Долгосрочный проект по обогащению и пополнению словаря дошкольников старшего возраста «Читаем детям». |
Учим Чтению | |||
Автор: Прудникова Юлия Александровна, Медведева Наталия Васильевна, Селивёрстова Ирина Владимировна | |||
03.12.2021 10:06 | |||
Долгосрочный проект по обогащению и пополнению словаря дошкольников старшего возраста «Читаем детям». Актуальность обусловлена тем, что формирование и обогащение словаря детей дошкольного возраста — одна из важнейших задач в общей системе работы по речевому развитию в дошкольной образовательной организации. Это подтверждается также тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования реализация образовательной области «Речевое развитие» включает, в частности, решение такой задачи, как обогащение активного словаря; в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выделяются следующие: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; достижение вышеперечисленных целевых ориентиров подразумевает достаточно высокий уровень развития активного словаря ребенка старшего дошкольного возраста. Работа по обогащению словаря в дошкольной образовательной организации направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития дошкольника, поскольку овладение словарем является важным условием его умственного развития, так как содержание исторического опыта, присваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего, в значениях слов. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность. Своевременное развитие словаря, его обогащение — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей, общения в рамках новой ведущей для них деятельности — учебной. Проблема обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста рассматривается в исследованиях М. М. Алексеевой, Н. А. Стародубовой, Е. М. Струниной, О. С. Ушаковой. Авторами раскрываются определения понятий «словарь», «словарная работа», характеризуются активный и пассивный словарь, анализируются особенности словаря детей старшего дошкольного возраста, описывается методика словарной работы в детском саду (формы, методы и средства обогащения словаря). Одним из традиционных средств обучения в образовательном процессе дошкольной образовательной организации по обогащению словаря является ознакомление с художественной литературы. Так как в логопедической группе отсутствуют в сетке занятия по ознакомлению с художественной литературой, то решено было разработать долгосрочный проект «Читаем детям». С целью выявления уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста было проведено наблюдение за детьми в самостоятельной деятельности, на занятиях, проводились беседы, рассматривались иллюстрации, работа с картинками, позволяющие определить уровень развития словаря детей старшего дошкольного возраста. Цель наблюдения: изучение и определение уровня развития словаря, развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Предложенный проект включает в себя мероприятия для детей старшей и подготовительной к школе групп на основе использования сказок, рассказов, стихотворений, мини — проектов в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. Продолжительность проекта 1 год с сентября по май (долгосрочный). Участники проекта: педагоги, дети старшей и подготовительной к школе групп. Цель проекта — обогащение словарного запаса, развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования художественной литературы. Задачи проекта:
Важную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса, усвоении грамматического строя речи играет художественная литература. Она открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление, память, воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Важно, чтобы первая встреча с ней произошла как можно раньше, в дошкольном детстве. Разрабатывая перспективный план, учли специфику работы с детьми с ОНР, внесли изменения в список рекомендуемой литературы программы М. А. Васильевой по разделу «Ознакомление с художественной литературой» для старшей и подготовительной к школе групп, в соответствии с программой Т.Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и программой Н. В. Нищевой. Художественные произведения подбирали с учетом возраста детей и лексической темы недели. Ознакомление с художественной литературой проводятся в свободное время.
|