Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Курсовая работа по обучению грамоте «Формирование действий чтения у дошкольников»
Учим Чтению
Автор: Смирнова Дарья Юрьевна   
24.12.2024 19:35

Курсовая работа по обучению грамоте «Формирование действий чтения у дошкольников»Курсовая работа по обучению грамоте «Формирование действий чтения у дошкольников»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «УФИМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ» СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПРОГРАММЕ БАКАЛАВРИАТА СМИРНОВА ДАРЬЯ ЮРЬЕВНА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ЧТЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

студентка III курса заочной формы обучения Направление подготовки: 44. 03. 01 Педагогическое образование

Программа: Дошкольное образование Руководитель старший преподаватель Л.С. Саттарова

СТЕРЛИТАМАК – 2024

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе все большую роль играют телевизор, компьютеры и другие технические средства в жизни родителей и их детей. В связи с этим часто заметно уменьшается интерес к чтению в семьях. Однако книги очень важны для развития ребенка. Благодаря книгам дети расширяют свое представление о мире, узнают о вещах, природе и окружающем их мире. Книги также развивают их взгляды, культуру и внутренний мир. Книги являются источником знаний, помогают развивать ребенка и понимать жизнь.

 

Скачать курсовую работу

Воспитатели в дошкольных образовательных учреждениях озабочены вопросом о том, как правильно развивать творческое начало в восприятии книги у детей и обогащать их духовный и культурный уровень. Вопрос о восприятии книги детьми в дошкольном возрасте является одним из актуальных в психологии и педагогике сегодня. Главным фактором, который влияет на отношение ребенка к книгам, является его интерес к чтению.

Основной задачей знакомства детей с художественной литературой является формирование у них интереса и любви к книгам, развитие способности слушать и понимать тексты, умение общаться с книгой и развитие художественной культуры. Все это является основой для воспитания будущего талантливого читателя и литературно образованного человека.

Важность приобщения детей к книгам и родному слову отмечают педагоги, психологи и лингвисты, такие как К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Л.А. Айдарова и другие. Л.С. Выготский указывал, что задача литературного образования дошкольников состоит не в изучении классической литературы и ее истории, а в том, чтобы открыть перед ребенком весь мир словесного искусства.

Ученые А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, О.С. Ушакова, Н.А. Короткова и другие отмечают, что дошкольный возраст — это период активного формирования художественного восприятия у ребенка. Одной из важнейших задач школ и дошкольных образовательных учреждений является пробуждение интереса к чтению и его развитие. Интерес к книгам пробуждается в младшем дошкольном возрасте, и здесь ведущую роль должна играть семья. Задача воспитателей состоит в том, чтобы познакомить родителей с приемами общения ребенка с книгой. Книги помогают детям овладеть речью, которая является ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей и человеческих отношений.

Частое чтение художественных текстов детям младшего дошкольного возраста, их сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют осознанию окружающего мира, развивают любовь к прекрасному и закладывают основы нравственности. Если не заниматься формированием интереса к чтению у ребенка, чтение может нанести ему вред и закрепить неадекватные стереотипы, что подчеркивает актуальность выбранной темы. В связи с этим, мы определили актуальность нашей работы:» Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, дети не любят и не хотят читать. Но дети даже и не представляют, какой безграничный мир перед ними откроет книга»

Наша тема называется:» Формирование действий чтения у дошкольников»

Таким образом, мы определили цель и задачи нашего исследования:

Цели нашейработы:

  1. Развитие интереса к художественной литературе.
  2. Формирование литературного вкуса.
  3. Воспитание будущего читателя.

Задачи нашей работы:

  1. Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами.
  2. Обогатить лексику образными словами, выражениями, помочь сформировать грамотную речь.
  3. Способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слуха, памяти, внимания, воображения, художественного и литературного творчества).
  4. Сформировать положительный образ «я».
  5. Воспитать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.

Можно назвать еще одну актуальность данной работы: социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили следующие тенденции:

  1. Заметное снижение интереса к чтению у младших школьников и подростков.
  2. Резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из – за того, что телевидение, видео и аудиотехника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни.
  3. Подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры.
  4. Исчезновения традиций семейного совместного чтения с детьми.

Предмет исследования: художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством чтения литературы.

Объект исследования: дети дошкольного возраста, у которых будет совершенствоваться восприятие художественной литературы.

Гипотеза исследования такова: Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством чтения литературы будет эффективно, если совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений при внимании и интересе к образам произведения.

По своей структуре наша работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения.

