Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «ЧИТАЯ, РИСУЕМ И ИГРАЕМ В СКАЗКУ».
Учим Чтению
Автор: Капкина Т.В. Чудакова Е.Н.   
28.12.2019 11:15

Проект «ЧИТАЯ, РИСУЕМ И ИГРАЕМ В СКАЗКУ».Проект «ЧИТАЯ, РИСУЕМ И ИГРАЕМ В СКАЗКУ».

Вид проекта: среднесрочный, групповой, информационно-творческий.

По количеству участников: групповой проект.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.

Возраст детей: 4-5 года.

Срок реализации: долгосрочный 6 месяца (октябрь-март).

Воспитатели 5 группы:

  • Капкина Т.В.
  • Чудакова Е.Н.

г. Москва 2017-2018 уч. год ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Школа №1596» (корпус дошкольного образования Приречная д.9)

Цель: Развитие социально-коммуникативных навыков, познавательной активности и творческого потенциала детей через приобщение детей к сказкам, формирование у них позицию активного читателя.

Задачи проекта для детей:

Речевое развитие:

  • продолжать знакомить детей различными видами сказочных произведений
  • способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения
  • учить узнавать персонажи сказок, учить запоминать и называть название произведения и автора
  • учить пересказывать содержание сказки, высказывать свое отношение к её героям
  • учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний
  • формировать умение инсценировать эпизоды сказок, развивать артистические способности: умение использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения)
  • обогащать и расширять словарный запас детей.

Скачать конспект

Познавательное развитие:

  • развивать познавательную, творческую и эмоциональную активность детей, используя разнообразные формы и методы работы с литературными произведениями
  • учить узнавать разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный)
  • развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.

Социально-коммуникативное развитие:

  • формировать у детей навыки сотрудничества, воспитывать чувства дружбы и коллективизма
  • развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях
  • побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой
  • воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.

Художественно-эстетическое развитие:

  • совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли
  • развивать творческую самостоятельность детей в организации театрализованных игр, в создании и передаче сказочных образов
  • учить передавать свои впечатления в рисунках, изображая ранее прочитанные эпизоды сказок.

Задачи проекта для родителей:

  1. Создавать в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду.
  2. Способствовать развитию у родителей навыков взаимодействия с собственным ребёнком в процессе совместной творческой деятельности.
  3. Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.
  4. Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Актуальность проекта:

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на книгах, а на современных мультфильмах, компьютерных играх. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. А ведь на самом деле книги представляют собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.

В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из детских книг и сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.

Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому уроки, которые дает детям сказка, это уроки на всю жизнь для больших и маленьких.

А ещё дети дошкольного возраста – это слушатели, а не читатели и художественное произведение доносит до них взрослый. Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает! Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает.

Таким образом, хотелось бы обратить особое внимание родителей на значимость художественной литературы в воспитании детей. Приобщить родителей к участию в образовательном процессе через чтение книг дома, через создание мобильной библиотеки в детском саду, через совместную творческую деятельность взрослого и ребёнка, чтобы он мог рассказывать о прочитанном сверстникам и воспитателям.

Пути реализации проекта:

  1. Беседа с детьми, их родителями, педагогами по теме проекта, подбор методической литературы.
  2. Ежедневное чтение сказок разных жанров, русских народных, разных народов, авторских.
  3. Рассматривание иллюстраций художников к сказкам.
  4. Пересказ и обсуждение прочитанных произведений.
  5. Рисование иллюстраций к сказкам, лепка и аппликации героев сказок, сюжетов по мотивам сказок.
  6. Инсценировки сказок, игры-драматизации по прочитанным произведениям.
  7. Использование сказок в режимных моментах, в образовательной деятельности.
  8. Разучивание присказок, поговорок, пословиц, небылиц.
  9. Социально-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические, коммуникативные игры с элементами волшебства.
  10. Викторина по русским народным сказкам «Ах, уж эти сказки!».
  11. Организация, выставок рисунков «По дорогам сказок»: творческие работы детей совместно с родителями.
  12. Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.
  13. Оформление и пополнение уголка для родителей, размещение рекомендаций и консультации, посвящённых домашнему чтению с детьми.
  14. Подготовка фотоотчета по проекту.

