Проект по приобщению детей к художественной литературе «Бабушкины сказки» |
Учим Чтению | |||
Автор: Косых Светлана Викторовна | |||
24.12.2018 17:43 | |||
Проект по приобщению детей к художественной литературе «Бабушкины сказки» (первая младшая группа) Пояснительная записка Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. (Н. И. Жинкин) Актуальность: Детская литература – это богатейший фонд отечественных и зарубежных стихов, сказок, рассказов и повестей, рассчитанных на разные возрастные группы. Нередко на концевой странице книги можно найти пометку «для чтения родителями детям», «для дошкольного возраста», «для младшего школьного возраста». Однако в настоящее время, данный сегмент рынка сильно расширился: появились новые авторы, новые произведения. Переизданные любимые родителями с детства книги. Разобраться во всем этом изобилии очень непросто, ведь нужно не только найти интересную книжку, но и понять, насколько она будет доступна ребенку.
Детям 2-4 лет более понятны и близки сказки о животных и сказки о содействии людей и животных, в этом возрасте дети частенько сопоставляют себя с животными, просто перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Детям этого возраста сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. Следует отметить, что для развития мышления детей наиболее эффективны народные сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира). Народную сказку можно рассматривать как многомерную модель, включающую анализ разных жизненных ситуаций. Сказки о животных как жанр устного народного творчества рассказывают детям, 2-4 лет веселые и грустные истории. Эти сказки одними из первых читаются детям преимущественно в младшем, дошкольном возрасте. Их сюжеты просты и понятны даже самым маленьким читателям. Дети младшего дошкольного возраста еще не осознают связи между структурой художественного произведения и его содержанием, затрудняются последовательно и логично передавать текст. Именно поэтому рекомендуется использовать наглядную модель. Данный метод предлагается использовать в тот момент, когда нужно показать детям сложные, внутренние свойства, качества, особенности, отношения разных объектов в реальном мире. Но, к сожалению, художественная литература подается дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств. А ведь сказки формируют в детях многие положительные качества, например: дружелюбие и радушие (русская народная сказка «Теремок»), сообразительность и смелость ( «Медведь и девочка»), уверенность в торжестве справедливости ( «Лиса, заяц и петух»); сказки содействуют воспитанию таких ценных свойств, как жизнерадостность, чувство юмора ( «Колобок», «Теремок»). Тема: «Бабушкины сказки» Цель: введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей. Задачи: создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- воспитывать любовь к устному народному творчеству. Гипотеза: знакомство детей с русскими народными сказками в раннем возрасте, способствует развитию связной речи детей. Предмет исследования: связная речь детей 2-3 лет. Объект исследования: дети 2-3 лет. Вид проекта: информационно-практико-ориентированный. Длительность: 1 месяц (краткосрочный) Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатель, родители. Принципы образовательного процесса над проектом:
Реализация проекта Работа с детьми 1. Чтение русских народных сказок
2. НОД при помощи моделирования «Для дедушки, для бабушки испеку я колобка»;
- НОД «Чтение русской народной сказки «Репка» 3. Дидактические игры
4. Пальчиковые игры
5. Акция «Поможем книгам» 6. Создание выставки «Сказку угадай-ка» 7. Заучивание песенки Колобка Работа с родителями
