Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Мир сказок В.Г. Сутеева» в средней группе
Учим Чтению
Автор: Токмакова Анна Павловна   
30.07.2024 07:43

Проект «Мир сказок В.Г. Сутеева» в средней группеПроект «Мир сказок В.Г. Сутеева» в средней группе

Актуальность темы

Первое, на что маленький дошкольник обращает внимание при знакомстве с книгой, — это картинки. Иллюстрации помогают ребёнку лучше понять содержание книги, дополняя слуховое восприятие яркими зрительными образами. Они учат восприятию образа, цвета, пропорции, формирует у детей эстетический вкус, ассоциативное мышление.

Приобщение детей к чтению необходимо. Книга помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению и был разработан проект. Образные, яркие выражения, сравнения, языковые средства, способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру. Недостаточное внимание родителей и детей к книге также послужило причиной начала работы над проектом.

 

скачать проект

Знакомство с творчеством В. Сутеева – один из путей формирования у детей дошкольного возраста навыков, необходимых для правильного общения с книгой. Это возможность познакомить детей с историей детской книги, воспитать эстетическое восприятие произведений искусства.

Цель: формирование у детей познавательных интересов и стремление к преобразовательной деятельности через знакомство с творчеством В. Сутеева

Задачи:

Образовательные:

  1. Вызвать интерес к творчеству художника-иллюстратора В. Сутеева, познакомить с его изобразительной манерой, обратить внимание на средства выразительности, которые он использует.
  2. Формировать художественное восприятие, умение в речи, в рисовании передавать воспринятые графические образы животных.
  3. Формировать основы читательской самостоятельности — умение называть произведение (фамилию автора, название произведения, определять жанр и тему).

Развивающие:

  1. Развивать зрительное внимание, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, умение сравнивать, сопоставлять, высказывать собственные суждения, используя образные слова и выражения.
  2. Совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы) о содержании произведения, о героях и их поступках, эмоционально реагировать на литературное произведение.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство сопереживания, дружеские взаимоотношения.
  2. Воспитывать нравственные качества через анализ содержания произведений В. Сутеева.

Вид проекта: познавательно-творческий

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Длительность проекта: краткосрочный

Предполагаемый результат:

1. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством Владимира Сутеева:

  • Создание библиотеки произведений В. Сутеева
  • Оформление выставки рисунков и поделок по произведениям

В. Сутеева.

2. Приобретение детьми знаний о творчестве В. Сутеева:

  • Формирование разносторонних знаний о произведениях автора, бережного отношения к ценнейшему источнику знаний — книгам.
  • Воспроизводить содержание знакомых произведений
  • Пользоваться средствами художественной выразительности
  • Передавать свои впечатления от прочитанного и услышанного в других видах деятельности (рисовании, драматизации); уметь определять и называть произведение по отрывку, отгадывать загадки.

Совместная работа с семьей: принять участие в выставке «Книга своими руками».

Этапы реализации

Подготовительный: Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для ОД, наборов игрушек, масок животных.

Основной:

Беседа «Кто такой Владимир Сутеев, что он написал»

Рассматривание иллюстраций Сутеева.

Чтение сказок Сутеева: «Кораблик»; «Под грибом»; «Кто сказал «Мяу?».

Просмотр мультипликационных фильмов и презентации

Изодеятельность по сказкам В. Сутеева

Сюжетно – ролевая игра «Мы играем в театр»

Изготовление декораций и атрибутов. Распределение ролей

Работа с родителями:

Консультация «Сказочный мир В. Сутеева»

Заключительный:

Выставка книг В.Сутеева.

Драматизация сказки В.Сутеева «Кораблик»

Беседа «Кто такой Владимир Сутеев, что он написал»

Цель: ознакомление детей с творчеством детского писателя В. Сутеева

Задачи

Образовательные:

  • обобщить знания детей о творчестве В.Г. Сутеева
  • упражнять в умении определять и называть его произведения
  • закреплять умение детей рассказывать содержание сказок с использованием наглядных пособий
  • упражнять в умении рассказывать сказки связно, в логической последовательности, используя серии сюжетных картин
  • формировать навыки связной речи
  • продолжать формировать умение строить предложения, отвечать на вопросы «полными ответами»
  • расширять кругозор детей; упражнять детей в подборе слов-антонимов
  • упражнять детей в беге, в умении действовать по словесной инструкции.

Воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми, чуткости, отзывчивости, эмпатии и толерантности, воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия, активность и самостоятельность, воспитывать любовь к художественной литературе.

Развивающие: развивать познавательную активность, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление, внимание, связную речь, мелкую и общую моторику, развивать познавательный интерес.

Материал:

Портрет В.Г. Сутеева; Слайд «Книги В.Г. Сутеева»; корабль; корабельный штурвал; якорь; книга со сказками В.Г. Сутеева; игрушка «Кот»; ширма; корзинка с мягкими игрушками; настольный театр по сказке В.Г. Сутеева «Под грибом»; колокольчик; сундучок; серия сюжетных картин по сказке В.Г. Сутеева «Кораблик»; призы; 10 красных кругов; 10 зелёных кругов; 10 жёлтых кругов; мольберт.

