Учим Чтению | |||
Автор: Выдра Виктория Юрьевна | |||
10.03.2022 17:20 | |||
Образовательный проект «Буккроссинг – возрождение семейного чтения» с использование инновационных форм и методов привлечения детей и их родителей к чтению — восприятию художественной литературы путем создания в группе библиотеки». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 25 пгт Афипский Руководитель проекта: Выдра В.Ю. пгт. Афипский «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается личность» В.А. Сухомлинский Введение: Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основным принципом является сотрудничество педагогов детского сада с семьей. Родители воспитанников – это люди, идущие в ногу со временем. Они являются основными социальными заказчиками и работа с детьми невозможна без учета их запросов. Задача педагогов детского сада – поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, поиск новых полезных идей, свежих инновационных технологий в работе с семьями воспитанников.
Федеральные стандарты повышают ответственность родителей за воспитание детей, так как именно семья непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9) Работа с родителями планировалась и осуществлялась всегда. И никто не отменяет традиционных форм взаимодействия. Вместе с ними педагогами используется инновационные формы работы. Мы педагоги хотим, чтобы наши воспитанники и родители, всегда были единым целым, чтобы все вместе мы выполняли одни поставленные цели. Так в нашей группе воспитатели, родители и дети, приняли решение участвовать в конкурсе «Читающая мама – читающая страна», Номинация: «Библиотека для детей и родителей». В нашей стране заметно снижен интерес к чтению у дошкольников; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Техника (аудио-, видео-, компьютерная), дающая готовые образы, особым способом взаимодействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожимать сегодня: низкий уровень речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев. Художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к. расширяя ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. Мир ребенка начинается с семьи. И привычка к чтению зарождается прежде всего в семье. Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера и духовное единство. Важно не растерять связь семьи и книги. А укреплять ее так, чтобы она передавалась из поколения и чтение стало семейным. К сожалению, не все родители понимают, что совместное чтение – это не только пробуждение интереса к чтению, но и благодаря совместному чтению ребенок с раннего детства привыкает к тому, что читать, не только нужно, но и очень интересно. От взрослого зависит, станет ли ребенок настоящим читателем. К сожалению, традиция семейного чтения практически утрачена. Чтобы воспитать ребенка настоящим читателем, приобщать ребенка к книге, необходимо возродить традицию семейного чтения, поэтому данный проект для нас стал актуален. Зачем же читать бумажные книги? А ведь каждая книга – это практически «живое» существо, которое имеет душу. Она несет тепло и любовь. Согласитесь, ничем не заменить шорох перелистываемых страниц, незабываемый запах типографской краски, необыкновенные ощущения, когда дотрагиваешься до бумажных листочков. Но когда книгу не читают, то она теряет свои привлекательные свойства и тепло, становится просто обычной бумагой. И для того чтобы книги не пылились на полке, а жили, попадали в руки новых читателей, мы запустили проект « «Буккроссинг – возрождение семейного чтения» с использование инновационных форм и методов привлечения детей и их родителей к чтению- восприятию художественной литературы путем создания в группе библиотеки». Буккроссинг – это социальное движение «книголюбов», постепенно набирающие обороты в России. Это движение весьма уникально, оно ломает все стереотипы, потому что никто в истории так не обращался с книгами. Книга отправляется в путь путешествовать по миру. Надо только прочитать ее, наклеить наклейку с информацией, чтобы можно было проследить историю этой книги, можно вложить в внутрь пояснительную записку, в которой написать пожелание от прочитанного для следующего читателя. Следующий читатель получит подарок, переданный ему вами, еще дышащий вашими мыслями. В нашей группе огромное значение уделяется работе с книгой. Мы с ребятами много читаем: утром, во время проведения мероприятий, перед сном, на прогулке. Ребята самостоятельно проводят много времени в нашей минибиблиотеке: берут книги, рассматривают их, а потом обмениваются друг с другом. Дети с удовольствием выбирают понравившуюся книгу и читают ее дома с родителями, а для других ребят приносят из дома свою. Так в нашей группе зародилась новая традиция обмениваться книгами. Дети и родители имеют возможность больше общаться друг с другом, делиться впечатлениями, получают много новой дополнительной информации. У детей лучше развивается речь и воображение, расширился кругозор, увеличился словарный запас. Заинтересовав родителей, я заметила, что наша книжная полка начала пополняться новыми книгами и журналами. После знакомства с буккроссингом в нашей группе, мы решили распространить это движение и в других группах нашего детского сада. Цель Буккроссинга в детском саду — пропаганда чтения, повышение интереса к чтению книг у родителей и детей, обогащение духовного и культурного уровня дошкольников, возрождение традиции семейного чтения. Для реализации движения «Буккроссинг» в группе был установлен книжный стеллаж для родителей и детей, были распечатаны рекламные листовки, консультации и буклеты. Ребята и родители узнали, что процесс «Буккроссинг» состоит из простейшего действия, основанного на принципе "Прочитал — отдай другому". Книги должны читаться, а не стоять на полках. Задачи Буккроссинг:
взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;
Предполагаемый результат:
Одним из подтверждающим фактом значимости данного движения "Буккроссинг" стал творческий отклик родителей и детей. Родители стали активно приносить свои книги, журналы, интересные игры. Многие книги возвратились на полку в новом статусе, они стали иметь отзыв о прочитанной книге. Семья Турчановой Киры, прочитав сказку «Три поросенка», «Заяц, волк и лиса», решили изготовить пальчиковый театр и театр на коктейльных трубочках. А семья Таржановой Ксении изготовила нам теневой театр к сказке «Волк и семеро козлят», а также театр на прищепках «Теремок», семья Илларионовой Рады, Тировой Насти и Кольевой Софьи решили изготовить книжки-малышки для пополнения групповой библиотеки, что с подвигло нас на оформление книжного и театрального микроцентра для совместного творчества родителей и детей. Книга – учитель, книга — наставница. Таким образом, мы можем сказать, что буккроссинг — это эффективное средство развития социального интеллекта дошкольников, а также является одним из главных факторов, стимулирующих возрождения семейного чтения. Вид проекта: (познавательно-творческий, групповой с привлечением родителей и детей). Участники проекта: педагоги группы, родители, воспитанники ДОУ. Работу по внедрению современного движения «Буккроссинг» мы проводили в несколько этапов. Срок реализации проекта: Март 2021 года Формы осуществления преемственности:
|