Этапы проекта.

I этап. Подготовительный:

  • Подбор и изучение необходимой литературы.
  • Подбор дидактических игр и нагдяно-дидактического материала для проведения занятий.
  • Оснащение театрализованного центра по различным видам театра.

II этап. Этап реализации проекта.

  • Беседа «Моя любимая книга».
  • Консультация по теме «Семейное чтение».
  • Беседа на тему «Бережное хранение книг», «Книжкина больница».

III этап. Заключительный.

  • Оформление книжного уголка в группе по теме «Наши любимые русские народные сказки».
  • Оформление выставки детско-родительского рисунка по теме проекта «По дороге сказок».
  • Проведение итогового досуга для детей группы «Играем в сказки».

Календарное планирование деятельности детей в рамках проекта.

Дата

Мероприятие: тема, программное содержание, оборудование

Взаимодействие

октябрь

Тематическое родительское собрания «Чтобы ребенок любил читать».

Цель: Дать родителям примерное представление по теме проекторной работы, привлечь внимание родителей к проблеме чтения современных детей.

Оформление наглядно-информационного материала для родителей. Консультация «Зачем читать детям сказки».

Цель: Мотивировать родителей уделять больше времени на чтение сказок, детской художественной литературы.

Занятие по познавательному развитию «Книги сказок».

Цель: Дать представление о различии книг по оформлению, толщине, содержанию иллюстраций. Устроить  выставку разнообразных книг сказок, иллюстраций к сказкам. Рассказать, как и из чего изготавливаются книги, рассказать для чего нужна книга.

Блок 1. Знакомство детей с творчеством В. Сутеева.

1. Развитие речи «Чтение сказки «Под грибом».

Цель: Познакомить детей с автором  и  художником детских книг В. Сутеевым.

2. Рассматривание иллюстраций  В. Сутеева  к сказкам.

Цель: Познакомить детей с автором  и  художником детской книги В. Сутеевым.

3. Художественное творчество (лепка) «Мой любимый герой сказки «Под грибом».

Цель: Через продуктивную деятельность закрепить знание сюжета сказки; воспитывать творческую инициативу.

4. Дидактическая игра «Узнай героя по описанию» (загадки про животных).

Цель: В дидактических играх, в творческих видах деятельности закрепить знание  детей  сюжетов и героев  сказок В. Сутеева.

5. Подвижная игра «Кто быстрее под грибок!»

Цель: В подвижных играх закрепить знание  детей  сюжетов и героев  сказок В. Сутеева.

6. Свободное чтение сказка В. Сутеева «Палочка – выручалочка».

Цель: Продолжить знакомство детей с творчеством В. Сутеева.

7. Сюжетно-ролевая игра «Книжкина больница» (ремонт книг).

Цель: Показать детям приёмы ремонта  книг.

Воспитатели,

родители

воспитатели

ноябрь

Блок 2. Знакомство с творчеством К.И.Чуковского.

Познакомить детей с творчеством писателя, вызвать интерес к литературному слову, к общению с книгой.

1. Развитие речи (чтение художественной литературы) «Доктор Айболит».

Цель: Развивать умение понимать характер героев художественных произведений; усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания.

2. Художественно-эстетическое развитие (конструирование) «Больница для зверей».

Цель: Дать первоначальное представление о работе ветеринара.

Учить создавать постройку из крупного строительного материала и обыграть ее.

3. Свободное чтение «Путаница».

Цель: Продолжить знакомить детей с творчеством К.И. Чуковского. Обогащать эмоциональную сферу детей.

4. Игра – драматизация «Телефон».

Цель: Знакомство с новым произведением автора. Развивать способствовать взаимодействию детей в процессе игрового общения. Тренировать память, расширять кругозор, развивать речь, автоматизировать отдельные звуки.

5. Организация выставки иллюстраций по произведениям К.И. Чуковского.