Ход:

Воспитатель:

Владимир Григорьевич Сутеев не сразу начал писать для детей. Сначала он создавал мультфильмы, работая художником-мультипликатором. Но в один прекрасный день решил попробовать себя в литературе. Результатом этого решения стало множество удивительных добрых сказок Сутеева для детей, иллюстрированных рисунками самого автора.

Владимир Григорьевич Сутеев родился больше 100 лет назад в семье врача. Но его отец не только лечил людей, он ещё увлекался живописью, часто пел и читал книги своим сыновьям, которые с большим интересом его слушали. Наверное, именно поэтому маленький Володя, впоследствии, стал детским писателем и художником.

- Что же он создал Владимир Сутеев?

Воспитатель: Правильно, Владимир Сутеев сочинял разные истории, иллюстрировал детские книги и создавал для ребят мультфильмы. Он был и писателем, и иллюстратором, и мультипликатором.

- У каждого человека есть своя мечта. Наверное, каждый из вас мечтал когда-нибудь очутиться в сказке. Мечтали вы об этом?

- Сегодня мы хотим предложить вам отправиться в море сказок, которые всю жизнь создавал Владимир Сутеев. Хотите отправиться в путешествие по сказкам?

На чём можно путешествовать по морю?

- Да будем путешествовать на корабле. Вот он. Но прежде чем отправиться в путешествие мы возьмем с вами сказки В.Сутеева.

Воспитатель: Подойдите, пожалуйста, сюда, посмотрим на книгу.

Сейчас мы поиграем в игру «Узнай и назови».

Я вам буду показывать иллюстрацию к сказке, а вы будете называть её.

Д/И «Узнай и назови»

Воспитатель: Молодцы, все сказки назвали правильно! Пора отправляться в путь. Проходите на корабль. Чтобы не скучно было путешествовать, д авайте поиграем в игру.

Игра «Что лишнее?»

  • Муравей, Бабочка, Медведь, Воробей, Заяц. Какого героя не было в сказке Сутеева? (Медведя, сказка «Под грибом».)
  • Тачка, коляска, прялочка, мельница, телега. Какое приспособление не делали герои? (Коляска.)
  • Веревочка, скорлупка, листок, соломинка, семечка. Что не являлось частью Кораблика? (Семечка.)
  • Перескакивал ручей, тянул из трясины, поднимал птенца,

бил себя палкой, бил волка, тянул в гору. Какое действие героя лишнее? (бил себя, «Палочка-выручалочка»).

Игра. «Угадай, кто сказал?»

  • «Я иду еще купаться» (Утенок.)
  • «Не печалься, иди к краскам. Они тебе помогут» (Собака.)
  • «Вот чудаки, домой разные колеса покатили» (Заяц.)
  • «Тебя, Еж, я не трону, ты колючий, а вот тебя, Косой, целиком съем, с хвостом и ушами» (Волк)
  • «Отпусти меня, пожалуйста! Ну зачем я тебе нужен? Я деревянный, и меня нельзя есть» (Карандаш.)

Игра «Будь внимательным!»

В этом мешочке — разные предметы из книг В.Г. Сутеева.

Я буду доставать (называть) их, а вы угадайте, кому принадлежит предмет или из какой он сказки.

  • Карандаш ( «Мышонок и карандаш», «Умелые руки»», «Петух и краски»)
  • Письмо дедушке Морозу ( «Елка»)
  • Краски ( «Петух и краски»)
  • Палка ( «Палочка-выручалочка»)
  • Яблоко ( «Яблоко, Мешок яблок»)
  • Удочка ( «Дядя Миша», «Кот-рыболов»)
  • Ореховая скорлупа ( «Кораблик»)
  • Колеса ( «Разные колеса»)

Воспитатель. Вот молодцы! Сколько сказок прочли. Всегда читайте и слушайте замечательные сказки, рассказы, рассматривайте иллюстрации В.Г. Сутеева. Помните, что сказки Сутеева учат быть дружными, добрыми и справедливыми.

Кот: Здравствуйте, ребята!

Я – котёнок самый чёрный,

Очень долго я играл,

Прыгал, бегал и гулял,

И братишек потерял!

Где же белый?

Где же серый?

Помогите отыскать,

Вам, ребятки, надо вспомнить

И мне сказку рассказать!

Ведущий: А из какой сказки этот котёнок?

- Давайте расскажем эту сказку и поможем отыскать других котят.

Кот: А помогут вам в этом волшебные картинки.

Рассказывание сказки В.Сутеева «Три котёнка» с опорой на картинки.

Ведущий: А вот и котятки нашлись! Хотите их погладить?

Кот: Вот спасибо, ребята, вы помогли мне найти моих братишек-шалунишек! Ну а нам пора идти, до свидания, ребята.

Ведущий: А в каких сказках В. Сутеева ещё встречаются коты и котята?

