Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Семейная гостиная для родителей «ЧТЕНИЕ – ПРАЗДНИК ДУШИ!»
Учим Чтению
Автор: Валбу Светлана Александровна, Никитина Елена Юрьевна   
22.01.2019 16:53

Семейная гостиная для родителей «ЧТЕНИЕ – ПРАЗДНИК ДУШИ!»Семейная гостиная для родителей «ЧТЕНИЕ – ПРАЗДНИК ДУШИ!»

Авторы:

  • Валбу Светлана Александровна
  • Никитина Елена Юрьевна

МБДОУ Детский сад № 54 «Золушка» г. Лесосибирск, Красноярского края

Цели данного методического пособия:

  • Повышение уровня педагогической культуры родителей, мотивации к взаимодействию с ДОУ.
  • Развитие интереса к педагогическому поиску по воспитанию юного читателя.
  • Воспитание познавательного интереса к книге, ее ценность для каждого человека.

Скачать конспект

Ход мероприятия:

Воспитатель: Уважаемые родители! Спасибо, что вы пришли на нашу встречу. Это означает, что всех нас объединяет интерес к теме данной встречи. Сегодня мы поведем разговор о книге, ее ценности для каждого человека, о значении совместного общения родителей и ребенка с книгой. Проблема общения с книгой действительно заслуживает внимания. Годы счастливого детства проходят очень быстро, и дошколят ждёт школа. Будет ли школьная жизнь радостной для ребёнка или наоборот, омрачится переживаниями, во многом зависит от нас взрослых. Думаю, вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребёнка, желание и умение общаться с книгой должны быть сформированы в дошкольные годы.

Хорошая книга — воспитатель, учитель, и друг
Хорошая книга – Мой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем
И наш разговор потихоньку ведем…

(Н. Найденова)

Воспитатель: Вот и мы сегодня проведем нашу встречу с книгой, которая называется «Пять полезных советов по возрождению традиции семейного чтения.»

(на слайд)

Семейное чтение, как процесс приобщения современных детей и подростков к чтению должен решать следующие основные задачи: формировать умение общаться с книгами, самостоятельное раскрытие смысла произведений; обогащать словарь знаний о литературе; •переходить от привычки читать к потребности в чтении; •создать духовную близость с родителями; •формировать взгляды и мировоззрение приобщать к общечеловеческим и семейным ценностям

Семья – это социальный институт, ядром которого является любовь и принятие. Поэтому на первых этапах развития ребенка чтение помогает реализовать потребность малыша в физической и эмоциональной близости с родителями (чаще – с мамой). Чуть позже совместное чтение вводит ребенка в мир культуры, помогает усвоить образцы читательского поведения, любовь к книге. Возможность находиться рядом с мамой (с папой, бабушкой) во время чтения сближает взрослого и ребенка, помогает прочувствовать отношение близкого человека к прочитанному.

Ребенок учится сопереживать героям сказки, накапливает опыт такого переживания, даже если сам еще не способен воспринимать смысл текста. Соучастие взрослого – обязательный воспитательный элемент чтения с детьми раннего возраста (от года до трех лет) и с дошкольниками (от трех до семи лет). Не снижается роль совместного чтения и в период обучения ребенка в начальной школе. Поэтому так важно сформировать и сохранить традицию семейного чтения.

Ведь дошкольник ещё не читатель, а только слушатель книг, и входит в прекрасный мир литературы благодаря так называемым громким чтениям. Анкетирование, проведённое в группе, показало, что только третья часть семей практикует семейное чтение вслух! А вот назвать книгу, которую вы прочитали своим детям недавно, смогли лишь (называет число) детей. Конечно, нам порой не хватает элементарных знаний, умений и навыков по воспитанию юных читателей. Предлагаю вам несколько полезных советов по возрождению традиции семейного чтения.

1 страница — 1 совет: Окружите ребёнка материалами для чтения.

