Проект «Чтение художественной литературы как средство ранней профориентации младших дошкольников» |
Учим Чтению | |||
Автор: Вельмискина Анна Викторовна Уварова Светлана Николаевна | |||
22.12.2024 11:53 | |||
Проект «Чтение художественной литературы как средство ранней профориентации младших дошкольников» Ознакомительно-практический, групповой, среди детей одной группы, долгосрочный (1 год) Участники проекта: воспитанники первой младшей группы № 4 Автор проекта: Вельмискина Анна Викторовна, воспитатель. г. Саранск Аннотация Современная действительность диктует новые требования. Среди которых трудовое воспитание детей стоит на первом месте. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – все это психологически подготавливает ребенка к созидательному труду. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (ранняя профориентация) имеет большое значение в социализации личности.
Предлагаемый проект ориентирован на создание в ДОУ условий для ранней профориентации детей. Решение поставленной проблемы планируется через вовлечение воспитанников младшего дошкольного возраста, их родителей в совместную деятельность по профориентации и знакомство с профессией. Проект рекомендован педагогам дошкольных образовательных организаций и родителям для введения ребенка в мир профессиональной деятельности взрослых. Пояснительная записка «Дайте ребенку радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим». В. А. Сухомлинский Актуальность Проблема профориентации является общественной, так как именно от нее зависит состояние общества, развитие рынка труда. Детский сад является первой ступенью знакомства дошкольников с профессией. В современной педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в ранней профориентации и недостаточной разработки научно-методических средств реализации. Имеющиеся методики и разработки по ранней профориентации, в основном ориентированы на детей старшего дошкольного возраста, и школьников. Формирование личности ребенка начинается намного раньше, исходя из этого, профориентацию нужно начинать с младшего дошкольного возраста. Итутмысталкивается свопросом, какэтосделать? Ведь маленькие дети неусидчивые, невнимательные, подвижные, капризные, какая может быть ранняя профориентация... Их бы просто научить слушать и правильно кушать. Нопотоммызадумались, ачто влюбомвозрастевоспринимается наиболеелегко и понятно? Без сомнения это художественная литература, потому что именно через нее ребенок учится тому, что хорошо, что плохо, как вести себя в той или иной ситуации и постигать азы трудовой деятельности. В младшей группе дошкольного возраста был разработан и реализован проект, который служит началом работы в столь серьезном вопросе, как профориентация. Проект продолжительностью с октября по май, состоит из трех блоков, реализовывался с детьми младшего дошкольного возраста. Почему мы решили реализовывать наш проект именно с детьми младшего дошкольного возраста? Современный мир на сегодняшний день очень стремительный, у родителей не хватает времени на детей, на обсуждение и разговоры интересующих их вопросов. Большинство детей на вопрос как зовутмаму или папу? Отвечают просто — мама, а на вопрос кем работают родители? Отвечают — на работе. Поэтому дети с младшего дошкольного возрастадумают, что работа это нечто где дают деньги, а понимания нет отом, что работа бывает разной, на ней нужно прилагать умственный и физический труд. Исходя из всего вышесказанного, мы решили начать работу именно с младшего дошкольного возраста, так как раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывание того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, профессиями. Целью данного проекта — создание условий для формирования элементарных знаний детей младшего дошкольного возраста о трудовой деятельности, о профессиях взрослых, используя художественную литературу. Задачи проекта: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Видпроекта: долгосрочный. Типпроекта: ознакомительно-практический. Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие»; «речевое развитие»; «социально-коммуникативное развитие»; «художественно-эстетическое развитие». Участникипроекта:
- родители. Основныеформыреализациипроекта: - активныеформыобучениясдетьми (беседы, экскурсии, игровыеобучающие ситуации, дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры). Методы:
- игровые (дидактическаяигра, сюжетно-ролевыеигры, театрализованные игры). Технологии: технология проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированная технология, игровые технологии, информационно- коммуникационные технологии, технологии интегративного, проблемного обучения. Виды детской деятельности, используемые в проекте: восприятие художественной литературы, игровая, коммуникативная, музыкальная. Продолжительность: соктября-поапрель. Принципыприработепораннейпрофориентациидошкольников Принципактивноговключениядетейвпрактическуюдеятельность, ориентированна активное включение детей в совместную деятельность с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, игры). Принцип диалогичности ориентирован на возможность вхождения в беседупо поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат. Принцип доступности, достоверности знаний ориентирован на материал, объемы, методы обучения интеллектуального и нравственного развития детей. Принцип личностно-ориентированного взаимодействия ориентирован наорганизацию воспитательно-образовательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательно-образовательного процесса. Принцип научности ориентирован на знания, которые имеют научное подкрепление и обоснование; соответствует содержанию уровня развития науки, опыта. Принцип открытости ориентирован на участие или не участие ребенка в какой-либо деятельности, предоставлении или не предоставлении результатов своего труда. Принцип преемственности ориентирован на создание условий для перехода от простых к более сложным формам познания, поведения и деятельности, обеспечивая последовательное их решение, знакомство с профессиями и развитие первоначальныхзнаний. Принциптворчестваориентированнамаксимальнуюориентациютворческогоначала в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности. Продуктпроектнойдеятельности:
Ожидаемыерезультаты: Реализацияпроектапозволит педагогам: - повыситьуровеньпрофессиональногомастерства.
