Влияние чтения художественной литературы на детей старшего дошкольного возраста. |
Учим Чтению | |||
Автор: Назаренко Елена Васильевна | |||
09.12.2019 18:45 | |||
Влияние чтения художественной литературы на детей старшего дошкольного возраста. Одним из важных направлений, прописанных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является организация речевого развития детей дошкольного возраста. К 7 годам ребенок с нормативным речевым развитием умеет задавать вопросы взрослому, в случаях затруднения обращается к нему за помощью, адекватно использует вербальные средства общения, а также владеет диалогической речью. Но, к сожалению, у многих дошкольников бедная речь. Работая учителем-логопедом в дошкольном образовательном учреждении я систематически провожу мониторинг речевого развития детей. Я заметила, что с каждым годом количество детей с речевыми нарушениями становится больше. Ниже приведена таблица 1 с количественного анализа результатов диагностики речевого развития дошкольников в возрасте 5-7 лет за 2014-2019 г.г. Таблица 1. Количественный анализ результатов диагностики речевого развития дошкольников 5-7 лет за 2014-2019 г.г. По итогам логопедической диагностики на начало учебного года с 2014 года по 2019 год данные о речевом развитии детей старшего дошкольного возраста переведены в процентное соотношение и обозначены на диаграмме 1. Диаграмма 1. Данные о речевом развитии детей старшего дошкольного возраста за 2014-2019 г.г. В результате логопедической диагностики в каждом учебном году у детей 5-7 лет выявлен низкий словарный запас, нарушения звукопроизношения, незнание обозначения многих слов, незнание многих сказок в соответствии с возрастом, не умение выучить наизусть стихотворение, неумение пересказать услышанное или увиденное. При пересказе ребенок перечисляет набор слов, либо произносит ряд предложений, не связанных друг с другом. Также, наблюдается не умение задавать вопросы и отвечать полным предложением. На вопрос ребенок часто одним-двумя словами, кратко, не используя распространенные предложения. Полученные данные показывают нам не только печальную ситуацию речевого развития дошкольников, но и указывают на, что к проблеме речевого недоразвития детей необходимо подойти ответственно, подобрать методы и приемы работы так, чтобы коррекционную работу выполнять максимально эффективно. Развитие речи детей и её коррекция – это общая задача, которую необходимо решать не только педагогам (логопеду, дефектологу, воспитателям), но родителям (законным представителям) ребенка. Достигнуть положительного результата коррекционной работы можно только при условии тесного сотрудничества с родителями (законными представителями) ребенка. Родители (законные представители) являются непосредственными участниками образовательного процесса. Активное участие родителей в коррекционно-образовательном процессе положительно сказывается в работе над закреплением поставленных звуков и их введение в самостоятельную речь. Чтение сказок, небольших рассказов в соответствии с возрастом каждого ребенка помогает обогатить его словарных запас, расширить знания об окружающем мире, природе; помогает воспитать нравственные и эстетические чувства. Заучивание стихотворений развивает память, обогащает словарный запас новыми словами, с которыми ребенок был еще незнаком. Дошкольный период является важным периодом в жизни детей. В этот период мозг ребенка еще пластичен и важно не упустить время и вложить в ребенка всё то, что ему необходимо получить на данном этапе развития. Развитие речи через сказки, чтения литературы помогает не только обогатить импрессивную и экспрессивную речь детей, но и помогает воспитать положительные качества личности. Родителям (законным представителям) стоит помнить о том, что ребенок пойдет в школу, будет обучаться русскому языку, писать сочинения, отвечать на вопросы учителя. И нужно задать вопрос, как ребенок перескажет прочитанное, постоит грамотно оформленное предложение и ответит на вопрос, если его словарный запас беден? Поэтому, важно и крайне необходимо читать детям книги, разговаривать с детьми, учить стоить грамотные предложения. Примерный список литературы для чтения детям 5-6 лет:
Примерный список литературы для чтения детям 6-7 лет:
- «Крокодил Гена и его друзья», «Каникулы в Простоквашино» Успенский Э.
|