Совместная деятельность родителей и детей Открытое мероприятие «Путешествие в страну сказок» Содержание проекта Содержание работы с детьми Непосредственно образовательная деятельность «Для дедушки, для бабушки испеку я колобка» Цель: формировать умение эмоционально и активно воспринимать сказку. Материалы: игрушка колобок, цветные карандаши, листочки с приклеенным колобком, картинки персонажей из сказки. Ход деятельности - К нам в гости прикатился Колобок. Принес интересную сказку. Посмотрите на эту книжку она новая, красивая. Кто догадается, как она называется? ( «Колобок») - Давайте прочитаем эту сказку. А кто знает слова, может мне помогать. Чтение сказки. - Покажите, как бабушка пекла колобка. - У нас есть герои сказки, Лера, найди здесь колобка и помести его на доску. - Куда положила бабушка колобка? (на окошко) - А что сделал колобок? (покатился по дорожке) - Кого он встретил? (зайца) - Найдите зайца, поместите его на доску. - Что же ему сказал заяц? - А что ответил колобок? - Кого он встретил дальше? (волка) - Найдите волка, поместите его на доску. - О чем они говорили? - Потом Колобок встретил медведя, где здесь медведь. Найдите его. - О чем они говорили? - И последнюю он встретил… (лису) - Вот она, рыжая, нарядная, красивая. - Как же лиса обманула Колобка и съела его? Физминутка «Колобок» Замесила бабка ни булку, ни оладушки, (руки сцеплены в замок, круговые движения) Доставала из печи (руки вверх, в стороны, вниз) Ни пирог, ни калачи, (повороты туловища влево – вправо, руки в стороны) Как поставила на стол (приседания) Он от бабушки с дедушкой ушел. (прыжки) Кто же бегает без ног? (хлопки в ладоши) Это желтый КОЛОБОК! - А теперь давайте подойдем к столам и превратимся с вами в художников. - Перед вами лежат листочки, на которых уже приклеен Колобок. Посмотрите, он вам улыбается. Но у него нет дорожки, по которой он бегает. Давайте мы с вами нарисуем ему дорожку. Рисование дорожки. - Молодцы! А теперь давайте разместим наших колобков на выставке. Непосредственно образовательная деятельность «Чтение русской народной сказки «Теремок» Цель: закреплять умение воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования. Материалы: геометрические фигуры, иллюстрации к сказке. Ход деятельности - Ребята, а вы знаете, где живет мышка? А лягушка? - Зайчик живет под кустом, а лиса где? - А знаете, как называется дом у волка? Я вам скажу – логово. А у медведя – берлога. - Сейчас я вам расскажу сказку, в которой эти звери жили дружно в одном домике. Сказка называется «Теремок». Рассказывание сказки с показом иллюстраций. - Вот какая сказка о животных. Вы запомнили, как она называется? - Назовите тех, кто поселился в домике – теремке. - Как они просились в теремок? Что они говорили? Физминутка (Дети выполняют движения согласно тексту) У нас славная осанка Мы свели лопатки. Мы ходим на носках, А потом на пятках. Пойдем мягко, как лисята И как мишка косолапый. И как серый волк – волчище. И как заинька – трусишка, Вот свернулся волк в клубок, Потому что он продрог. Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся. - Давайте поиграем в эту сказку. У нас уже есть домик – теремок. Давайте поселим туда зверей. Но зверей мы будем выбирать из кружочков. Какой кружок больше всего подходит к герою по цвету, тем кружком и будем обозначать. - Кто самый первый пришел к теремку? (мышка) - Мышка какого цвета? (серая) - Но мышка же очень маленькая, значит, нам нужно найти круг серого цвета и маленького размера. - Коля, найди такой кружок и помести его возле теремка. - Кто пришел следом за мышкой? (лягушка) - Какого она цвета? - Значит, мы ищем кружок зеленого цвета, это у нас будет лягушка. - Маша, найди такой кружок и помести его возле мышки. - Следом за лягушкой прискакал… заяц. - Какого он цвета? - Тоже серого, но он больше, чем мышка. Значит, мы возьмем круг серого цвета, но большой по размеру. Ксюша, найди такой кружок и помести его возле лягушки. - Кто же пришел потом? (лиса) - Каким же кружком мы обозначим лисичку? Варя, каким бы кружочком ты обозначила лисичку? - Молодец, оранжевым, потому что она рыжая. Помести его возле зайца. - Следующий кто пришел? (волк) - Ребята, у нас уже нет серых кружочков, поэтому давайте волка обозначим черным кругом. - Антон, найди черный круг и