Обучающая презентация для детей по творчеству А.С. Пушкина «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет!» |
Учим Чтению | |||
Автор: Николаева Марина Александровна | |||
11.03.2019 08:43 | |||
Обучающая презентация для детей по творчеству А.С. Пушкина «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет!» Наименование мероприятия: «Урок в музее» — в рамках X городского фестиваля педагогического мастерства «От призвания к призванию – 2019» Подготовила и провела воспитатель: Николаева М.А., I кк Воронеж — 2019 МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №58» Советский р-н Уровень: Муниципальный Программное содержание:
Демонстрационный материал:
Конспект 1 часть Вводная: (Дети входят в зал и приветствуют гостей) - Все вы за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь! - Ребята, сегодня мы с вами пришли в гости. Скажите, как мы можем поприветствовать хозяев и других гостей? (Добрый день, здравствуйте, мы рады вас видеть) - Мы пришли с вами не просто в гости, а в волшебное место… Я посетить хочу давно, Местечко чудное одно. И посмотреть на достиженья- Искусства или увлеченья. Там и рисунки, и поделки, И никакой тебе подделки. Возьму с собой и вас, друзей И мы отправимся в … (музей) - Что такое музей? (Ответы детей) - Для чего люди создают музеи? (Ответы детей) - Какие музеи бывают, как вы думаете? (Ответы детей) - Давайте вспомним правила поведения в музее. - Сегодня мы с вами пришли в литературный музей. Как выдумаете, какие экспонаты хранятся в этом музее, с чем или кем они могут быть связаны? (Ответы детей) - Литературный музей, в котором мы сейчас находимся, собрал различные экспонаты писателей и поэтов, которые жили в нашем краю или бывали у нас в гостях. - Вещи, собранные в музеях очень дороги нам, как память о нашем прошлом; благодаря им мы можем заглянуть в прошлое, совершить путешествие на много лет, а может и веков назад. - Оглянитесь по сторонам, как вы думаете, кому посвящен зал в этом музее? (Ответы детей) - Я предлагаю отправиться в путешествие, чтобы, как можно больше узнать о великом русском поэте и о том, что его связывало с нашим краем. 2 часть: Основная (В центре стол со скатертью, на столе стоит сундучок. Звучит музыка, дети присаживаются на стульчики. Под музыку воспитатель читает стихотворение.) Люблю я Пушкина творенья; И то вовсе не секрет. Его поэм, стихотворений Прекрасней не было и нет! С мальства его читаем сказки, В них жар души, природы краски. Добро цветет в них, злоба чахнет. В них русский дух, В них Русью пахнет! Слайд 1 (Пушкин) - А.С. Пушкин – это бесценная жемчужина русской и мировой литературы. Он родился в XIX веке, а это более 2-х веков назад. За свою короткую жизнь он написал множество произведений, которые стали достоянием не только России, но и многих других стран. Слайд 2 (Прошлое) - Посмотрите, в какую красивую эпоху жил великий поэт, какая красивая одежда тогда была, здания, предметы которые окружали людей. - Обратите внимание на экспонаты представленные в нашем музее на столе (показ), это предметы того замечательного времени, в котором жил великий поэт. - Похоже ли это все на то, что нас окружает сейчас? (Ответы детей) - А что изменилось? (Ответы детей) - Действительно, изменились одежда, быт людей, строения и внешний вид городов и сел. Слайд 3 (Старая Москва) - И вот в такой старой Москве 6 июня 1799г родился А.С. Пушкин. Слайд 4 (Родители) - Посмотрите, как выглядели его родители: мама Надежда Осиповна и отец Сергей Львович Пушкин. Слайд 5 (Няня) - Отдельно мне хочется выделить его няню Арину Родионовну – именно она привила маленькому Саше любовь к родному языку. Няня рассказывала Сашеньке много сказок, а рассказывать она умела их так интересно, что Пушкин проникся к сказкам всем сердцем. Именно поэтому Александр Сергеевич любил писать сказки. Слайд 6 (бабушка и прадед) - Его бабушка Мария Алексеевна ему много рассказывала о своем детстве, о семейных традициях и о красоте природы края, где она родилась и выросла. В юную душу маленького Пушкина глубоко запали рассказы бабушки о золотистых полях, просторных лугах, о нежных березках и могучих дубах. - Вы не догадались, какой край описывала бабушка писателя? (Ответы детей) - Она описывала наш с вами