- объединитьродителей, детейипедагоговвразныхвидахдеятельности. Реализацияпроектапозволит:
- Детямпознакомятсяспрофессиями: повар, доктор, фермер, водительихтрудовыми процессами, с предметами — помощниками. - Создать условия для закрепления представлений о трудовых функциях той или иной профессии (повар, доктор, фермер). - Сформироватьинтерескпрофессиям, засчетознакомлениясхудожественнойлитературой. - Появлениеудетейустойчивойпознавательнойактивности, развитьпамять, внимание, воображение. - Сформироватьудетейжеланиевыполнятьпростейшиетрудовыедействия. Этапы реализациипроекта: Подготовительныйэтап (сентябрь) Эффективное осуществление работы невозможно без организации правильной соответствующей возрастным особенностям детей профориентационной развивающей предметно-пространственной среды. Оснащение развивающей среды в целях ранней профориентации: – подбор в книжном уголке художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «профессии»; – созданиекартотекипословиципоговорок, стиховипесен опрофессияхиорудиях труда; – подборвуголкеизобразительнойдеятельностииллюстраций, репродукцийкартин, раскрасокс профессиями; – подбориизготовлениедидактических игрпоознакомлениюспрофессиями; – подбордемонстрационногоматериалапотеме «профессии»; – оформлениеальбомасфотографиями «профессиинаших родителей»; – материалыдлясюжетно-ролевых игр. Работа по ранней профориентации дошкольников должна планироваться и осуществляться в определенной системе, а аргументированный выбор методов, приемов, средств подбираться с учетом возрастных особенностей дошкольников и с привлечением родительского сообщества для решения проблем ранней профориентации детейдошкольного возраста. Основнойэтап (октябрь -апрель) Первыйблок (октябрь –ноябрь) – «Устноенародное творчество». Способствует настроить малыша на нужный лад и сделать в игровой форме все что необходимо. Под потешки дети занимаются различными делами, они перестают бояться что- либо делать. С ее помощью работа происходит быстрей, веселей, дети стараются помочьдруг другу и воспитателю. Второйблок (декабрь–январь) – «Пословицыи поговорки». Эти «жемчужины народной мудрости» помогают похвалить и подбодрить ребенка. Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания. Третийблок (февраль-апрель) — «Сказки». При помощи сказок человек учится преодолевать различные жизненные преграды, познает мир, готовится к взрослой жизни. Одну и ту же сказку можно использовать при решении самых различных проблем, в том числе проблем профориентации. На самом деле каждая сказка учит нас, какому-либо труду, просто ее внимательно нужнопрочитать, исделатьакцентименнонатоммоменте, которыйнеобходимвоспитателю для решения той или иной проблемы. На протяжении реализации проекта проводятся различные игры: дидактические, пальчиковые, настольно-печатные, подвижные; рассматриваются иллюстрации, проводятся беседы и т.д. Заключительныйэтаппроекта Итогомусвоенияпрочитанногоявляютсятеатрализованныеигры. Втечениегода знакомство с театрализованными играми происходитчерез развитие эмоциональной сферы. Особоеудовольствие доставляют дошкольникам театрализованные представления, в которых дети могут быть как актерами, так и зрителями. Дети младшего дошкольного возраста только познают и пробуют себя в малых театральных играх и постановках. Также дети младшего дошкольного возраста в самостоятельной деятельности проигрывают сюжетно-ролевые игры, используя уже полученные знания опрофессиональной и трудовой деятельности, с помощью предметов помощников — заменителей: «Готовим кашу для Миши», «Мишапоранился, перевязка лапки», «Сажаем репу для ребят». Заключение К выбору своей будущей профессии, нужно серьезно готовить ребенка. На протяжении всего периода работы по ранней профориентации дошкольнику необходимо узнать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определитегожизнь. Учеловекавсезакладываетсясдетстваипрофессиональнаянаправленностьвтом числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы, путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшемвозрасте. Помочь ребенку сделать правильный выбор — непростая задача. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость. Итогомработыпореализациипроектастали следующие достижения: Дляпедагогов:
Длядетей:
- появилосьощущениесамостоятельности, пониманиясвоеговкладавобщийтруд, радость от своих успехов. Для родителей:
- повысилсяавторитетпедагогавглазах родителей. Списокиспользуемыхисточников:
|