помести его возле лисы. - И кто же пришел последним и сломал теремок? (медведь) - Для него у нас остался лишь один круг. Какого он цвета? - Егор, поставь его возле волка. - Вот посмотрите, как мы с вами построили сказку. - А теперь давайте повторим ее, глядя на наши кружочки. Повтор сказки с помощью воспитателя. - Какие вы молодцы. Вы очень хорошо запомнили и повторили сказку. Большое вам спасибо. Кукольный театр «Русская народная сказка «Курочка ряба» Цель: формировать умение эмоционально воспринимать сказку, воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации. Материал: кукольный театр, книга со сказкой. Ход деятельности - Ребята, посмотрите на эту иллюстрацию. Как вы думаете, что за сказку мы с вами сегодня будем читать? ( «Курочка Ряба») - Правильно! А сейчас садитесь поудобнее и слушайте сказку. Чтение сказки. - Вам нравится эта сказка? - Назовите героев сказки. - А сейчас мы с вами будем эту сказку рассказывать с помощью вот этих кукол. - Давайте с помощью считалки выберем тех, кто будет показывать героя сказки. - За дедку будет Никита, за бабку – Ксюша, за курочку – Аля, за мышку – Егор. А сказку будет рассказывать Дарина. Рассказ и показ сказки. Непосредственно образовательная деятельность «Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух» Цель: закреплять умение воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования. Материал: картины с изображением героев, книга со сказкой. Ход деятельности. - Ребята, посмотрите, кто это пришел к нам в гости? (заяц) - Ой, смотрите, он еще принес с собой книгу со сказкой. Давайте попробуем догадаться, как называется эта сказка! Как вы думаете? - Правильно! Эта сказка называется «Лиса, заяц и петух». Прочитаем её? Чтение сказки. - Где жили лисичка и заяц? - Что случилось и домиком лисички? - Давайте поставим на доску домик зайчика. - Что же тогда придумала лиса? - Данила, подойди и найди лису. Помести её возле домика. - Как вы думаете, она правильно поступила? Почему? - А что сделал заяц? - Маша, подойди и найди зайца. Помести его на фланелеграфе, с другой стороны домика. - Кто хотел помочь зайчику? (собака и медведь) - Лера, подойди и найди их. Помести на фланелеграфе возле зайчика. - Расскажите, как лиса всех пугала? Какие слова говорила? - Кто же все-таки помог зайчику? (петух) - Саша, подойди и найди петушка. Помести его возле зайчика. - Расскажите, как петушок сумел выгнать лису из домика. Физминутка «Как у наших у зверят» Как у наших у зверят Лапки весело стучат: Топ – топ – топ, топ – топ – топ, А устали ножки, Хлопают ладошки: Хлоп – хлоп – хлоп, хлоп – хлоп – хлоп, А потом вприсядочку Пляшут звери рядышком. А как пустятся бежать – Никому их не догнать. - Молодцы! Садитесь на стульчики. А сейчас мы с вами еще раз расскажем сказку. Рассказывание сказки. Непосредственно образовательная деятельность «Чтение русской народной сказки «Репка» Цель: помочь усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели. Материалы: листы бумаги с нарисованными кружочками на каждого ребенка, карандаши, книга со сказкой «Репка», игрушечная мышка. Ход деятельности - Дети, посмотрите, какая крошечная гостья сегодня у нас в группе. Показываю игрушечную мышку, рассматриваем её. - Какая она? - Ребята, эта мышка хвастает, что сумела вытащить самую большую репку. Даже сказку нам такую принесла. Садитесь поудобнее, слушайте сказку. Чтение сказки с показом иллюстраций. - Дети, как вы думаете, мышка сама вытащила репку? - Конечно, ей помогали все. Поэтому мы скажем нашей гостье, что хвастаться не надо. Ведь трудились все вместе, а любое дело делать лучше вместе дружно. А сейчас мы с вами эту сказку попробуем пересказать. Но сначала давайте сядем за столы. - Что вы видите на листке? - Поиграем в волшебников. Превратим кружки в героев сказки «Репка». А чтобы кружочки получились красивыми, нам нужно сначала размять пальчики. Пальчиковая гимнастика «Четыре братца» Идут четыре братца, Навстречу им старшой: - Здорово, Большак!
