Особенности ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста |
Учим Чтению | |||
Автор: Ванесян Жанна Юриковна | |||
13.10.2024 22:16 | |||
Особенности ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста Согласно психологу Л.С. Выготскому: «Прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею». В таком случае педагогу будет облегчена задача обучения ребенка, который сам стремится к чтению. Чем раньше книга войдет в мир ребенка, тем выше вероятность воспитания «вкуса к чтению» и любви к знаниям. Проблема восприятия художественной литературы и искусства имеет глубокие исторические корни и традиции. Согласно Б.М. Теплову, благодаря физическому воплощению живого опыта произведения искусства, человек приобретает возможность рассматривать освоенный и усваиваемый опыт взглядом со стороны; может перестраивать художественный мир, несущий в себе опыт, и таким образом познать его, то есть изучить себя, овладеть своими переживаниями, учиться владеть собой. Получение живого духовного опыта общения посредством приобщения к искусству обогащает внутреннюю картину мира новыми ценностями, придает ей объемность, многогранность, открывает различные возможности выбора жизненного пути, возможности принятия самостоятельных решений.
По мнению В.А. Сухомлинского «чувствующее» восприятие художественного произведения предшествует «думающему». Над проблемой восприятия художественного произведения работала О.И. Никифорова, согласно которой дошкольники проявляют два типа отношения к художественному миру произведения. Первый тип –эмоционально-образный – представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения. Второй – интеллектуально-оценочный – зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа. Характерной чертой восприятия литературы дошкольниками является тесная зависимость понимания художественного произведения с непосредственным личным опытом ребенка. Литературные факты, совпадающие с жизненными представлениями детей, осознаются ими легко и правильно. Факты, противоречащие опыту и не совпадающие с ним, часто осознаются неверно. В дошкольном возрасте происходит активное развитие воссоздающего воображения, необходимого для свободного воссоздания словесного образа, развитие понимания основных связей в произведении, понимание героя, его действий, поступков, переживаний, мотивов этих поступков и переживаний. Происходит формирование эмоциональной активности ребенка, способности содействовать, сопереживать с героями, развитие способности понимать образный строй поведения. Подготовка к школе, начатая в детском саду, поможет и теоретическому образованию в средней школе, когда на практическом уровне ребенок уже усвоил способы художественного изображения: переносный смысл слов и фраз, ритм, рифму, ассонансы и аллитерации. В 3-4 года дети уже понимают основные факты произведения, улавливают динамику событий. Понимание при этом тесно связанно с непосредственным личным опытом. Понимание сюжета у детей этого возраста бывает нередко фрагментарным, вне контекстным. К 4-5 годам у детей наблюдаются некоторые изменения в понимании литературного произведения. Это связано с увеличением круга их конкретных представлений, с расширением опыта знаний и отношений. Дети более осмысленно воспринимают литературные произведения. Они легко устанавливают последовательные и простые причинные связи в сюжете. Дети уже могут определять свое эмоциональное отношение к герою прежде всего оценкой его поступков, которая при этом более устойчива и объективна чем у детей в 3-4 года С 5 лет начинается новая стадия в литературном развитии ребенка. В этот период в какой-то мере утрачивается яркая, внешне выраженная эмоциональность детей, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла. Существенным явлением в развитии восприятия литературы в старшем дошкольном возрасте следует считать появление у детей наряду с жизненным опытом литературного, проявляющегося прежде всего в сознательном отношении к авторскому слову. Воспринимая литературное произведение в единстве содержания и формы, ребенок впервые становиться способным к осознанию словесного образа, к отношению к нему как авторскому приему. По мысли К.Д. Ушинского, эффективность чтения зависит от степени подготовки ребенка к нему. В 6-7 лет дети начинают осмысливать многие произведения не только на уровне установления связей между внешними фактами, но и начинают проникать в их внутренний смысл, в эмоциональный подтекст. Понимание художественной литературы на ранних этапах развития ребенка достигается путем внешне развернутых действий, в частности путем прослеживания на наглядном материале – иллюстрации тех персонажей и действий, которые описываются в тексте. По мнению Т. Алиевой, по мере изучения сказок ребенок понимает, что они в своеобразно отражают реальность и действительную жизнь народа, людей, их идеалы и стремления. Изучение особенностей восприятия и понимания литературного произведения на разных этапах дошкольного возраста позволяет видеть постепенно возрастающие возможности детей в художественном восприятии. К объективным условиям восприятия художественного произведения следует отнести качество самого произведения и методы его подачи: правильную постановку выразительного чтения, анализ произведения в единстве содержание формы, тщательное изучение текста, вопросы, требующие осмысления текста, задания на развитие воссоздающего воображения, и т.д. Проживая жизнь героев, ребенок вбирает в себя их духовный опыт, который становится для него личным, начинает влиять на его действия и поступки. При этом каждый год жизни дошкольника по-своему открывает ребенку мир литературы. Искусство охватывает широкий круг явлений жизни, сгущает, концентрирует опыт множества людей, поколений и приобщает к нему каждого человека, помогая понять других и самого себя. Общение с произведениями искусства – это способ разбудить и мобилизовать личность человека. Вот почему формирование культуры восприятия искусства-проблема педагогическая. Таким образом, адекватное восприятие художественных произведений расширяет и углубляет кругозор детей и обогащает их знания и эмоции, а также служит средством воспитательного воздействия на детей и способствует обогащению и развитию языка детей. Задача воспитания грамотного читателя, крайне актуальная в наши дни повсеместного господства интернет-технологий и «сканированного чтения», является составной частью общей задачи формирования ребёнка как высококультурной и высокоразвитой личности. От состояния культуры и уровня развития детства непосредственно зависит прогресс в культурном, экономическом, социальном развитии общества. Для того, чтобы планомерно осуществлять работу по литературному образованию дошкольников необходимо не только ориентироваться в особенностях восприятия детьми литературного текста, но и хорошо знать содержание, задачи и методы работы с дошкольниками по приобщению их к художественной литературе.
|