Как учить стихи с ребенком? |
Учим Чтению | |||
Автор: Ельчанинова Инна Витальевна | |||
03.04.2023 15:01 | |||
Как учить стихи с ребенком? «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце переполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». (В. Г. Белинский) Как по-разному люди читают стихи: один – монотонно, вяло, другой – выделяя особенности стихотворного размера, третий – громко, эмоционально и неинтересно. Но мы с удовольствием слушаем того, кто читает стихи так, как разговаривает в жизни, с выражением, четкой речью, переживая эмоции. Можно ли научить этому ребенка? И как вообще учить стихи с детьми дошкольного возраста? Научить можно и нужно. Ведь читая и заучивая стихи с детьми, мы решаем сразу несколько важных задач:
Решая эти задачи, мы постепенно готовим ребенка к успешному обучению в школе. Успешной учебе способствует память. Все мы прекрасно помним из своего школьного опыта, что детям, которые хорошо и быстро запоминали материал, учиться было гораздо легче. Безусловно, хорошая память – не единственное условие успешной учебы, но без нее учиться намного труднее. К счастью, память можно развивать и улучшать. А когда надо начинать развивать память? Память развивается с детства, чем раньше, тем лучше. И один из способов развития памяти – это заучивание стихов. Детская память очень восприимчива, все, что мы заучили в детстве, мы помним до глубокой старости. Когда малыш учит стихотворения, он совершенствует свою речь, расширяется его словарный запас, кругозор. Наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот отрезок времени начинает особенно быстро развиваться детская память. Прежде, чем начать заучивание с ребенком, прочтите стихотворение сами, с выражением. Ещё лучше, если вы будете знать стихотворение наизусть. Затем следует найти в тексте незнакомые или непонятные ребенку слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. Расскажите ребенку о том, кто написал это стихотворение, чему оно посвящено. Эти приемы приучают малыша к культуре заучивания и облегчают восприятие поэзии. Можно рассмотреть иллюстрации к стихотворению. И вот уже у ребенка формируется образ произведения. Мы знаем, что каждый человек запоминает стихи по-разному: один – на слух, другому нужно ходить по комнате в ритм стихотворения, а третьим – нужна полная неподвижность. Эти же особенности присущи и детям. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминаются стихи. Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: вы говорите строчку и бросаете мяч ребенку. Он повторяет и бросает мяч вам обратно и т.д. Когда ребенок немного запомнит стихотворение, можно проговаривать строчки поочередно: вы – первую, малыш – вторую и т.д. Или вы читаете стихотворение, а малыш договаривает концы строк. На первых порах можно ненавязчиво подсказывать или проговаривать текст вместе. Чтобы сохранить интерес у детей младшего дошкольного возраста можно рассказать стихотворение для игрушек (кукле, мишке) или бабушке, дедушке, на домашних праздниках. Еще К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». Хороший метод заучивания стихотворения – мнемотаблица. Его суть заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, т.е. всё стихотворение зарисовывается схематически. Ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время заучивания. Выученное стихотворение используйте в подходящих ситуациях, например, наблюдая за животными или природой, или любуясь игрушкой. Следуя этим несложным рекомендациям и приемам, вы можете научить своего ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, сформировать четкую выразительную речь, развить память, что обязательно пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.
|