Мишка – середка, Гришка – сиротка, Крошка – Тимошка. - А теперь берем карандаши. Первый кружок превратим в репку. Репка какая? (большая, круглая, желтая) - У репки сверху листики. Нарисуйте их карандашом. - Выросла репка большая – пребольшая. И кто пошел её рвать? (дед) - Превратим второй кружок в деда. Что же мы ему нарисуем? (глаза и бороду) - Тянет – потянет, вытащить не может. Кого позвал дед? (бабку) - Превратим следующий кружок в бабку. Нарисуем ей глаза, нос, рот и завязки от платочка, похожие на два маленьких кружочка. - Бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Кого позвала бабка? (внучку) - Превратим следующий кружок во внучку. Нарисуем ей глаза, нос, рот и две волнистые косички. - Вытянули они репку? (нет) - Кого позвала внучка? (жучку) - Превратим следующий кружок в Жучку. Нарисуем ей ушки и хвостик колечком. - Получилось вытянуть репку? (нет) - Кого позвала Жучка? (кошку) - Превратим следующий кружок в кошку. Нарисуем ей ушки, как у Жучки, и усы. - Получилось вытянуть репку? (нет) - Кого позвала кошка? (мышку) - Превратим следующий кружок в мышку. Нарисуем ей круглые ушки и хвостик. - Вытянули они репку? (да) Физминутка. - Репка выросла большая – пребольшая, покажите какая. (руки вверх, тянемся на носочках) - А мышка какая? Маленькая, покажем. (сели на корточки) - Дед у нас высокий, высокий. - А кошечка маленькая. Покажите кошечку. - А как Жучка умеет хвостиком вилять? - Кошечка сердится на жучку. - А теперь давайте посмотрим на кружочки и вспомним сказку. Рассказывание сказки. - Молодцы. Тема: «Путешествие в страну сказок» Цель: закрепить знание русских народных сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок». Материал: кукольный театр по сказке «Колобок», игрушка Каркуша. Иллюстрации к сказкам «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок». Ход образовательной деятельности - Ребята, посмотрите к вам в гости прилетела Каркуша и принесла с собой картинки. Она знает, что мы с вами прочитали очень много русских народных сказок и хочет их вспомнить вместе снами. I. Беседа по иллюстрациям. 1. Иллюстрация к сказке «Курочка Ряба». - Кого вы видите на этой картинке? - Какое яйцо снесла Курочка Ряба? - Кто разбил яйцо? - Как называется сказка? 2. Иллюстрация к сказке «Репка». - Кто посадил репку? - Какая выросла репка? - Кто помогал деду тянуть репку? 3. Иллюстрация к сказке «Теремок». - Кто жил в теремке? - Кто разломал теремок? Какие же вы молодцы, ребята, все сказки отгадали. II. Инсценирование сказки «Колобок». - А сейчас мы пойдем в гости к сказке, а как она называется, вы мне потом скажите. Мы шагаем по дорожке. Раз, два! Раз, два! Дружно хлопаем в ладошки. Раз, два! Раз, два! - Посмотрите, коробочка, давайте посмотрим что там. - Кто это? (колобок) - Как же называется сказка? Давайте попробуем ее рассказать. - Жили-были дед да баба. Вот сказал дед бабе: «Испеки мне колобок». Старуха так и сделала, намела, наскребла и скатала Колобок, испекла его и положила на окошко остывать. Надоело Колобку лежать. Он и покатился. И мы пойдем за ним. Катится Колобок, катится, а навстречу колобку… - Посмотрите. Прыг, скок, скачет… (зайчик) белый бок. Зайчик. Колобок, колобок, я тебя съем. Колобок (воспитатель держит игрушку на руке). Не ешь меня, зайчик, я тебе стихотворение про зайчика расскажу. Давайте поможем колобку, расскажем стихотворение. Физминутка Жили-были зайчики на лесной опушке, Жили-были зайчики в беленькой избушке, Мыли свои ушки, мыли свои лапочки, Наряжались зайчики, надевали тапочки. Прыгали по полю. - И покатился Колобок от зайчика. Катится колобок, катится, а навстречу ему кто-то идет. — Угадайте, кто? Он в лесу холодном Ходит злой, голодный. (Волк) Волк. Колобок, колобок, я тебя съем. Колобок. Не ешь меня, я тебе песенку спою. Я Колобок, Колобок… - Пропел Колобок свою песенку и покатился дальше, только волк его и видел. - Катится колобок, катится, а навстречу ему… Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной. А когда придет весна, Просыпается от сна. Медведь. Колобок, колобок, я тебя съем. Колобок. Не ешь меня, медведь, давай лучше поиграем. Игра «Медвежонок». (Медвежонок в кругу на стульчике, дети водят хоровод, убегают). Медвежонок, медвежонок Спит зимой в берлоге. Тише, дети, не шумите, Медвежонка берегите, Тихо подходите, ласково будите. - Покатился Колобок дальше. Навстречу ему … Рыжая плутовка, В лесу живет, В деревне кур крадет. Кто это? (лиса) Лиса. Колобок, колобок, я тебя съем. Колобок. Не ешь меня, я тебе песенку спою и поиграем. - Но лиса была хитрая она Колобка ам и съела. - А бабушке и дедушке без Колобка скучно. Давайте, ребята, слепим из теста им Колобка, что бы дед с бабой не грустили. - Какой Колобок? (Круглый, желтый, веселый). Лепка колобка из теста - Понравилось вам путешествовать по сказкам? - Какие сказки мы с вами вспомнили? - Где живут медведь, лиса, заяц, волк? - Молодцы, ребята. Красивые Колобки у вас получились.
|