- А что делал кот в сказке «Кот-рыболов»?

- Пойдёмте на пруд.

- Ребята, а где живут рыбы?

- С помощью чего рыбы дышат в воде?

- Чем покрыто тело рыб?

- А откуда появляются маленькие рыбки?

- Назовите рыб, которых вы знаете.

Ведущий: Я вам предлагаю поиграть в игру «Рыбки».

Подвижная игра «Рыбки»

Ведущий: Рыбки плавают в воде,

Весело играют,

Хвостиком виляют,

Друг друга догоняют!

Рыбак: Вы плывите, не ленитесь,

В мою сеть не попадитесь.

Ведущий: Хорошо поиграли. Нам пора отправляться дальше. Проходите на корабль.

Ведущий: Посмотрите, какой красивый сундучок. Давайте посмотрим, что там внутри.

- Ой, здесь какие-то фигурки.

- Из какой сказки эти персонажи? Кто её написал?

Давайте покажем сказку.

Настольный театр по сказке В.Сутеева «Под грибком»

Ведущий: Ну а нам пора возвращаться в детский сад. Проходите на корабль.

Ну что, понравилось вам путешествие по морю сказок? — В каких сказках мы с вами побывали?

- Кто написал все эти сказки?

- Что больше всего вам понравилось?

Все вы очень дружные, многое знаете и умеете, и всегда помогаете друг другу. Мы вас всех благодарим за активное участие в этом путешествии и хотим преподнести вам сказочные раскраски.

Конспект занятия по сказке В. Сутеева «Под грибом»

Цель: чтение сказки «Под грибом»

Задачи:

  • продолжать учить детей понимать образное содержание и идею сказки;
  • продолжать учить передавать структуру сказки с помощью мнемотаблицы;
  • продолжать учить передавать интонацией и голосом характеры персонажей;
  • Совершенствовать лексико — грамматический строй речи с помощью слов: Муравей (муравьишко), Воробей (воробьишко), Мышь (мышка), Заяц (зайчик, зайчишка), Лиса (лисичка, лисонька), Гриб (грибок, грибочек)
  • подвести к пониманию образного содержания пословицы «в тесноте да не в обиде»;
  • развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: элементы декорации к сказке «Под грибом», маски-шапочки персонажей; мнемотаблица

Предварительная работа: чтение сказки и просмотр мультфильма В. Сутеева «Под грибом», знакомство с пословицами о дружбе.

Организационный момент.

- Здравствуйте ребята! Поприветствуйте наших гостей. Приготовимся к занятию.

Беседа по сказке:

- Ребята, обратите внимание, на доске подсказка, которая поможет вам ответить на мои вопросы. (Использование мнемотаблицы)

- Кто главные действующие лица сказки? (Муравей, бабочка, мышка, заяц, воробей, лиса, лягушка)

- Вспомните, с чего начинается сказка? Что случилось с муравьем? (Муравей попал под сильный дождь.)

- Кто попросился к муравью под грибок? (Бабочка, мышка, воробей, заяц)

- Что произошло с зайцем? (За зайцем гналась лиса)

- Что удивило муравья, когда закончился дождь и он выбрался из-под гриба? (Сначала ему одному было мало места, а теперь всем место нашлось.)

- Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом всем пятерым место нашлось? (Пока шел дождь, гриб вырос.)

- Что помогло героям сказки? (Дружба, доброта, отзывчивость, готовность прийти на помощь любому кто попал в беду.)

Артикуляционная гимнастика.

Дети выполняют артикуляционные упражнения.

«Прогулочная»

Язычок гулять выходит,

Домик он кругом обходит.

Кто же тут, а кто же там?

Он глядит по сторонам.

Видит: губки очень гибки.

Ловко тянутся в улыбке.

А теперь на оборот -

Тянутся вперед.

Язычок стал маляром.

Аккуратно красит дом.

На качелях оказался -

Вверх взлетал и вниз спускался.

Догадаться, кто бы мог:

Язычок наш, как грибок.

Язычок гармошкой стал,

Поиграл и не устал.

То иголка, то лопата

Язычок у нас ребята.

Вот и кончилась прогулка

Язычок скорей домой.

-Ребята, язычок вернулся домой, а вы хотите погулять? Ответ детей (да) тогда выходите на прогулку.

Динамическое упражнение.

Дети берутся за руки и за педагогом идут «змейкой» между расположенными в группе деревьями.

В лес осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь,

Крепко за руки беритесь.

По дорожкам, по тропинкам

По лесу гулять пойдем.

Может быть, в лесу осеннем

Мы грибочек вдруг найдем.

Дети находят под деревом гриб и игрушки.

- Ребята, из какой сказки эти герои? Кто автор этой сказки?