край! Бабушка писателя родилась и жила со своей семьей в Липецке очень долгое время. Пушкин называл свою бабушку Марию Алексеевну – тамбовской бабушкой, а ее отца, своего прадеда, Алексея Федоровича – Тамбовским воеводой. А все потому, что раньше Липецкой области не было, и город Липецк относился то к Тамбовской области, то к Воронежской. А правильнее их называть воронежскими, потому что Липецк, где жили они тогда, в то время относился к Воронежскому наместничеству, так раньше называли губернию или область. И даже мама поэта родилась здесь. Поэтому мы смело можем гордиться тем, что и бабушка, и мама поэта имеют стойкие воронежские корни. Слайд 7 (Арап и корабль) - Знаменитый Арап Петра Великого — это еще один прадедушка Саши Пушкина. Этот прадедушка много плавал на кораблях и даже бывал в Воронеже. Ведь именно в Воронеже Петр I строил первые корабли. Посмотрите, какие корабли строили в ту эпоху. В нашем музее есть целый зал, посвященный Петру I, и даже есть настоящий макет корабля, который строился в Воронеже. Наверное, именно такие корабли Пушкин описывал в одной из своих сказок. - Вы догадались, о какой сказке идет речь? ( «Сказка о царе Салтане») - Как видите, имя Александра Сергеевича неразрывно связано с нашим краем. Но это еще не все. … Многие историки и краеведы спорят до сих пор, а бывал ли поэт в Воронеже? Существует много мнений: одни говорят, что бывал, другие – отрицают это. У нас нет прямых доказательств по этому поводу, но есть одна очень интересная легенда, которая передается из поколения в поколение, в Воронеже ее рассказывают до сих пор. Хотите ее узнать? (Ответы детей) - Тогда мы обратимся к нашему волшебному сундучку, в нем очень много интересного и сказочного. (Воспитатель достает из сундука музыкальную шкатулку) - Что это? (Ответы детей) - Это не простая шкатулка, а говорящая. Мы сейчас ее откроем и послушаем, что же она нам расскажет. Но для начала, нужно произнести волшебные слова, запоминайте: «Раз, два три – шкатулка, заговори!» (Дети произносят волшебные слова, из шкатулки доносится голос: аудиозапись) «Теплая майская ночь выбросила в небо дрожащие звезды и осветила землю голубым светом. Город спал, окунувшись в беззаботную тишину, твердо веря, что ничего удивительного и необычного произойти на его улицах не может… А между тем к заставе подъехала коляска, появление которой в этот поздний час, казалось, никто не ожидал. Заспанный полицейский вылез из будки и подошел посмотреть на странного путешественника, который ночью не спит, а разъезжает в экипаже по дорогам Руси-матушки. То, что он прочитал в предъявленном ему документе, могло бы многих удивить. В подорожной черным по белому было написано: Александр Сергеевич Пушкин. Но полицейский безразлично возвратил бумагу ее хозяину и пошел в свою будку досматривать сны. А коляска поехала дальше и вскоре покатила вниз к реке, лежащей у подножия города спокойной, светлой гладью, в которой четко отражались колокольни старого монастыря. У самого берега коляска остановилась. Лошади потянулись к воде. А ямщик пошел разыскивать паромщика… Поэт вылез из коляски и встал у самой воды, тихо струившейся вдоль берегов, на которых когда-то в поту и в крови мужицкой рождался первый победный русский флот… Когда коляска выбралась на левый берег, звезды уже таяли в розовеющем небе, а лунное серебро луна собрала и бросила на дно. Теперь лошади бежали навстречу восходящему солнцу, и привольная степь становилась все ярче и ярче, пока, наконец, лучи утренней зори не зажгли ее разноцветными радужными красками…» - Вот такая была и есть легенда о том, как Александр Сергеевич Пушкин побывал в Воронеже. - Хотите попробовать пройти весь этот маршрут как это сделал поэт? (Ответы детей) - Тогда мы снова обратимся к нашему сундучку, наверняка у него что-то есть для нас. (Проводится Дидактическая игра «По дорогам Воронежа вместе с Пушкиным») (Атрибуты: карта тех времен, магнитные фигурки: Пушкин, коляска тех времен с лошадьми, полицейский) - Как вы думаете, такая история могла бы быть на самом деле? (Ответы детей) - В любом случае это только легенда, но вот карта маршрута Пушкина, точно выполнена с подлинных изображений Воронежа в прошлом, в духе того времени. Я думаю, любой музей был бы рад иметь такую карту. Может, мы с вами подарим ее нашему музею, как еще одно напоминание о поэте и нашем городе? (Ответы детей) - А.