Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Одно из средств духовно-нравственного воспитания — домашнее чтение.
Учим Чтению
Автор: Макарова Светлана Ивановна   
06.08.2016 16:09

Одно из средств духовно-нравственного воспитания — домашнее чтение.Одно из средств духовно-нравственного воспитания — домашнее чтение.

«Чтение – это окошко, через которое дети видят мир
и познают себя». В.А. Сухомлинский.

Семье принадлежит ведущая роль в формировании у детей нравственных ценностей. Родители и педагоги учат детей своим собственным примером, а потом уже наставлениями. В воспитании подрастающего поколения отводится большая роль произведениям художественной литературы.

Детям читают стихи, рассказы, рассказывают сказки, басни. Известно из наблюдений, что через определенный этап жизни, произведения художественной литературы отчасти забываются — появляются новые. Читателей становится меньше, теряется интерес к художественному слову. Зато большой интерес дети проявляют к мультфильмам иностранного происхождения, которые несут агрессию, бездушие, черствость, компьютерным играм. Выходит, что телевидение, компьютеры вытесняют книги. Напрашивается вопрос – много ли людей в современном мире читают регулярно? Что бы этого не произошло следует, как можно больше говорить о важности художественного слова в жизни каждого человека.

 

Что читать детям вправе решать родителям. Очень редко встречаются дети, которые не любят, чтобы им читали. Большинство же внимательно слушают, проявляют интерес к прочитанному. Когда подрастет ребенок он сам определится с репертуаром, а пока мы должны показать красоту художественных произведений, донести поучительное содержание, научить вести диалог по прочитанному, научить отстаивать свою точку зрения о прочитанном. Что может повлиять на проявление интереса к художественны произведениям, это: чтение родителями в детстве, выразительное, эмоциональное преподнесение произведений художественной литературы. Все это по силам родителям, так как домашнее чтение одно из средств духовно-нравственного воспитания. Оно не только обогащает детей, но и родителей. Знания о семье, доброте и зле, о чистоте отношений – сближает старшее поколение с младшим. Очень жаль, что современное подрастающее поколение мало знает о своих предках. Семейное чтение способствует как раз больше узнать о них. Спросите как? Семейное чтение способствует сплочению семьи, установлению более близких внутрисемейных контактов, дает возможность почувствовать значимость жизненного опыта старших членов семьи у которых на каждый вопрос есть ответ, узнать о своих близких что-то очень важное и интересное.

После чтения произведений у детей появляется тема для разговора, обсуждения, что позволяет отстаивать свою точку зрения, высказывать свое мнение, вступать в спор.

Основные рекомендации подбора произведений для чтения: художественные произведения в специально отведенное время, читать регулярно, если у детей возникают вопросы по прочитанному не спешить отвечать, а дать возможность подумать как они сами понимают данную ситуацию, так как очень важны умозаключения самого ребенка, если в семье есть дедушки и бабушки приглашать их для дискуссии, если интерес к одному и тому же произведению у ребенка все еще очень ярок и ребенок просит прочитать еще раз, читать следует с радостью и удовольствием. Проявление такого интереса говорит о том, что ребенка затронула данная тема и он эмоционально переживает сюжет произведения.

Семейное чтение сближает родителей и детей, пробуждает желание как можно чаще встречаться в кругу семьи, общаться, дарить радость, самому получать положительные эмоции.

Роль педагога в организации семейного чтения заключается в следующем: фиксация того, что родители рассказывают о своих детях, о их впечатлениях о прочитанном, применение ярких впечатлений в творческих играх, обсуждение ситуаций связанных с содержанием сказок, в которые ребенок применяет полученные знания, впечатления, отражение своих впечатлений в изобразительной деятельности.

Семейное чтение самый доступный путь приобщения детей к жизненному опыту старшего поколения, а следовательно, средство духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Литература:

  1. Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-6 лет» -М. 2010г.
  2. Руденко Т. «Книги хорошие, книги плохие» Ж: Дошкольное образование 2010г. №6.
  3. Пиминова И.П. Сластникова Л.А. «Семейное чтение». Целевая программа на 2008-2010г.
  4. Нежданова Л.И. Киченко Е.А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения. М: Просвящение, 1996г.
  5. Жукова Г.Д. «Семейное чтение в год семьи». М.Русская школьная ассоциация, 200г.
  6. Гриценко З.А. «Положи твое сердце у чтения». — М. Просвящение, 2000г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год