Проект «Творчество Л. Н. Толстого для детей» (старшая группа) |
Учим Чтению | |||
Автор: Сахбиева Гульшат Миннеголусовна | |||
10.07.2024 13:07 | |||
Проект «Творчество Л. Н. Толстого для детей» (старшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 30 «Снегурочка» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан Воспитатель I квалификационной категории МБДОУ «Д/с №30 «Снегурочка» Сахбиева Гульшат Миннеголусовна г. Альметьевск, 2024 г. Тема экологии сегодня постоянно на слуху и все больше становится частью нашей жизни. Сортировка мусора, отказ от пластика, энергои водосбережение превращаются в привычные действия.
Психологи считают, что дошкольный и младший школьный возраст — это время, когда у ребенка начинает складываться представление о себе и мире вокруг. Именно в этот период формируются базовые ценности, а также модели поведения и привычки. Вначале ребенок подражает взрослым, повторяет за ними и замечает, какую реакцию вызывают его действия, а позже начинает осмыслять свои поступки. Заложенные в это время ценности, модели, привычки чрезвычайно устойчивы и остаются с человеком на протяжении всей его жизни, в том или ином виде. Поэтому если мы хотим, чтобы ребенок в будущем внимательно относился к природе и помогал ее сохранять, а не наносить вред экологии — нужно начинать воспитание уже в детском саду. И обязательно быть примером для ребенка — самому заниматься конкретными делами вместе с сыном или дочкой. Это можно сделать интересно и познавательно и для малыша, и для родителей, превратив сортировку мусора и уборку в веселую игру, а также подключив любимых героев малыша из анимационного мира. Кроме того, занимаясь экообразованием малыша, мы развиваем в нем доброту, сочувствие и желание помочь, а также деятельный подход: слов недостаточно, нужно еще и действовать. Сейчас тема экологии и природы очень хорошо раскрывается в мультсериалах и анимационных фильмах. К примеру, в мультсериале «Фиксики», «Турбозавры», «Команда флоры», в мультфильме «Валл-И». Мультфильмы любят, наверное, все. Но я считаю, что книги тоже нужно читать, потому что во время чтения книги мы можем фантазировать, представлять себе героев, место события, передавать чувства и эмоции героев. И для этого ярким примером являются рассказы Л.Н. Толстого для юных читателей. Бережное отношение к природе у Л.Н. Толстого прививалась с детства. Дед писателя Н.С. Волконский, построил оранжерею, заложил сад на площади, заложил парк. Мать Л.Н. Толстого М.Н. Волконская, получила от отца любовь к природе. Ей принадлежит рукописная тетрадь «Опись сада» с описанием растительного мира Ясной Поляны на русском, латинском и немецком языках, в которой содержится более ста названий культурных и дикорастущих деревьев. С раннего детства у Толстого сформировалось чувство красоты и бережного отношения ко всему живому. Он представлял себя частью природы, постоянно ощущая близость к ней. Ясная Поляна была для Толстого дорогим местом, где он творил, наслаждался природой, жил раздумьями о смысле жизни, о назначении человека, она была местом, где он мог побыть с самим собой. Любовь Толстого к природе была похожа на его любовь к крестьянству. Он не любил ничего, испорченного цивилизацией. Он наслаждался окружающей природой: лесами, лугами, полевыми цветами. Толстой во всем и всюду находил красоту. Великий мыслитель и гуманист был не только тонким наблюдателем происходящего в природе, но и бережно сохранял ее: разводил леса, сажал аллеи и сады, оберегал лесные насаждения и деревья в усадьбе, занимался пчеловодством, принимал участие в полевых работах вместе с крестьянами. Его деятельность была направлена на сохранение природы, своим отношением к ней являл собой образец для окружающих его людей. В природном окружении Толстой находил равновесие и спокойствие духа. Он высоко ценил труд простого народа и считал, что физический труд способствует и умственному развитию. Толстой отмечал, человек должен жить естественной жизнью, не следует подвергать природу насильственному изменению, потому что это приведет к нарушению ее гармонии. Только в тесном контакте с нею человек укрепляет себя и физически, и нравственно. Основополагающими принципами его педагогики были вера в творческие силы детей, уважение к личности ребенка, создание наилучших условий для развития его природных стремлений к знаниям и способностей. Л.