Буктрейлер, как инновационное средство формирования интереса детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе. |
Учим Чтению | |||
Автор: Мартыненко Светлана Викторовна | |||
21.08.2024 21:08 | |||
Буктрейлер, как инновационное средство формирования интереса детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе. "Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя" (В. А. Сухомлинский). Актуальность: Среди основных направлений дошкольного образования одно из центральных мест имеет работа по приобщению детей к миру художественной литературы. Художественная литература играет большую роль в обогащении словаря ребёнка. Восприятие литературы обогащает не только интеллект, но и заставляет думать, осмысливать, создавать образы, развивать многостороннюю и гармоничную личность. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература развивает речь, мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как
расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Согласно ФГОС ДО, ФОП ДО речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной монологической речи, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Поэтому развитие связной речи является важной задачей в овладении детьми родного языка, так как:
Связная речь должна быть содержательная, логичная, последовательная, организованная. Чтобы связно о чем-то рассказать, нужно представлять объект рассказа, проанализировать увиденное, отобрать основные признаки, устанавливать отношения между предметами и явлениями. Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ. Главные особенности связной речи старших дошкольников:
В чем же причина этих проблем у детей? Ребенок дошкольного возраста овладевает умениями управления компьютером и телефоном раньше, чем чтением книг, приобретает навык ориентироваться в клавиатуре быстрее, чем в оглавлении книги, а литературный опыт читателя у ребенка ограничивается просмотренными мультфильмами. Под воздействием новых электронных технологий, в первую очередь, страдает речевое развитие ребенка — речь становится более конкретной, более сухой, дети реже употребляют в речи прилагательные, которые насыщают нашу жизнь эмоциями. Наблюдения за самостоятельной детской деятельностью, показали, что такой вид деятельности как восприятие художественной литературы выбирается детьми самостоятельно крайне редко, в основном по инициативе педагога. Активизировать работу по приобщению детей к чтению необходимо, ведь детская книга — важное средство. Приобщение дошкольников к книге и чтению осуществляют не только в ДОУ, но и в семье. ФГОС ДО, ФОП ДО определяет сотрудничество педагогов ДОУ с семьями воспитанников как один из основных принципов дошкольного образования. К сожалению, опыт показывает, что семья перестает быть средой, стимулирующей чтение ребёнка. В семьях мало внимания уделяется восприятию художественной литературы, но ещё хуже то, что дети не видят читающих родителей, им некому подражать в столь важной развивающей деятельности. Привлечение родителей и детей к чтению задача не из легких. Как заинтересовать родителей и детей книгой? Поэтому, мы стали искать пути мотивации. Наши поиски привели к популярной сейчас технологии – "Буктрейлер". На этапе планирования предстоящей деятельности были поставлены цель и задачи для успешной ее реализации. Цель: способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ и семьей, посредством использования технологии «Буктрейлер». Использование технологии буктрейлер в отношении детей решает следующие задачи:
в отношении родителей: укрепление сотрудничества между ДОУ и родителями воспитанников, способствование вовлечению родителей в образовательную работу ДОУ, повышение осознанности родителями значимости своей роли в воспитании детей. Все мы с Вами знакомы с трейлером фильмов, а "Буктрейлер" стал способом привлечения внимания аудитории к произведениям литературы. "Буктрейлер" (англ. Booktrailer — «book» — книга, «trailer» — киноафиша) – короткий видеоролик, созданный по мотивам книги; так же это видео аннотации книг; тизер (teaser), который включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание. Иначе можно сказать, что это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов — пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств. В ролике, длиной около трех минут, информацию о книге надо подать так, чтобы сразу захотелось её прочитать. Основная его задача — рассказать о книге, заинтересовать читателя, создать мотивационную интригу, которая станет толчком для возникновения интереса у ребенка к сюжету художественного произведения. Идея создания Буктрейлера зародилась в США, в России жанр Буктрейлера появился в 2010 году. Изначально Буктрейлер предназначался для взрослых, суть создания — продвижение книги на рынке продаж. Создание Буктрейлера стало интересной для нас формой саморазвития, и мотивировала на использование данной технологии в образовательной деятельности с детьми нашей группы. Классификация По способу визуального воплощения "Буктрейлеры" делятся:
По содержанию:
Для создания Буктрейлера требуется минимальное техническое обеспечение: микрофон, камера или фотоаппарат, компьютер, программы для звукозаписи, конвертирования видеофайлов, работы с фотографиями и картинками, нарезки и склеивания фильмов. I этап — выбор литературного произведения. Чтобы понять, какие истории считаются увлекательными для ребят дошкольного возраста, в группе мы провели «День любимой книги». Была совместно с родителями изготовлена газета «Мои любимые сказки». Родителям были вручены буклеты «Вспомним сказку с семьёй». На этом этапе мы проводили интервьюирование детей, в процессе которого они в свободной форме выражали свои предпочтения, размышляли о пользе чтения. На следующем обсуждении ставился вопрос: а как же можно привлечь тех, кто не любит читать. И здесь важно незаметно подтолкнуть детей к мысли о том, что книги тоже можно рекламировать. Пусть это будет их идея. Заключительная часть подготовительного этапа — непосредственно выбор книги. II этап На втором этапе происходит создание сценария к "Буктрейлеру". На данном этапе необходимо определить вид "Буктрейлера", продумать сюжет и написать текст, который станет основой творческого продукта. III этап Направлен на выбор средств для создания "Буктрейлера" и практическая реализация — процесс создания Буктрейлера с помощью программных средств. Здесь можно использовать любой видеоредактор, который станет инструментом для создания видеоролика. IV этап Происходит демонстрация "Буктрейлера". В работе с дошкольниками реализация данного этапа должна стать отправной точкой для продвижения творческого продукта. Формы работы по демонстрации "Буктрейлера" могут быть достаточно разнообразны, главное учитывать условие, посредством которого дети смогут выбрать из предложенных педагогом вариант, каким образом будет проходить «секретная» презентация новой сказки. В нашей группе мы организовали детско — родительскую встречу "Вместе с книгой я расту", совместный просмотр "Буктрейлера" на сказку "Цветик-семицветик", автором которой является Валентин Катаев. Практический совет на этапе просмотра "Буктрейлера": важно обратить внимание на эмоциональное состояние зрителей, на уровень интереса, который должен проявиться в процессе просмотра. Необходимо проанализировать, правильно ли воспринимается идея ролика, какое воздействие он оказывает на зрителей. То есть, после демонстрации ролика детям необходимо задать вопросы, ответы на которые помогут педагогу ясно понять, появился ли интерес у детей к этой книге или нет: назовите название книги и ее автора; кто является главными героями книги; как вы думаете, о чем эта книга; как вы считаете, что могло произойти потом? (вопросы варьируются в зависимости от сюжета Буктрейлера) вам интересно было бы узнать, что случилось дальше? После просмотра "Буктрейлера" дети проявили интерес как к самому видео, так и к книге ( «Что это за книга?», «Эта девочка принесет нам эту книгу?»). После проведения презентации "Буктрейлер", задачи и цели, поставленные нами в начале деятельности были достигнуты. Активный спрос у детей к библиотеке и её ассортименту появился достаточно скоро. Родители также приобщились к просвещению и поддержанию читательского интереса себя и своих детей. Системный подход в работе на основе буктрейлер технологии дал положительный результат в формировании читательского интереса у детей и помог сближению всех участников образовательного процесса. Можно попытаться пересказать за две минуты сюжет сказки, рассказа, можно инсценировать начало произведения или его ключевой момент. Главное — зацепить внимание потенциального читателя и побудить к чтению (или хотя бы — повторному просмотру буктрейлера). Таким образом, "Буктрейлер" как новая форма работы с дошкольниками, является достаточно эффективной по созданию мотивации и условий для привлечения интереса детей к книге. Мы убеждены, что "Буктрейлеры", надолго останутся в памяти ребёнка и помогут приобщить современных детей к духовному богатству человечества – к книгам. И в заключение хочется отметить, что дети будут читать, если их заинтересовать, они будут творить, изобретать, если им показать, как это делать, заразить их идеей. Хотите, чтобы ваши воспитанники и их родители интересовались чтением, используйте интересную технологию – "Буктрейлер"!
|