Неумение читать, непонимание смысла текста затрудняют обмен информацией, влияют на качество образования, делают человека уязвимым в общении, в аргументации сказанного. Почти невозможной становится межкультурная коммуникация, ослабляются поколенческие связи.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка «социальном институте» — детский сад.

В процессе общения с книгой ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа личности.

Методы работы по приобщению детей к чтению:

Словесные:

  1. Чтение художественных произведений.
  2. Беседы по прочитанному.
  3. Заучивание наизусть.
  4. Пересказ произведений.
  5. Выразительное чтение.

Практические:

  • Игры – драматизации.
  • Дидактические игры.
  • Элементы инсценирования.
  • Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации).
  • Театрализованная деятельность.

Наглядные:

  • Показ иллюстраций, картинок, игрушек.
  • Просмотр видеороликов, фильмов.
  • Оформление выставок.
  • Использование разных видов театра.

Формы работы:

  • Занятия (по ознакомлению с художественной литературой, фольклором по ознакомлению с биографиями писателей, поэтов, с творчеством художников – иллюстраторов, с историей возникновения бумаги, книг, письменности, по развитию речи).
  • Кружковая работа.
  • Культурно – досуговая деятельность; литературные конкурсы, праздники, развлечения, интеллектуальные игры.

ГЛАВА 1. РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. 1. ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

К сожалению, в последние годы в нашей стране наблюдается кризис детского чтения. Читательский опыт многих поколений свидетельствует, что интерес к книгезарождается именно в дошкольном детстве, потому что чувства дошкольника отличаются особой эмоциональностью. И чем раньше проявляется интерес к чтению, тем оригинальнее, глубже формируется читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным уровнем.

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя, писал известный Советский педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский.

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке талант читателя. Дети дошкольного возраста слушатели, а не читатели. Художественное произведение до них доносит педагог, родители. Не только в детском саду, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, т.к. роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Чтение развивает воображение, память, улучшает концентрацию внимания, увеличивает словарный запас. Литература способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном. Однако, в нашем современном, компьютеризированном ритме жизни, мы просто забываем о художественных ценностях, о русских традициях. Наши дети всё реже интересуются классикой, забывают, а порой и просто не знают русских народных сказок, знаменитых сказок зарубежных писателей, на которых выросло не одно поколение, в том числе и мы с вами. Их сегодняшними любимыми героями становятся Барби, бетманы, роботы, Винкс и т.д. И это очень печально: ведь в наших сказках герои не только помогают в чём – то, они учат нас жить, дружить, быть добрыми, отзывчивыми, не боятся трудностей и всегда идти вперёд к поставленной цели. Проживая жизнь героев – ребёнок вбирает, присваивает их духовный опыт, и этот опыт становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия и поступки. Главной задачей ознакомления дошкольников с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умении слушать и понимать художественный текст, т.е. всё то, что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека. Сегодня, когда наши дети только постигают азыхудожественной литературы, необходимо помочь им полюбить книгу. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. Читайте книги с ребенком, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. Семейное чтение для детей — это ещё и общение с родителями. Как удивительно, когда наступает этот прекрасный момент и папа или мама откладывают все дела, сажают на колени, обнимают за плечи. Можно прижаться к маме, слышать её голос, вместе с мамой сопереживать любимым героям. Когда ребёнок устал или болен, нет ничего лучше такого чтения- общения. Во многих семьях есть прекрасная традиция успокающего чтения на ночь. Лучше читать спокойные нестрашные сказки. Слушая книги, дети учатся, думать, мечтать, на вопросы ответ получать. Каждый раз, что-нибудь узнают, окружающий мир познают.

Недавно опубликованное исследование рассказывает о том, что происходит в мозге вашего ребенка в каждой из этих ситуаций. По словам одного из исследователей, профессора ДжонаХаттона, возникает «эффект Машеньки из “Трех медведей”»: какие-то из этих способов рассказать сказку «не по размеру» маленькому ребенку, а какие-то в самый раз.

Профессор Хаттон занимается изучением истоков формирования способности читать и писать. В описываемом исследовании 27 детям в возрасте около 4 лет делали функциональную магнитно- резонансную томографию (фМРТ) во время знакомства со сказкой. Им были предложены 3способа: аудиокнижка, книжка с картинками и звуковым сопровождением и мультфильм. Пока дети слушали / читали / смотрели сказку, томограф сканировал работу определенных участков головного мозга и их коннективность (термин в нейробиологии, означающий взаимодействие различных связей и структурных элементов головного мозга — Прим. ред).