Воспитатель: Каждого ребёнка можно осчастливить читающим детством, чтобы оно было умным, содержательным, весёлым и гарантировало каждодневную потребность в общении с книгой на всю жизнь. Поэтому надо окружить ребенка материалами для чтения. А как это сделать, нам расскажут представители из городской библиотеки__________________________

2 страница- 2 совет: Выделяйте время для чтения каждый день

Игра «Волшебная шкатулка»

Вопросы для обсуждения с родителями:

  • Какая любимая книжка у вашего ребенка? Чем она его привлекает?
  • Как часто вы читаете ребенку детские книжки? В какое время? (Утром, вечером, в выходные дни, изредка, совсем не читаете).
  • Как вы считаете, нужна ли детская библиотека дома? Докажите свою точку зрения.
  • Чем вы руководствуетесь при покупке книг своему ребенку? (Знаете автора или произведение, вас привлекает текст или иллюстрации, покупаете наугад или по просьбе малыша).
  • Как вы считаете, привычка читать, слушать художественное произведение у ребенка формируется в период дошкольного детства или в школьные годы? Почему?
  • Считаете ли вы важным включить ребенка в диалог по прочитанному произведению? (Задаете вопросы по содержанию, картинкам, предлагаете подумать и оценить поступки героев, просите повторить отдельные фразы, четверостишия и пр.)
  • Какая была ваша любимая книга в детстве? Кто вам ее читал?
  • Как вы считаете, нужно ли с ребенком дошкольного возраста ходить в библиотеку, читальный зал? Почему?

Выделяйте время для чтения каждый день. Дети обожают регулярное чтение (а не от случая к случаю) чтение с родителями. Выбирайте небольшой промежуток времени, когда вы можете расслабиться и не торопиться — перед сном или когда у вас перерыв в домашних хлопотах. Всё время обращайтесь к книге и чтению. Купите несколько книг домой, чтобы ваш ребенок мог их просматривать.

Читайте медленно и с удовольствием. Важно не только, что вы читаете, но как вы читаете. Когда читаете быстро и монотонно, ребёнок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, сами получая удовольствие от чтения. Будьте актёрами, пытайтесь читать разными голосами за разных героев, передавая их характер. Вашему малышу это понравиться.

3 страница- 3 совет: Выбирайте книги правильно.

Задание: «Умные книжки – умным детишкам»

Родителям предлагается выбрать книгу и объяснить свой выбор.

И именно книга может и должна стать проводником идей великого русского народа, источником знаний детей о моральных принципах построения общества являются произведения литературы и искусства.

Только на взрослого ложится ответственность выбора «правильных» произведений, поступки героев которых помогают детям осмыслить причины и следствия их поведения. Целесообразно обсуждать, а не осуждать поступки героев, выслушивать мнение детей до того, как выскажется взрослый, не советовать, а советоваться, не ставить «клеймо», а давать детям возможность обдумать

Н. И. Новиков сыграл значительную роль в развитии педагогики детского чтения. Он возлагал на книгу большие надежды, считая, что именно чтение способствует воспитанию нравственности и любви.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский важную роль в формировании личности человека отводил чтению, но советовал не спешить обучать детей чтению, так как считал, что само по себе чтение- не главное. Гораздо важнее ЧТО читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело». Важно подготовить ребенка к чтению, сделать его интересным. Книги К.Д. Ушинского и по сей день являются реальными морально-нравственными уроками для детей.

Читая с ребёнком вместе постоянно, вы обязательно заметите: какие книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Прибегайте к помощи библиотеки и библиотекаря в выборе книг, похожих на эти. Вашего ребёнка просто может вдохновить пример других читающих детей.

Литературная викторина «С книгами знаться – ума набираться»

«Чёрный ящик»

В чёрном ящике лежат предметы из разных сказок К.И. Чуковского.

Отгадайте, что лежит в чёрном ящике?

  1. В ящике любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон». Что это?
  2. В ящике то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр». Что это?
  3. В ящике то, чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха». Что это?
  4. В ящике то, чем лечил бегемотиков доктор в сказке «Доктор Айболит? Что это?
  5. В ящике то, на чём ехали комарики в сказке «Тараканище». Что это?
  6. В ящике тот, что просили прислать мартышки из сказки «Телефон». Что это?

Конкур «Угадай сказку»

А теперь следующий конкурс. Отгадайте название русской народной сказки по иллюстрациям. (На мольберт выставляются иллюстрации к русским народным сказкам). Участникам предлагается найти книгу с нужной сказкой.

