кто может рассказать стихотворение «Белая береза»? -Почему не смогли? (потому что не запомнили). -Что нужно сделать, чтобы запомнить? 4. Открытие нового знания. Дидактические задачи: 1)актуализировать способы получения информации; 2)сформировать представление о мнемотаблице; 3)сформировать умение пользования таблицей. Дети предлагают свои способы и варианты запоминания стихотворений. Далее воспитатель говорит о том, что чтобы легче и быстрее запомнить стихотворение, люди придумали мнемотаблицы. Это такая схема, в которой заложено все содержание стихотворения. Для того, чтобы запомнить стихотворение, надо нарисовать в таблице все то, что поможет выучить стихотворение и при чтении внимательно следить за таблицей. Детям рисуют мнемотаблицы. 5. Включение нового знания в систему знаний. Дидактические задачи: 1)организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение; 2)закрепить умение детей работать с мнемотаблицами; 3) тренировать мыслительные операции, развивать речь, память, внимание, образное мышление. Физкультминутка «Берёзка». Мы берёзку посадили, Выпрямиться, стоя за столом. Мы водой её полили, Руки согнуть к плечам, ладонями вперёд. И берёзка подросла, Потянуть руки вверх. К солнцу ветки подняла, А потом их наклонила Руки вниз, спина прямая. И ребят благодарила. Поклоны головой. сесть. Воспитатель читает стихотворение по таблице, дети внимательно следят. -А теперь давайте вместе расскажем стихотворение по мнемотаблице (затем дети повторяют индивидуально). 6. Осмысление (итог) занятия. Дидактические задачи: сформировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь. Воспитатель собирает детей около себя. -О чем мы сегодня с вами говорили? -Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии? -Что вам помогло так быстро запомнить и рассказать стихотворение С. Есенина «Белая береза»? Воспитатель хвалит детей. Мнемотаблицу по стихотворению помещает на видное место.
|