Цель: Вызывать интерес детей к творчеству К.И. Чуковского при помощи изобразительных средств; выражать свое отношение к сказочным персонажам.

6. Дидактическая игра «Помоги Федоре».

Цель: Закрепить знания детей сказки К. Чуковского «Федорино горе», учить пересказывать прочитанные произведения, понимать их смысл, развивать речь. Повторить правила обращения с посудой; закрепить знания детей о материале, из которого сделана посуда.

7. «Книжкина больница» ремонт «заболевших» книг в книжном уголке.

Цель: Формировать у детей желание выполнять поручения, оказывать посильную помощь взрослому при ремонте книг.

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

совместно с детьми

Воспитатели

совместно с детьми

декабрь

Блок 3. Русские народные сказки.

1. Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в нравственном воспитании дошкольника».

Цель:Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания с использованием русской народной сказки.

2. Чтение художественной литературы: Русская народная сказка «Лиса Патрикеевна».

Цель:  Учить понимать образное содержание и идею сказки, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте.

3. Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Колобок».

Цель: Развивать умение передавать в рисунке ранее прочитанный сюжет, умение передавать характерные признаки животных-героев, умения воспроизводить рисунок по памяти на основании силуэта.

4. Кукольный театр «Сказка за сказкой: Лиса и волк».

Цель:  Познакомить детей с тем, что сказку можно рассказать разными способами, например с помощью кукол-перчаток или игрушек. Показ кукольного театра «Лиса и волк».

5. Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Заюшкина избушка».

Цель: Сформировать интерес к устному народному творчеству, формировать нравственные представления детей, развивать творческие способности детей.

6. Конструирование из конструктора Лего Дупло «Избушка для лисы».

Цель: Учить конструировать домик для лисы по представлению с использованием конструктора Лего Дупло; учить отгадывать загадки, эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию, учить работать коллективно.

7. Магнитные истории «В гостях у сказки».

Цель: Познакомить детей с тем, что сказку можно рассказать разными способами, например с помощью магнитных сказочных героев. Учить воспроизводить действия по порядку, проговаривая сюжет сказки «Заячья избушка».

8. Подвижные игры: «Гуси–лебеди», «У медведя во бору», «Хитрая лиса».

Цель: Проведение утренней зарядки, прогулок, образовательной деятельности с использованием элементов игр из сказок, для интереса к сказкам.

9. Досуг «Проделки Лисы».

Цель: Вовлечь детей в игровую ситуацию, развивать творческое воображение и артистические способности, создать положительную эмоциональную атмосферу в ходе развлечения, прививать желание к оздоровлению собственного организма.

Воспитатели и родители

Воспитатели

Педагог по ИЗО Каверя Е.И.

Педагог по ИЗО Каверя Е.И.

Воспитатели

Воспитатели, дети

январь

Блок 4. Знакомство детей с творчеством С.Я. Маршака.

Цель:Познакомить детей с творчеством С.Я. Маршака, вызвать интерес к творчеству, желание заучивать тексты и анализировать поступки героев.

1. Развитие речи. Чтение произведения «Кошкин дом».

Цель: Знакомится с новым произведением, обсуждение сюжета сказки, обсуждение правильности поступков героев.

2. Инсценировка сказки детьми «Три поросенка»

Цель: Познакомить детей с новой сказкой, дать представления на примере героев сказки о трудолюбии, дружбе и взаимовыручке.

3. Дидактическая игра «Найди героев сказки».

Цель: Закрепит знание уже известных персонажей, развивать интерес к чтению.

4. Физическое развитие (безопасность) «Пожар. Опасные предметы».

Цель:В различных видах деятельности предложить детям применить литературный материал по творчеству С.Я. Маршака.

Воспитатели

Воспитатели, родители, дети

февраль

1. Выставка книг «Волшебные сказки».

Цель: Знакомить с различными видами сказочных произведений в книжном уголке группы. Рассматривание книг, различающихся по содержанию, оформлению и направленности.

2. Просмотр спектакля, подготовленного театральной студией «Дюймовочка».