Конкурс «Литературный калейдоскоп»

Предлагается выбрать нужное слово:

Сивка… (Бурка), Конек… (Горбунок), Мороз… (Иванович), Красная… (Шапочка), маленький… (Мук), бременские… (музыканты), кот… (Леопольд), Аленький… (цветочек), доктор… (Айболит), заюшкина… (избушка), Царевна… (Лягушка, Лебедь), Мальчик… (с пальчик), Снежная… (королева), Цветик… (семицветик), Золотой… (петушок), Курочка… (Ряба).

Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже взрослым

(на слайд) Андрей Усачев: «В хорошей детской книге всегда есть то, что будет радовать и взрослый ум»

Андрей Усачев говорил: Писатели, работающие для детей, остаются взрослыми людьми, и эту «взрослость» выкинуть из себя невозможно. Поэтому в хорошей детской книге всегда есть второй или третий план, есть то, что будет радовать и взрослый ум. И сердце. Сердце у человека не взрослеет. И не стареет.

  1. Детская Книга – это развлечение и приключение. Она способна заставить нас плакать и смеяться. Книга может утешить и подсказать выход из трудной ситуации.
  2. Книга пробуждает нашу фантазию и учит нас мыслить образами.
  3. Книга рождает у нас новые вопросы, над которыми стоит задуматься. Из нее мы узнаем понятия, которые помогают нам мыслить, и новые идеи.
  4. Книга учит нас сопереживать. Она позволяет нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, что он чувствует.
  5. Книга побуждает нас задуматься о том, что верно, а что ошибочно, что хорошо, а что плохо.
  6. Книга открывает нам, что на один вопрос может быть несколько ответов, и что на любую проблему можно посмотреть с разных сторон.
  7. Книга помогает нам понять нас самих. Ты больше уверен в себе, когда знаешь, что есть люди, которые думают и чувствуют так же, как и ты.
  8. Детская книга – это первая встреча с литературой – бесконечным миром, который остается с нами на всю жизнь.

Астрид Линдгрен «Приключения Эмиля из Леннеберги»

Приключения сорванца Эмиля — лучший рецепт для каждого, кому не хватает позитива и веселья. Минуты заразительного смеха вам обеспечены. А еще это самая оптимистичная книга Астрид Линдгрен, ведь ее герой никогда не унывает и умеет получать удовольствие от всего на свете.

Джеральд Даррелл «Говорящий сверток»

Это необычная книга для натуралиста и зоолога Даррелла, потому что это  сказка. И мир в нем не наш, привычный, а самый волшебный, где борются добро и зло (с непременной победой добра). И это к лучшему, ведь обыденности нам и в жизни хватает, а чудеса еще никому не вредили.

Виктор Драгунский «Денискины рассказы»

Не имеет значения, читали ли вы эти рассказы в детстве или они каким-то волшебным образом умудрились пройти мимо вас,  просто откройте книгу и начните читать. Конечно, многое уже осталось на задворках истории, но кое-что будет вечным: чистый детский юмор, совершенно невероятная логика и абсолютное жизнелюбие.

Ирмгард Койн «Девочка, с которой детям не разрешали водиться»

Чтобы не попасть в неприятные истории, нужно хорошо себя вести. Но  увы!  как ни старается героиня повести делать все как можно лучше, получается наоборот. Эту смешную и немного грустную книгу можно смело рекомендовать всем родителям и учителям в качестве прививки против воспитательской зашоренности.

Туве Янссон «Все о муми-троллях»

Удивительно, но истории про очаровательных муми-троллей как будто растут вместе с нами. Перечитанные сегодня, они не покажутся вам глупыми, наивными или детскими. Вы найдете в них то, что нужно именно сейчас и именно вам,  спокойную добрую мудрость, ощущение любви, защищенности и бесконечной теплоты.

Чтение для детей делает из них читателей в будущем

Как известно, нами правят привычки. Наши привычки в буквальном смысле творят нашу судьбу. Любовь к чтению – такая же привычка. Самоподкрепляемая привычка. Стоит только войти во вкус, и удовольствие от результата будет поддерживать сам процесс.

Излишне рассуждать о том, что привычка много читать, в особенности хорошую литературу, – входной билет в богатую впечатлениями и возможностями жизнь.