Ответы детей ( «Под грибом». В. Сутеев)

Пальчиковая гимнастика «Под грибом»

Дождь идет сильней, сильней. (кончики пальцев стучат по столу)

Под грибок встал муравей. (поставить под ладошку указательный палец другой руки)

Место бабочке нашлось, (взмах ладошек в стороны)

Потесниться лишь пришлось. (два пальца под ладошку)

Мышь к грибочку подбежала, (пальчики бегут по ногам вниз)

Рядышком с друзьями встала. (три пальца под ладошку)

Воробьишко весь промок, (скрестить руки, постучать ладонями по плечам)

Тоже встал он под грибок. (поставить под ладошку четыре пальца)

Зайку от лисы спасали — ( «ушки» из указательного и среднего пальцев)

Далеко ее прогнали.

Как под маленьким грибком (пять пальцев под ладошку)

Все нашли хороший дом? (пожать плечами, руки над головой «домиком»)

Лексико–грамматические задания «Назови ласково героев сказки»

Муравей (муравьишко)

Воробей (воробьишко)

Мышь (мышка)

Заяц (зайчик, зайчишка)

Лиса (лисичка, лисонька)

Гриб (грибок, грибочек)

Физминутка

Ну-ка, зайки, выходите,

Лапки, спину разомните:

Лапки выше поднимите

И на солнце посмотрите;

До чего ж капризна кошка

Рассердилась вдруг немножко;

Спину выгнула дугой

И шипит на нас с тобой!

На дорожку ежик сел –

Отдохнуть он захотел:

Гляньте, скачут друг за дружкой

Зайчик серый и лягушка.

Стал еж стопы разминать,

С них должны пример мы взять,

Их туда- сюда качать!

С ними вместе поскакать

Театральные этюды.

- Сейчас поиграем в игру «Закончи предложение».

Дети надевают шапочки–маски и выполняют задание.

  • Как-то раз застал муравья сильный… (дождь). (Как себя чувствовал муравей во время дождя?) Добежал муравей до грибочка и … (спрятался).
  • Ползет к грибу мокрая… (бабочка).
  • Пустите меня под грибок. Вода с меня ручьем … (течет).
  • Мимо гриба воробей скачет и… (плачет).
  • Спрячьте, — кричит (заяц), спасите, за мной лиса … (гонится)!
  • Зайца не видали? А не тут ли он … (прячется)?
  • Эх вы, а гриб то под дождём … (вырос).

Итог занятия.

- Ребята, назовите пословицы, которые подходят к нашей сказке.

В тесноте, да не обиде.

Милости прошу к нашему шалашу.

Вместе тесно, а врозь скучно.

- Что помогло героям сказки?

- Как вы думаете, чему мы научились на занятии?

Конспект занятия по сказке В. Сутеева «Кто сказал «Мяу».

Цель: беседа по сказке «Кто сказал «Мяу»

Образовательные цели.

Закрепить представления детей о домашних животных.

Уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные».

Развивающие цели.

Развивать диалогическую речь.

Развивать слуховое внимание, мышление, творческое воображение;

Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.

Воспитательные цели.

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, ответственности, инициативности.

Воспитывать простейшие эмоции: грусть, удивление, радость, злость, и учить их выражать и распознавать с помощью пиктограмм.

Оборудование:

Домик, забор, песочница, мягкие игрушки, коврик.

Пиктограммы с изображением эмоций.

Шапочки персонажей сказки: пчелки, мышки, собаки, кошки, петушка, лягушки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, мы с вами пришли на цветочную поляну. Посмотрите, какие красивые цветы растут на поляне. Они очень рады встрече с вами. Вот с этой поляны мы отправимся в сказку, а вы не забыли, как нужно вести себя в сказке? (Дети перечисляют правила поведения в сказке). А как же мы туда попадем? (размышления детей), попадем мы туда с помощью волшебного ковра-самолета. Проходите, садитесь, приготовьтесь к полету.

Звучит музыка дети располагаются на мягком коврике.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Наш ковер-самолет поднимается все выше и выше. Ветерок ласкает нас, а мимо проплывают облака. Так и хочется прикоснуться к ним, давайте потрогаем их руками (Дети изображают в руках облако). Какое облако, что вы чувствуете? (Дети рассказывают о своих ощущениях). Давайте отпустим облако, мы начинаем приземляться.

Дети с логопедом сходят с ковра-самолета перед ними декорация деревенского двора (домик, изгородь, пруд, огород, домашние животные).

2. Работа по сказке «Кто сказал мяу»

ВОСПИТАТЕЛЬ. Посмотрите внимательно вокруг, кого вы видите во дворе? (Дети перечисляют животных). В какой сказке есть все эти персонажи? (В сказке “ Кто сказал мяу”). Ребята, значит, мы оказались именно в этой сказке. Располагайтесь на лужайке, сейчас мы вспомним эту сказку.

