ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ |
Учим Чтению | |||
Автор: Сорокина Елена Валерьевна | |||
17.02.2021 19:34 | |||
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В настоящее время в век информационных технологий чтение утрачивает свое значение. При этом чтение рассматривается как получение информации, не учитывается, или отодвигается на второй план весь гуманитарный, духовно развивающий смысл чтения как явления культуры, передающей социальный, эмоциональный, нравственный и мировоззренческий опыт средствами художественной литературы. По данным социологов 48% российских семей не читают вообще и только в 8 % семей родители читают детям. В этих условиях донести до семьи ценность чтения, заразить любовью к книге — важнейшая задача педагогов. Чтобы работать в этом направлении, необходимо ответить на вопрос: что же такое читательский или литературный опыт и как он формируется у ребенка? Под читательским опытом понимается не что иное, как совокупность субъективно значимых впечатлений, следов от прочитанного, вопросов и ответов, возникших в процессе чтения, у каждого человека он свой, уникальный, неповторимый, неординарный. Ценность чтения состоит не в получении информации из книги, а в том, что пережил человек во время чтения, какие чувства, настроения и стремления зародились в его душе под влиянием книги.
Процесс накопления литературного опыта включает в себя формирование таких важнейших качеств личности, как речевое развитие, развитие коммуникативных и творческих способностей. Приобщение ребенка к художественной литературе с самого раннего детства позволяет обогатить его речь, дает образцы литературного языка и способствует развитию всех компонентов речи: звуковой культуры, словаря, грамматического строя, средств художественной выразительности, культуры речевого общения, развивает связную речь, включающую в себя развитие диалогической и монологической речи. Дошкольный возраст — благоприятное время для выработки навыков эффективного общения. В процессе знакомства с литературными произведениями у ребенка формируется способность к перевоплощению и готовность к сопереживанию, умение жить в обществе по законам нравственности, толерантности и взаимопонимания, накапливается положительный опыт добрых чувств, поступков и взаимоотношений людей. Чем больше способов выражения своих чувств усвоит ребенок, тем легче ему будет общаться с окружающим, ведь только человек с гармонично развитой личностью сможет легко адаптироваться в обществе. В современном обществе креативность, то есть творческие способности, ценится очень высоко. Как же воспитать творческую личность? В своей работе «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский писал, что творчество мы наблюдаем там, где человек воображает, комбинирует, видоизменяет и создает что-либо новое в своем сознании. По его мнению, творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, чем богаче опыт, тем большим материалом располагает его воображение. Соответственно, если говорить о словесном творчестве, то чем богаче будет читательский опыт ребенка, чем раскрепощеннее будет его мышление, тем продуктивнее будет деятельность его воображения. Как правильно сформировать круг детского чтения? Ребенок-дошкольник является своеобразным читателем, фактически — это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, от взрослого зависит станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой мелькнет случайным эпизодом в его жизни. Поэтому выбор литературы для работы с детьми должен предполагать учет:
Процесс чтения должен занимать не менее 30 минут в день, он должен быть хорошо продуманным, систематическим, несущим эмоциональную и интеллектуальную нагрузку. При этом особое внимание необходимо обращать на язык детской книги, его доступность, выразительность и конкретность, так как и прозаические, и поэтические литературные произведения, услышанные ребенком, становятся частью его речевого опыта. Важно грамотно организовать взаимодействие с родителями, ведь приобщение детей к чтению невозможно, если в семье не читают. Начинать эту работу лучше всего с изучения отношения родителей к чтению художественной литературы, определить общие тенденции, индивидуальные возможности и различия в отношении детей и родителей к чтению, их подготовленность и интересы, соотнести полученные результаты с программными задачами, учесть содержание других образовательных областей. Затем, на основе полученной информации, необходимо определить содержание работы с родителями в групповой и индивидуальной формах, продумать информационное обеспечение взаимодействия с ними. Могут быть использованы такие формы работы с родителями, как:
Информация в родительском уголке о детских писателях и поэтах, о принципе подбора детских книг поможет родителям правильно сформировать круг детского чтения. Например, не следует приобретать и читать детям книги, в которых текст является сжатым или некорректным пересказом авторских сказок, иллюстрации не соответствуют тексту или не эстетичны, если автор книги не является детским писателем, а его тексты не являются художественными произведениями для детей. Таким образом, сотрудничество с родителями позволит донести до них понимание того, что процесс чтения не может быть механическим: это совместная работа ума и души, способствующая укреплению духовной связи ребенка со взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей. Сорокина Елена Валерьевна, воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад «Колокольчик», г. Абакан, Республика Хакасия.
|