Каждый родитель мечтает, чтоб его подросток забыл о компьютере и предпочел книгу. Но как вызвать интерес у подростка к книге, как убедить, что книги нужны? Как этого достичь? Если все порядке с интеллектуальным развитием, то это довольно просто, за исключением одного – вам необходимо решить изменить некоторые собственные привычки.

Родители читают ребенку книжку не только для того, чтобы развивать и позабавить его. Давно известно, что детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека. С малых лет хорошие книги внушают ребенку добрые чувства и благородные мысли, побуждают к достойным поступкам. Поэтому берите себе в помощники для воспитания детей Пушкина и Андерсена, Лермонтова и Киплинга, Льва Толстого и Свифта, а также других писателей, пусть не великих, но талантливых и благородных.

Конкурс «Отгадайте, чей портрет»

Читаете – называть автора

Выставляются портреты детских поэтов и писателей, нужно их отгадать: А.Л. Барто, В.В. Бианки, С.А. Есенин, С.Я. Маршак, С.В. Михайлов, К.И. Чуковский. Г.Х. Андерсен

Читайте снова… снова. Как известно, дети любят слушать одни и те же истории. Они заставляют вас читать уже навязшие на зубах книги снова и снова. Не лишайте его этого. Ребёнок желает разобраться в книге глубже, процесс познания её происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Ведь идёт подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книг.

Читайте везде и всегда. Читать можно везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поезде, ожидая приёма у врача. Пусть в вашей сумке с детскими принадлежностями, игрушками, обязательно лежит книга.

Конкурс «Добавьте словечко»

Аукцион пословиц о книге и чтении.

  • Книга – твой друг, без неё как без… (рук)
  • Книга в счастье украшает, а в несчастье… (утешает)
  • С книгой жить – век… (не тужить)
  • Будешь читать – будешь много… (знать)

Воспитатель: Все эти советы не сложны. И если вы последуете нашим советам, то не заметно для себя воспитаете Настоящего Читателя.

Воспитатель: Уважаемые родители!

Закончен конкурс!

Он у нас рассчитан на один лишь час, но вы, читающий народ, любите книгу каждый год.

Воспитатель: Уважаемые родители! Надеемся, что наша встреча была интересной, содержательной и полезной, что уже с сегодняшнего дня ваше общение с книгой станет традицией, а чтение с ребенком доставит

Вам, только радость и хорошее настроение и вы поможете своему ребёнку стать любознательным и эрудированным.

Пусть приготовленные нами памятки помогут вам в путешествии по «Стране книг» (раздает родителям памятки (Приложение В)).

(На слайд)

И я хочу верить, что наши дети не потеряют интерес к книге: с удовольствием будут читать и делиться с друзьями впечатлениями. И эта любовь к чтению сохранится у них на всю жизнь!!!

Приложение В

Памятка для родителей

  1. Чаще читайте своим детям вслух. Не прекращайте чтения вслух даже, когда ребёнок начинает читать сам. Помните, что чтение для школьников – это, прежде всего, общение с родителями.
  2. Дарите ребёнку книги. Приучайте бережно относиться к книге.
  3. Подбирайте в домашнюю библиотеку адекватные возрасту и содержательные книги, чтобы они были понятны и интересны ребёнку. Не спешите с приобретение новых книг, пока не исчерпано содержание тех, которые уже есть у ребёнка.
  4. Разрешайте ребёнку самому выбирать из домашней библиотеки книгу для совместного чтения. Обсуждайте прочитанное.
  5. Сделайте процесс начального приобщения к чтению занимательным, игровым. Сочиняйте с ребёнком собственные истории и сказки, мастерите по ним маленькие книжки с рисунками – иллюстрациями.
  6. Выбирая между телевизором, компьютером и книгой отдавайте предпочтение книге.
  7. Читайте сами, показывая ребёнку пример. Если вы любите читать, то возможно, однажды и ваш ребёнок возьмёт в руки книгу сам.
  8. причин для чтения

Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.

  • Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.
  • Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
  • Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.
  • Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.
  • Книги помогут вашим детям научиться размышлять.
  • До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.
  • Чтение вслух способствует развитию внимания у ребенка.
  • Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом общении с ребенком.
  • Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.
  • Рано или поздно, вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год