«Внедрение проектной деятельности в педагогический процесс с целью повышения интереса к чтению и формирования читательских компетенций у детей дошкольного возраста». |
Учим Чтению | |||
Автор: Омельченко Виктория Валерьевна | |||
21.03.2017 23:56 | |||
«Внедрение проектной деятельности в педагогический процесс с целью повышения интереса к чтению и формирования читательских компетенций у детей дошкольного возраста». «Привить ребенку вкус к чтению – С. Лупан. В настоящее время модернизация общества привела к системному кризису читательской культуры во всем мире, следствием которой является неуклонное снижение интереса к чтению у населения. Телевидение, компьютер, интернет — практически заменили книгу, утрачивается традиция «семейного чтения». В результате, у современных детей наблюдаются: частые речевые нарушения, непонимание прочитанного, неумение выражать собственные мысли.
Как показывают научные исследования – художественная литература является могучим, действенным средством всестороннего развития детей. Поэтому вопрос воспитания интереса к художественной литературе у подрастающего поколения требуют пристального внимания со стороны педагогов, а также необходимость внедрения современных методов в педагогическом процессе. Существующие нормативные изменения и тенденции, произошедшие сегодня в ДО, требуют от педагога новых форм и подходов в организации совместной деятельности педагога и воспитанников в детском саду. Л.С. Выготский считал, что именно, именно в ходе совместной деятельности формируются все психические процессы человека — теория культурно-исторической развития личности. Одной из самых результативных и привлекательных совместных форм является проектная деятельность. Основное предназначение этого метода — создание педагогом таких условий, в которых дети смогут самостоятельно или при помощи взрослого находить и приобретать знания путем исследования, поиска и решения практических задач. Именно в проектной деятельности ребенок взаимодействует не только с детьми и педагогом, но и чувствует себя активным участником процесса, исследует, творит и играет. Наблюдения за детьми и опрос родителей детей в старшей группе показал, что дети интересуются книгой, если чтению уделяют достаточное внимание в семье ребенка. Поэтому, вовлечение родителей в совместные проекты, с целью формирования устойчивого интереса к чтению, является одной из важных задач. Особенность метода проекта состоит в том, что обязательным условием его реализации является:
Рассмотрим более подробно этапы проектной деятельности на примере реализованного мною проекта: «Книга – самый лучший подарок». Вид проекта: информационно-творческий Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители, музыкальный руководитель. Срок реализации: 2 недели Актуальность: В современных семьях перестали уделять достаточное внимание книгам. Родителям удобнее дать ребенку в руки пульт от телевизора, планшет или компьютер, которые лишают детей и их родителей живого общения на основе книги. Следствием чего является слабая речевая активность, недостаточное развитие коммуникативных навыков. Дошкольный возраст — это возраст когда закладываются первые читательские компетенции. Поэтому очень важно приобщить ребенка к чтению уже в дошкольном возрасте. Цель проекта: развитие интереса у детей к детской книге посредством познавательной и творческой деятельности, воспитание бережного отношения к книге. Задачи:
В ходе проектной деятельности использовала разнообразные методы, способствующие активизации детской деятельности:
Проект проходил в 4 этапа:
На первом этапе работы была обозначена проблема и озвучена тема проекта: «Книга – самый лучший подарок». Были поставлены цели и задачи по проблеме отсутствия у детей устойчивого интереса к книге, затруднения в пересказе произведений, выразительности речи. Составлен примерный план проекта и список мероприятий. Были использованы следующие формы работы:
На втором этапе детей познакомили с историей праздника – «Международного дня детской книги» (2 апреля 1943 г.) Было проведено интегрированное занятие: «Путешествие в прошлое. История книги», был создан мини-музей в книжном уголке «История Книги». На третьем этапе с детьми проводились различные беседы: «Из чего и как делают книгу?», «Как беречь книгу?», «Для чего нужна библиотека?», «Пословицы о книге — народная мудрость, что они означают?», «Книги читать — все знать!». Была организована художественно-творческая деятельность: аппликация «Книжкина больница», рисование: «Моя любимая книга». Каждый день обозначался новой темой, в соответствие с которой организовывалась выставка в книжном уголке. «Мои первые книжки», «Страна сказок», «Мир поэзии» и.т. п. На заключительном этапе прошли выставки: «Любимые книги моих родителей», Интегрированное занятие с аппликацией «Книжку очень я люблю, ей закладку подарю», «Книга — лучший подарок» (изготовление обложки для книги в стиле скрапбукинг — «книга из вырезок», техника декупаж). В ходе педагогического процесса использовались различные формы работы с родителями: анкетирование, консультации ( «Книга в жизни ребенка», «Как привить ребенку вкус к чтению»), наглядная информация (памятка «Как приучить дошкольника к чтению», стендовая информация «Читаем вместе с нами»), кроссбукинг (обмен прочитанными книгам) «Семейная библиотека, участие родителей в организации выставок в книжном уголке; По итогам проекта: «Книга — самый лучший подарок» были достигнуты следующие результаты: дети многое узнали о книге, ее истории и создании; познакомились с профессиями, создающими книгу (иллюстратор, редактор, оформитель); дети стали аккуратней относится к книгам, заботиться о них; родители воспитанников получили полезные консультации и рекомендации по воспитанию любви к книге. Проектная деятельность очень понравилась детям и их родителям. Каждый проект помогает решать определенный круг заранее запланированных задач и обязательно завершается конечным результатом или продуктом, предоставляя педагогу возможность спроецировать выбранную тему на любые образовательные области и провести ее через разные виды детской деятельности. Так, например, проект: "Любимый автор" был завершен показом развлечения ко дню рождения писательницы в виде литературной гостиной «Путешествие по стихам Агнии Барто». Альбом «Моя любимая книжка Корнея Чуковского» стал результатом проекта «В стране сказок Корнея Чуковского» в старшей группе, а также было организовано оформление участка в летне-оздоровительный период по сказкам К.И. Чуковского. Проект «Не перевились ещё богатыри на земле русской!» дал представление детям о народных былинах и ее героях и главных исторических событиях своей страны. Благодаря этому проекту, дети испытали чувство гордости за героическое прошлое своей страны и ее воинов, многое узнали об армии, что позволило осуществить задачи патриотического воспитания, который завершился коллективной творческой работой "Тридцать три богатыря" и стенгазетой "Мой папа-солдат. " Проекты: "Юный писатель", «Мои первые стихи» помогли развить у детей способности к сочинительству, целенаправленному восприятию стихотворного текста; сформировать навыки грамматически правильного оформления детских высказываний — что успешно помогло решить задачи по воспитанию чуткости к художественному слову и формированию детских интересов и предпочтений. Потенциал проектной деятельности разнообразен и имеет неограниченные возможности его использования в педагогическом процессе. По итогам внедрения проектной деятельности в педагогический процесс, с целью повышения интереса у детей к чтению, хочется отметить, что дети стали проводить больше времени в книжном уголке, уделять внимание книгам, обращаться к взрослым с просьбой почитать, у них активизировалась любознательность — стали чаще задавать вопросы, рассуждать и рассказывать истории, принимать активное участие в совместной деятельности и побуждать к ней своих родителей. Таким образом, проектный метод является успешной технологией вовлечения в совместную деятельность детей и взрослых, где педагог из транслятора готовых знаний превращается в организатора познавательной деятельности, помогая своим воспитанникам освоить универсальные компетенции, которые пригодятся им в будущем. Внедрение проектной деятельности, как инновационной формы работы, позволило повысить эффективность воспитательной работы педагога с детьми и их родителями, вызывать у них интерес и желание активного участия во всех процессах с целью развития интереса к художественной литературе, формирования культуры чтения и воспитания в дошкольниках будущих читателей.
|