«В основе нашего исследования лежало представление о том, какие области мозга задействуются во время знакомства со сказкой», — объясняет Хаттон. Первая — речевые центры. Вторая — области зрительного восприятия. Третья — отвечающие за воображение. Четвертая — так называемая сеть пассивного режима работы мозга, отвечающая за внутреннюю рефлексию и придание чему-либо значений и смыслов.

Сеть пассивного режима работы мозга включает в себя участки мозга, которые задействуются тогда, когда от человека не требуется активная концентрация на задаче, поскольку действие многократно опробовано и доведено до автоматизма.

Если использовать термин Хаттона «эффект Машеньки из “Трех медведей”», вот что обнаружили исследователи:

- Когда дети слушали аудиокнигу, наблюдалась активация речевых центров, но коннективность в целом была низкой. «Это означало, что детям было трудно понять содержание».

- При просмотре мультфильма наблюдалась высокая активация зон слухового и зрительного восприятия, однако в этих условиях функциональная коннективность была значительно ниже.

«Работа речевых центров затруднялась», — комментирует Хаттон. «Мы трактуем это как то, что мультфильм делает всю работу за ребенка. Дети тратили большую часть энергии на то, чтобы просто понять, о чем идет речь в мультфильме». Понимание сказочного сюжета ребенком в данном случае было самым слабым.

- Книжка с картинками была для детского мозга тем, что Хаттон назвал «в самый раз».

Когда дети видят иллюстрации, активность речевых центров немного снижается по сравнению с тем, когда они прослушивают аудиокниги. В этом случае ребенок концентрируется не только на словах, но и использует картинки как подсказки, чтобы лучше понять историю.

«Дайте им картинку и им будет, над чем работать», — объясняет Хаттон. «Тогда как припросмотре мультика сказочная история буквально сваливается на ребенка, и ему совсем не нужно трудиться».

Особенно важно, что во время чтения ребенком книжки с картинками исследователи увидели возросший уровень коннективности всех областей мозга, изучаемых в этом эксперименте: речевых центров, областей визуального восприятия, зон, отвечающих за воображение и сети пассивного

режима работы мозга.

«У детей в возрасте 3-5 лет области мозга, отвечающие за воображение и пассивный режим работы мозга, созревают позже, и для интеграции с остальными участками мозга им требуется практика», — объясняет Хаттон. «Избыточный просмотр мультфильмов может мешать этому процессу».

Когда мы читаем детям книги, они трудятся больше, чем мы можем увидеть. «Благодаря этому они тренируют “мышцы”, отвечающие за оживление картинок у них в голове».

Профессора Хаттона беспокоит, что в долгосрочной перспективе «дети, которые смотрят слишком много мультфильмов, находятся в зоне риска: процессы интеграции в их мозге не происходят должным образом».

Детский мозг, перегруженный необходимостью понимать язык без достаточной практики, хуже справляется с задачей формирования мысленного образа прочитанного и осмыслением содержания сказки. Это делает ребенка противником чтения, поскольку его мозг не очень хорошо подготовлен к получению того, что может дать книга.

Важное замечание: из-за ограничений метода фМРТ, при котором нужно лежать неподвижно, ученым в данном случае не удалось полностью воссоздать естественные условия, когда ребенок смотрит и слушает сказку с картинками на коленях у мамы или папы.

В проведенном эксперименте отсутствовали эмоциональная связь и тактильный контакт, поясняет профессор Хаттон. А также отсутствовало так называемое «диалогическое чтение»,

предполагающее, что тот, кто читает, указывает ребенку на незнакомые или необычные слова или говорит «найди мне на картинке кошку». Это целый отдельный слой в формировании навыка чтения и установлении тёплых, доверительных отношений между малышом и тем, кто читает емукнижку.

Результаты этого небольшого исследования показывают, что при выборе между мультфильмом и книгой с картинками нужно отдать предпочтение последней, т.е. книге.

Но если вам по тем или иным причинам некогда, то ребенку можно поставить аудиокнигу перед сном или во время какого-либо поручения (можно попросить перебрать крупу, которую вы якобы случайно смешали с макаронами и т.д.) или же предложить ребенку собрать мозаику, дать в руки пластилин, краски, карандаши.

Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы разнообразны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель.

Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические представления. По словам В.А. Сухомлинского, чтение книг – это тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. По мнению О.С. Ушаковой, художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет мысли и чувства, воздействует, убеждает, воспитывает. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который закладывается в дошкольном детстве. В детском саду младших дошкольников знакомят с литературными произведениями разных жанров: рассказами, сказками, стихотворениями, пословицами, поговорками, потешками и т.д. Перед воспитателями ставится цель овладения детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение задач развития свободного общения с взрослыми и сверстниками, развитие всех компонентов устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны, связной речи в различных формах детской деятельности.