Н. Толстой часто практиковал учебные экскурсии и прогулки для детей в парки своей усадьбы, где он рассказывал о старых соснах и могучем дубе, говорил о них как о старых своих больших друзьях. Экскурсии в природу отличались увлекательностью, сопровождались эмоциональным настроем, воспитывали наблюдательность и любовь к природе. Во время вечерних уроков, во время прогулок в природу Толстой проводил беседы по нравственным проблемам, об отношении человека к природе. Близость к природе, умение проникать в глубинные процессы, происходящие в ней, увлечение садоводством, полеводством, любовь к животным и растительному окружению создали основу для формирования у Л.Н. Толстого бережного и любовного отношения к природе. И стремление передать это отношение детям через общение с ними в процессе обучения и воспитания в Яснополянской школе. Идеи великого мыслителя, художник и педагог Л.Н. Толстого, озаренные светом добра, нравственности и справедливости, будут актуальны и значимы как для нынешних, так и для будущих поколений. Л.Н. Толстой, это классик мировой литературы. Его произведения изучают учёные литературоведы, по его романам режиссеры с мировым именем ставят спектакли и снимают кинофильмы. Но, к сожалению, мало помнят о том, что этот великий классик очень серьёзно относился к воспитанию и обучению детей. На свои деньги Л.Н. Толстой построил школу для крестьянских детей в Ясной поляне, сам создал «Азбуку» для обучения их грамоте. И он считал это одним из главных дел своей жизни. Все маленькие тексты и достаточно объёмные рассказы, которые мы и сейчас читаем детям и пересказываем, все они из «Азбуки». Рассказы Л.Н. Толстой сочинял сам и использовал другой разнообразный материал: басни Эзопа, Федра, Лафонтена; фольклор. Весь материал он пересказал и переработал так точно, что ни одного слова нельзя опустить или заменить. Большинство текстов взяты из крестьянского обихода. Конечно, некоторые из них сейчас устарели, современные дети сами бывали на море или видели по телевизору и описания Толстого «Море», «Эскимосы» сейчас не звучат, но объяснения «Куда девалась вода в море» о круговороте воды в природе ясно и понятно современным детям. Его рассказы для чтения направлены на развитие у ребёнка таких качеств, как чувство долга, справедливости, дружелюбия, сочувствия к слабым. Дети очень интересуют факты биографии Льва Николаевича Толстого. И по этому я рассказала детям, что Толстой был дворянин, граф, его воспитывали для государственной службы, для высшего света. Его интересовала литература, он знал иностранные языки, много путешествовал и стал писать произведения для взрослых, а потом и для детей. У Льва Николаевича Толстого была жена и дети, он прожил долгую жизнь и умер, когда состарился. Его произведения знают и читают люди во всём мире. Рассказы Л.Толстого о животных и растениях вызывают в юных читателях целую гамму чувств — от интереса к удивительному и занимательному до волнения и сопереживания. В рассказах о природе, где научно-познавательное содержание облечено в форму художественного, эмоционального письма, использованы многие приемы и средства, позднее перешедшие в лучшие образцы русской научно-художественной литературы. Велика роль произведений Толстого в умственном, нравственном и эстетическом развитие ребёнка. И нам воспитателям и родителям необходимо продолжать эту работу. Проблема: недостаточный уровень читательского интереса, читательской культуры, незнание детьми произведений Льва Толстого. Актуальность проекта: Наше общество нуждается в подготовке широко образованных и высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и личностными качествами. В современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Поэтому важно закладывать основы нравственности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к окружающему миру. Цель: – сформировать у детей дошкольного возраста основные представления о нормах морали и нравственных ценностях в процессе ознакомления с жизнью и творчеством Льва Николаевича Толстого. Воспитание в детях толерантности Задачи:
Ожидаемый результат.
|