Под музыку дети располагаются на лужайке, воспитатель дает каждому ребенку комплект пиктограмм, на которых изображены эмоции радости, грусти, удивления, страха.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Кого первым встретил щенок во дворе? (Петушка) Покажите, как он удивился? (Дети изображают на лице удивление). Найдите картинку, на которой изображено удивление (дети показывают пиктограмму с эмоцией удивления). Вспомните, кто был вторым? (Мышка). А при встрече кого щенок испугался? (Собаки). Собака была третьей, а кто был четвертым? (Пчела). Что сделала пчела? (Ужалила щенка в нос). Что случилось с ним дальше? (Он упал в пруд). И ему стало грустно. Покажите грустное лицо. (Дети показывают грусть на лице). Найдите на картинке грустную эмоцию. (Показывают пиктограмму с эмоцией грусти). Кого встретил щенок после пчелы? (лягушку) Молодцы! Так кто же сказал мяу? (Кошка) Щенок рассердился и стал злым. Изобразите на лице злость (дети злятся). Покажите такую же картинку (показывают пиктограмму злости). Мне нравится, когда ваши лица радостные и веселые, улыбнитесь. Найдите на картинке радостную эмоцию. (Дети показывают пиктограмму с эмоцией радости).

3. Имитация движений животных

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, у нас во дворе есть волшебный домик. Кто туда войдет, тот в кого-нибудь превратится. Хотите попробовать? (Дети соглашаются).

Звучит музыка. Дети по одному входят в домик, воспитатель надевает им шапочку собаки, кошки, мышки, пчелки, петушка, лягушки.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вы все превратились в героев сказки “Кто сказал мяу”. Теперь немного отдохните, возле домика посидите.

Дети садятся на лавочку возле домика.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Предлагаю вам повеселиться. Чья музыка будет звучать, тот и будет танцевать.

Под музыку (по выбору педагога) дети имитируют движения тех животных, в которых они превратились. В конце каждого танца хвалят себя аплодисментами.

4. Работа с песком.

На нашем дворе есть песочница, давайте поиграем. Дети садятся к песочнице.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята давайте сделаем отпечатки кистей рук. Что вы чувствуете?

Дети: Я чувствую тепло (прохладу) песка. Маленькие песчинки. И т.д.

Затем предлагается «поскользить» по поверхности песка (как змейка, машинка); «пройтись» ладошками, каждым пальчиком оставляя следы; оставить отпечатки кулачков, рёбер ладоней.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, в песке спрятаны фигурки животных, которые живут на этом дворе. Давайте найдём их.

Дети находят фигурки и озвучивают свои действия: Я нашёл корову, а я нашла козу. У меня попалась кошка, а у меня собака. А вот и медведь. У меня свинья.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Посмотрите на животных и скажите, кто здесь лишний?

Дети: Медведь лишний. Потому что дикое животное, а все остальные домашние, живут с человеком.

5. Игра «Кто какой голос подает»

ВОСПИТАТЕЛЬ. Во дворе живут еще животные. Давайте послушаем звуки этих животных и угадаем кто это.

Звучит музыка “Деревенская песенка” из кассеты “Волшебство природы”. Со звуками животных: коровы, овечек, курочки, поросят, уточки, лошадки.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Молодцы! Отгадали звуки всех животных, которые от нас спрятались.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Нам пора возвращаться, но сначала нам нужно превратиться обратно в детей.

Под музыку дети по одному входят в домик, воспитатель снимает шапочки.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Молодцы, ребята, вы выполнили все задания, умницы!

Во время похвалы проводится релаксация, дети хвалят себя, поглаживая по голове, рукам.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Давайте попрощаемся с персонажами сказки (дети машут рукой). Ребята, с помощью чего мы можем возвратиться домой? (С помощью ковра-самолета). Занимайте места, мы взлетаем.

Звучит музыка. Дети с воспитателем располагаются на коврике.

6. Окончание занятия

Ребята, я вижу цветочную поляну, приготовьтесь к посадке. Вот мы и дома. Цветы рады, что вы вернулись. Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего понравилось?

Давайте попрощаемся с цветочной поляной, до новых встреч.

Занятие – игра по сказке Сутеева В.Г. «Капризная кошка»

Цель:

Способствовать формированию интереса к сказкам, эмоциональному переживанию, осмыслению текста; вовлекать в разговор после прослушивания.

Задачи:

  1. Побуждать детей к диалогу, активизировать словарь за счёт слов: грядка, сад, клумба, пруд, построить, ловить, фыркнула, капризная, шерсть дыбом.
  2. Совершенствовать образы представления (узнавать силуэт предмета, соотносить слово и образ, активизировать представления о форме, цвете, точно называть их.
  3. Обогащать опыт практических действий с предметами, развивать сенсорные способности: точность, ловкость, ритмичность, координированность.
  4. Развивать память детей (побуждать к припоминанию событий и их последовательности)

Материал к занятию:

  • модули
  • окна и дверь из бумаги
  • детали для дорожек (геометрические фигуры)
  • муляжи овощей и фруктов
  • дерево
  • «грядки» (фланелеграф тёмного цвета)
  • «клумба» (обруч)
  • цветы (разных цветов)
  • «пруд»
  • рыбки, удочки
  • вёдра (различные по величине и цвету)
  • 3 силуэтных изображения кошек в разных позах
  • собака

Предварительная работа:

  1. Чтение сказки В.Г. Сутеева «Капризная кошка»
  2. Игры с водой.
  3. Игры на формирование понятий «домашние животные и птицы», «овощи, фрукты».
  4. игры и задания на формирование умений сравнивать предметы по величине (большой – маленький), на различение основных цветов, выкладывание ритмического рисунка из кругов разного цвета.