Приобщаясь к художественной литературе, ребенок младшего дошкольного возраста накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Превалирующее место в детском словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния, однако начинают активно употребляться прилагательные и местоимения.

У ребенка формируются обобщающие функции слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глагола, повелительное наклонение. Начинают появляться и сложные формы предложений, состоящие из главных и придаточных, в речи отражаются причинные, целевые и другие связи, выраженные через союзы. Средствами художественного слова ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок получает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Характерная для младшего дошкольника особенность, которую отмечают исследователи детства, – это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Человек, по утверждению К.И. Чуковского, начинает говорить не прозой, а стихами. Первые слова, которые произносит ребенок, по симметричному расположению гласных звуков являются совпадающей рифмой: ма-ма, па-па, бо-бо и т.д. Сама природа ребенка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют, прежде всего к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Оттого-то малышам нравится произведения детского фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию, музыку и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям ребенка. Каждая из песенок, подобных «Ладушки», «Козе», «Сороке -белобоке», – это блестящий мини-спектакль где ребенок и зритель, и певец, и танцор, и актер, и чтец. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, интонации, ребенок усваивает национальный колорит русской поэзии, ее дух, отчего литература становится для него поистине родной.

В наше время отношение детей к детской книге сильно изменилось. Первое знакомство детей с художественной литературой происходит через другие источники (интернет и телевидение). Проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что и отразилось на чтении взрослых и детей. Самуил Яковлевич Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он есть в каждом), его надо раскрыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Перед нами стоит задача, открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Исходя из этого, читательская судьба ребёнка зависит от взрослого, который является посредником между писателем и ребёнком. Поэтому детское чтение нуждается в поддержке. Детский сад – первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение. Начинать работу по данной теме необходимо с самого раннего возраста. Умение воспринимать литературное произведение не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста. Знакомство дошкольников с детской литературой связано с одной из образовательных областей — «Речевое развитие», которое осуществляется в соответствии с ФГОС ДО.

Приобщая ребенка к книге формируем бережное отношение к ней (не рвать, не мять, не заворачивать листики). Воспитывая любовь к книге, стараемся что бы дети улавливали ритмичность речи, интонационную выразительность речи, чувство понимания образного языка сказок, рассказов, стихотворений.

Читаем не только на занятиях, но и перед обедом после прогулки, во второй половине дня. В круг чтения входят произведения разных видов и жанров: стихи, сказки, рассказы, юмористические произведения. Есть довольно длинные произведения их читаем за несколько раз. Чтение с продолжением развивает у ребенка привычку слушать книгу. Формирует устойчивый интерес к литературе. Во время чтения активизируем внимания детей. Дети повторяют слова, отвечают на вопросы, рассматривают иллюстрации. После чтения рассказа спрашиваем детей, что им прочитали, почему они думают, что это рассказ, а не сказка или стихотворение. Затем задаем вопросы, выясняющие понимание детьми основного смысла рассказа, поступков героев. Основными методами работы с дошкольниками является следующие:

Чтение — дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

Рассказывание — относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

Инсценирование — этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

Заучивание наизусть — выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Для решения задач всестороннего развития детей существенную роль играет правильный отбор литературных произведений, как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.

Дошкольники имеют возможность каждый день общаться с книгой, развивая свои интересы. Созданы книжные центры — спокойное, удобное, эстетически оформленное место. Ребенок видит книгу не в руках педагога, а остаётся с ней один на один. Внимательно и сосредоточено рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам тем самым прививаются навыки культуры общения и обращения с книгой. Чтение художественной литературы стимулирует творческое воображение детей. Сюжеты прочитанных книг дети отражают в лепке, рисовании, аппликации. Театрализованные игры помогают формировать нравственно нормы поведения. Прием драматизации упражняет детей в умении чувствовать героя, войти в его положение. В результате «проживания» в образе сказочного персонажа ребенок проигрывает ту или иную ситуацию, примеряет ее на себя и позволяет сделать вывод: что хорошо, а что плохо. Одновременно театрализованные игры прививают устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Устанавливаются контакты с семьей по работе к приобщению детей к художественной литературе. Проводятся конкурсы поделок из природных материалов, консультации, рекомендации. Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Большое внимание уделяется работе с родителями.

Консультации: «Какие книги читать детям»

Рекомендации по организации домашнего чтения

Чтение обогащает не только интеллект и словарный состав, оно заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика.

Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку – дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год