Цель: Развивать эстетический вкус дошкольников и эмоциональную отзывчивость в процессе просмотра театрализованных постановок, закрепление традиции совместного просмотра театральных постановок.

3. Дидактические игры «Из какой сказки герой?», «Доскажи словечко» (загадки о героях сказок).

Цель: Учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, учить высказывать свое отношение к героям сказки.

4. Пересказ ранее прочитанных сказок «Расскажи свою любимую сказку» (в свободное время).

Цель: Закреплять умение использовать разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный) и средства выразительности (жесты, мимику, интонацию) в свободной игре.

5. Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком».

Цель: Учить соблюдать правила в игре, быть выдержанным и внимательным, развивать слух.

6. Игра-викторина «Ах, уж эти сказки!».

Цель: Проверить, как дети узнают знакомые сказок, по показу иллюстраций, загадыванию загадок про главных героев, прослушиванию небольшого сюжета.

Воспитатели

Актеры театра

март

1. Дидактическая игра «Любимые сказки (найди сказку)».

Цель: Формировать умение подбирать сказочных героев одной сказки, проверять знаний сказок и героев, развивать зрительно-пространственное восприятие. С помощью игровых пазл-картинок научить детей соотносить главных героев с предметами.

2. Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Цель: Обучение умению восстанавливать последовательно события по картинкам.

3. Выставка совместных работ детей и родителей «По дорогам сказок».

Цель: Приобретение родителями знаний и практических навыков по взаимодействию с ребенком; становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

воспитатели

апрель

1. Разгадывание загадок по сказкам (в свободное время).

Цель: Развитие внимания и памяти, умение давать обдуманный ответ.

2. Оформление проекта, подготовка отчета для родителей.

Цель: Обобщить весь материал по проекту и оформить его в папку, приобщив фотографии, рисунки детей.

Итоговый досуг для детей средней группы «Играем в сказки».

Цель: Создать у детей радостное и веселое настроение, учить узнавать знакомые сказки по описанию и иллюстрации, вызвать желание сопереживать героям сказок.

Воспитатели, музыкальный руководитель Прошкина Л.В.

Мероприятия с родителями:

1. Рисование иллюстраций к любимым литературным произведениям.

2. Индивидуальная  беседа «Какие книжки дети читают дома».

3. Выставка  любимых книг из дома.

4. Пополнение библиотеки группы русскими народными сказками.

5. Наглядно-информационный материал для родителей («Как научить ребёнка любить книги», «Рекомендации по воспитанию любви и интереса к книге», «Зачем читать сказки», «Чтобы ребенок любил читать. Советы психолога В.С. Юркевич»).

Вывод:

1. В результате совместной деятельности детей и родителей, дети познакомились с творчеством детских писателей: В. Сутеева, К.И. Чуковского, С. Маршака, расширили представления об авторах, персонажах, пополнили свои знания о русских народных сказках.

2. В результате совместной работы у детей сформировался запас литературных впечатлений, они научились иллюстрировать и инсценировать прочитанные сказки, научились узнавать  на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов, познакомились с иллюстраторами детской книги.

3. Дети, с помощью взрослого (воспитателя), научились ремонтировать книги в книжном уголке.

4. Родители воспитанников познакомились с методическими рекомендациями по формированию у детей устойчивого интереса к чтению.

5. Опрос детей показал, что родители воспитанников стали чаще читать детям художественную литературу (сказки), посещать детские спектакли в театрах.

6. Результатом совместной работы воспитателей, родителей и детей стало проведение выставки творческих работ «По дорогам русской народной сказки».

Литература:

  1. Алиева Т.Н., Антонова Т.В. Программа «Истоки» - М.: Просвещение, 2003 г.
  2. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение, 2000г.
  3. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
  4. Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи. - М: Русская школьная ассоциация, 2007
  5. Международный день детской книги. - Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.
  6. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.
  7. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека. - М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.
  8. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.
  9. Хрестоматия для чтения в детском саду. -М.: Детская литература, 2007г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год