Ход:

Воспитатель (В.)

- Ребята, вспомните, какую сказку мы читали из этой книги? (показывает сборник сказок Сутеева В.Г.)

- Как называется сказка?

- Хотите поиграть в эту сказку?

- Тогда позовём кошку: кис – кис – кис (входит кошка)

Кошка (К): — Я хочу с вами поиграть, но где же я буду жить?

Дети (Д): — В домике.

В: — Ребята, давайте построим дом для кошки. Вот фундамент, стены, крыша (дети строят дом из модулей) Вот и готов дом.

К: — А где же окошки? Ведь кошки очень любят сидеть на окошке и прыгать с них.

Воспитатель предлагает детям прикрепить к дому окна и двери.

К: — А где я буду гулять?

В: — ребята, вспомните, где гуляла кошка?

К: — А по чему я буду ходить?

В: — Ребята, давайте выложим дорожки, по которым будет гулять наша кошка. Я начну выкладывать их, а вы продолжите.

Воспитатель обращает внимание на чередование кругов по цвету.

Каждый ребёнок выкладывает дорожку от одной метки на полу до другой, соблюдая ритмическую последовательность.

К: — какой же это садик? Здесь кроме дорожек ничего нет.

В: — ребята, вспомните сказку, что ещё было в садике? Вот здесь у нас будет клумба? Какой она формы?

К: — А что на моей клумбе ничего не будет расти?

В: — Что должно расти на клумбе?

Возьмите по 2 цветка разного цвета и «посадите» их на клумбу.

Воспитатель уточняет у детей выбранный цвет. (особое внимание на оранжевый и голубой цвета)

К: — А что ещё будет в моём саду?

В: — Что ещё росло в саду?

Воспитатель «сажает» яблоню

К: — Но на ней ничего нет!

В: — Что растёт на яблоне? Посмотрите, что у меня в корзинке? (показывает корзину с фруктами) Выберите из корзины только яблоки и повесьте их на яблоню.

В: — (обращаясь к кошке) Какая ты кошка капризная, всё тебе не нравится! Но теперь –то ты довольна?

К: — Нет!

В: — А что ещё, ребята, было в саду?

Вот и грядка. Что росло на ней? А что такое морковь и капуста? Выберите из корзины только эти 2 овоща и посадите их на грядку.

Ребята, мы устали, сейчас отдохнём. Мы будем рисовать в воздухе то, во что сейчас играли.

То, во что сейчас играем, будем пальцем рисовать.

На меня все посмотрите и старайтесь повторять.

Нарисуем вместе дом, там под крышей кошка в нём.

Чтоб сухими были ножки, нарисуем ей дорожку.

Клумба рядышком с цветами, вот и грядка с овощами.

Рядом яблонька растёт, кошке яблочки даёт.

К: — А мне всё равно не нравится! Где я буду рыбку ловить?

В: — Ребята, где же кошка будет ловить рыбу?

Вот пруд, в нём плавают рыбки. Посмотрите. Какие рыбки плавают в пруду?

Что нам нужно, чтобы ловить рыбу?

Рыбок будем ловить, а потом отпустим их вот в эти ведёрки. Каких рыбок отпустим в это ведро? (больших рыбок в большое ведро) А этих? (в маленькое)

К: — А мне нравится, рыбок я люблю! Ну а мышки будут жить в моём домике?

В: — Нет. Мышей тут не будет!

К: — А кто будет мой домик сторожить?

В: — Кто в сказке сторожил домик?

Воспитатель вносит игрушку собаки. Вот какой пёс Дружок будет сторожить наш домик.

К: — Нет, нет, нет! Я не буду здесь жить. Я ухожу! И буду дружить с рыбками! (уходит и забирает вёдра)

В: — Ребята, почему ушла кошка и не захотела жить в нашем домике?

Да, вот какая капризная кошка! Всё ей не нравится!

Ребята, подойдите к столам, внимательно посмотрите на карточки и найдите ту, на которой изображена капризная кошка. Положите карточки на фланелеграф. Как вы узнали, что эта кошка – капризная? (кошка рассердилась, у неё шерсть встала дыбом)

Понравилось вам играть? Давайте позовём кошку и подарим ей её портреты. (дети зовут кошку, вручают ей её портреты. Кошка угощает ребят)

Конспект

ООД «Кораблик»

(конструирование из строительного материала)

Цель: закреплять навыки работы со строительным материалом.

Задачи:

Образовательные: учить детей сопереживать героям сказки.

Учить детей оказывать помощь сказочным героям.

Научить определять признаки и свойства материала.

Познакомить с художественным конструированием из строительного материала.

Развивающие: развивать дружеские отношения

Воспитательные: воспитывать умение откликаться на игровую ситуацию.

Предварительная работа: просмотр иллюстраций с изображением корабликов; чтение произведения Сутеева «Кораблик».