С. Пушкин был не простой поэт, помимо стихов и поэм, он еще писал… (сказки) - Давайте, вспомним сказки А.С. Пушкина, а для этого поиграем в игру «Из какой сказки предмет?» — наверняка в нашем сундучке затерялось еще много интересного. (Проводится Дидактическая игра «Угадай сказку») (Атрибуты: зеркальце и яблоко, рыбка, золотой петушок, белка) - Как много прекрасных и добрых сказок написал для детей Александр Сергеевич. - Я думаю, что пришло время сказку нам не прочитать, а показать! Хотите сами стать героями одной из сказок Пушкина? (Ответы детей) - Тогда запоминайте волшебные слова: «Один, два, три, четыре, пять Начинаем мы считать Сундучок нам помоги, В сказку Пушкина перенеси!» - Закрываем глазки и произносим волшебные слова все вместе! (Пока дети произносят слова, воспитатель выставляет ширму-декорацию с изображением моря, дуба и корабля вдали; на стол выкладываются лук и стрела, кораблик из бумаги, шапочки: лебедь, коршун, князь Гвидон) - В какую же сказку нас отправил волшебный сундучок? ( «Сказка о царе Салтане) - Конечно, наш сундучок не случайно нас отправил в эту сказку. Как думаете, почему? (Ответы детей) - Ведь именно о таких могучих дубах нашего края рассказывала бабушка маленькому Пушкину, и корабль, который напоминал Саше о его дедушке. - Я предлагаю вам, надеть эти шапочки и превратиться в героев сказки. Театрализованная деятельность «Сказка о царе Салтане» (по мотивам сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане») Действующие лица: Сказочник Автор Лебедь Коршун Князь Гвидон Декорации: ширма с изображением моря, дуба и корабля вдали; лук и стрела, кораблик шапочки: лебедь, коршун, Гвидон) Сказочник: (в руках держит кораблик) Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. Сделали кораблик сами, Мы своими же руками. И теперь по океану К царству славного Салтана Вместе с вами поплывем. И сказку новую начнем! (Выходит князь Гвидон с луком и стрелой) Автор: К морю лишь подходит он Вот и слышит будто стон. Видно на море не тихо: Смотрит — видит дело лихо: Бьется лебедь средь зыбей, Коршун носится над ней; Воду вкруг мутит и хлещет... Тот уж когти распустил, Но как раз стрела запела - В шею коршуна задела - Коршун в море кровь пролил. Лук царевич опустил; Смотрит: коршун в море тонет, И не птичьим криком стонет, Лебедь около плывет, Злого коршуна клюет, Гибель близкую торопит, Бьет крылом и в море топит - И царевичу потом Молвит русским языком Лебедь: Ты царевич, мой спаситель, Мой могучий избавитель, Не тужи, что за меня Есть не будешь ты три дня, Что стрела пропала в море; Это горе — все не горе. Отплачу тебе добром, Сослужу тебе потом: Ты не лебедь ведь избавил, Девицу в живых оставил; Ты не коршуна убил, Чародея подстрелил. (Танец лебедя и царевича) (После танца все выходят на поклон, снимают шапочки и кладут их на стол) 3 часть – Заключительная Слайд 8 (Книги Пушкина) - Сегодня мы с вами заглянули в прошлое, окунулись в мир Александра Сергеевича благодаря экспонатам музея, прошлись по маршруту Пушкина в нашем городе, побывали в одной из сказок великого поэта. Но самое большое волшебство отставил нам в наследие сам Александр Сергеевич Пушкин — это его книги! Ведь в каждом доме без исключения есть книги великого поэта, сказочника. И пока живы его произведения – сердце поэта бьется! (Выходят 4 ребенка) Наполнив зал строкой родного слова, О Пушкине сегодня вспоминали И говорить все вместе мы учились Поэзии волшебными устами. Читать твои стихи, великий Пушкин, Мы учимся и бережно, и нежно С поэзией твоей давно мы дружим, Она для нас, как океан, безбрежна! Мой Пушкин! Мой поэт! Моя отрада! Спасибо за любовь к родному слову! Стихи для всех веков и поколений, Ты подарил нам, Пушкин, без сомнений! И сколько бы не пронеслось столетий, Пройдут года и вырастут все дети, Одно лишь будет вечно и незримо Любовь к поэту непоколебима! - Я думаю, ребята, настало время поблагодарить всех тех, кто подарил нам эти счастливые минуты общения с А.С. Пушкиным в этом замечательном музее. Теперь вы знакомы с этим музеем и сможете ни раз побывать здесь со своими близкими и родными.
|