Словарная работа: активизация словаря новыми словами — парус, причал, мачта.

Материал и оборудование: иллюстрации с изображением корабликов; строительные наборы, мелкие игрушки.

Ход ООД:

- Ребята, сегодня к нам в гости пришёл лягушонок. Он очень расстроен, что обидел друзей.

Лягушонок рассказывает о своих друзьях (с просмотром отрывка из сказки)

- Ребята! А мы можем помочь нашим маленьким друзьям?

- Как?

Ответы детей.

- Дети, вы на корабле плавали?

(Ответы детей)

- Сегодня лягушонок приглашает всех нас в увлекательное путешествие на корабле!

(На ковре выстроен корабль).

- Хотите?

(Ответы детей)

- Прошу, всех, на борт корабля!

(Ребята занимают места на корабле).

- Все готовы? Мы отправляемся в далекое плавание!

Воспитатель читает отрывок стихотворения В. Сутеева «Кораблик» и одновременно показывает иллюстрации к нему. Звучит легкий музыкальный фон.

- Плывет, плывет кораблик, кораблик по волнам.

Мы плывем спасать своих друзей.

(спасают друзей и забирают их с собой)

- Дети, нам пора возвращаться в детский сад и помочь нашим друзьям.

- Мы снова вернулись в наш детский сад.

- А вы готовы сами смастерить кораблик?

(Ответы детей).

- Тогда мы приглашаем вас занять места за столами, где приготовлены все необходимые материалы для создания корабликов. Я уверена, у вас обязательно все получится, а мы будем вам помогать.

Рассматривание образца.

- Из каких деталей сделан кораблик?

- Какого цвета кирпичики? (призмы?).

- Из каких деталей сделан парус?

- Какого цвета парус?

Индивидуальная помощь детям в выполнении задания. Обыгрывание постройки, используя мелкие фигурки-игрушки зверей.

(Воспитатель помогает ребятам).

Готовые кораблики дети сравнивают с поделками сверстников, обыгрывают их, делятся впечатлениями.

Воспитатель хвалит ребят:

- Получилась настоящие кораблики, под цветными парусами!

Конспект ООД «Мешок яблок»

(Лепка)

Цель: закрепить представление о свойствах пластилина и способах лепки;

Задачи:

Образовательные: закреплять умение аккуратно пользоваться пластилином, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку;

Продолжать учить детей лепить несложные предметы приемом скатывания, раскатывания, сплющивания.

Развивающие: развивать мелкую моторику

Воспитательные: воспитывать желание помочь зайчатам.

Материалы и оборудование: текст рассказа В. Сутеева «Мешок яблок»; иллюстрации к рассказу; картины с изображением яблок; настоящие яблоки; загадка; пластилин 3-х цветов; дощечка; салфетки; готовый образец воспитателя; заяц с мешком.

Воспитатель:

В группу входит Заяц с пустым мешком (ребенок со старшей группы).

Заяц: — Здравствуйте ребята!

Дети: — Здравствуй Зайчик!

Заяц: — Ребята помогите мне пожалуйста.

Но сначала отгадайте загадку:

В саду на дереве растет

Красивый, вкусный, сочный плод.

Я подскажу: на букву Я

Он начинается друзья.

Дети: — Яблоко!

Заяц: — Правильно.

В лесу, я собирал яблоки для своих зайчат, сейчас осень все яблоки съели и не осталось на дереве ни одного яблочка. Помогите мне их найти, иначе, мои зайчата останутся голодными.

Воспитатель:

-Зайчик, ребята помогут тебе их найти. Ребята, у Зайчика мешок пустой. Давайте мы ему слепим яблочки.

Дети: — Давайте.

Воспитатель: — А ты Зайчик посиди и посмотри, как ребята будут для тебя лепить яблочки.

Воспитатель показывает готовое яблоко и предлагает его рассмотреть. Определяем форму яблока (шар), черенка и листика. Уточняем, где расположены черенок и листик (на яблоке сверху). Показываем приемы лепки: шар — скатываем, черенок — раскатываем, листик — скатать и расплющить, затем соединить все части вместе.

Дети самостоятельно выполняют работу, оказываем индивидуальную помощь, если это необходимо.

Организуем выставку поделок.

Воспитатель: — Зайчик, посмотри сколько яблок тебе приготовили ребята!

Заяц: — Сколько много яблок и какие они красивые! Спасибо вам, ребята! Теперь мои зайчата голодными не останутся! А мне уже пора, до свидания!

Дети: — До свидания!

Консультация для родителей

«Сказочный мир Владимира Сутеева»

Владимир Сутеев написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей. Он их мудрый и добрый наставник, с ним легко и весело идти по сказке.

Почти каждое предложение сопровождалось яркой иллюстрацией, в которые Сутеев много привнёс из мультипликации: его динамичные рисунки похожи на кадры мультфильмов; персонажи имеют графическую индивидуальность, выраженную в облике, движениях, мимике. В его книгах всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить детям простые истины.

Пересказываем тексты

В 4-6 лет дети уже должны учиться пересказывать небольшие тексты, в пределах 6 предложений. Причём пересказывать теми словами, которые были переданы автором. Именно в этом возрасте формируется умение внимательно слушать.

Прочитайте сказку «Кораблик» (или любую другую), несколько раз, используя различные приемы, чтобы малыш лучше запомнил её. Чтение можно сделать для ребенка проблемным.

Вы читаете: «Пошел цыпленок и принес… (пауза)», показываете на иллюстрацию листочка.

И далее читаете «Мышонок —.. (пауза)», показываете на иллюстрацию ореховой скорлупы и ждете ответа ребенка. И так далее по тексту. Вы обращаетесь к пассивному словарю ребенка, переводите слова в активный словарь.

Следующее чтение этой сказки можно изменить, давая возможность ребенку закончить предложение, начатое вами. Если при первом прочтении вы указываете на иллюстрации и активируете существительные в словаре ребенка, то при втором прочтении можно усложнить задачу.

Вы читаете: «Пошел цыпленок… (пауза)». Ребенок вспоминает глагол «принес», называет его вместе с существительным «листочек».

В этом возрасте нужно научить ребёнка рассматривать картинки. Очень многие дети мелкие, но значимые предметы на картине просто не видят, то есть не видят всю картину целиком и не понимают скрытого смысла нарисованного. Рассматривание, как правило, детям даётся с трудом. А чтобы помочь им в этом, можно задавать вопросы типа: «Что ты видишь на картинке?», «Что делают герои на картинке?», «А где на картинке ты видишь цветочек или домик?» и т.д. Можно ещё поиграть в «Путешествие». Предложите малышу «зайти» в картину и спросите: «Где мы оказались, какое здесь время года, что ты слышишь?» Если на картине нарисованы птицы, то они должны петь или щебетать, а если машина — то гудеть.

4—6 лет — возраст фантазёров, и такая игра ребятне очень нравится.

Когда у ребенка появится четкое понимание текста, можно учить его пересказу. Если чадо не может пересказать, задавайте ему наводящие вопросы, предложите рассказать вместе.

Можно поиграть в игру «Кто это делал?». Вы называете слова-действия, а ребёнок отвечает, кто это делал. Опять же иллюстрации будут опорой для вашего ребенка.

Также можно заранее подготовить вопросы, помогающие вспомнить содержание текста:

Кто пошел гулять?

Почему друзья обиделись на лягушонка?

Что они придумали?

Как они строили кораблик:

Кто принес листочек?

Кто принес ореховую скорлупу?

Просите ребенка давать правильный ответ, помогайте ему в случае затруднения.

Последовательность действий

То есть мы одними словами-действиями рассказываем сказку, не употребляя существительных и не называя героев: а ребёнок пусть расскажет всеми словами.

Конечно, чтение и пересказ не должны остаться без воспитательного воздействия. Спросите у ребенка: «Почему лягушонок остался один?» (Возможный ответ: «Потому что он был хвастунишка»). «Жалко ли тебе лягушонка?»

Кроме того, эта сказка, как и многие другие сказки В.Сутеева, дает огромные возможности для развития творческих способностей вашего ребенка. Можно заранее приготовить материал для аппликации: вырезать кораблик, приготовить фигурки героев. Пусть малыш приклеит кораблик на картон, разместит всех друзей на кораблике, сопровождая действия пересказом.

Спросите ребенка, куда он поместит лягушонка. Возможно, у него появится желание посадить лягушонка на кораблик, тем самым примирив друзей.

Работа над текстом, сопровождаемая изготовлением аппликации, рисованием или поделкой, стимулирует развитие речи на нейро — психологическом уровне, воспитывает усидчивость и интерес к чтению. Хорошее умение пересказывать приводит к умению хорошо составлять рассказ. Ну а в школе, соответственно, написать сочинение.

Как правильно читать ребёнку сказку:

Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребёнка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.

Рассказывайте сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите ребенка со сказкой – вы путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не оставляйте его там одного!

Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей можно использовать игрушки, фигурки, нарисованные и вырезанные, тени на стене. Сначала вы можете делать это самостоятельно, но очень скоро ребёнок охотно присоединится к вам.

Уважаемые родители!

Не забывайте читать детям книги, откройте для них этот удивительный, волшебный, книжный мир!

Используемая литература:

  1. Сухин И. Г. 50 литературных викторин для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2002. – 272 с.
  2. Художественная литература. Подготовительная группа. Занимательные материалы. / Сост. П. Г. Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. – 96 с.
  3. Календарные мероприятия в дошкольном образовательном учреждении: конспекты занятий, тематические викторины, игры для детей 5-7 лет / авт. -сост. Ю. А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 222 с.
  4. Перкова Т. Я счастлив, что посвятил себя детям. // Дошкольное воспитание. – М., №8 /2009. – С.58-63.
  5. Сутеев В. Г. Читаем сказки по слогам. – М.: Издательство Астрель, 2010.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год