Педагогический проект «Путешествие в страну сказок»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №38 «Колобок» г. Туапсе
Выполнила воспитатель: Барабаш Марина Александровна 2018г.
Вид проекта: творческо-игровой
Продолжительность проекта: среднесрочный (четыре недели) – с 1 февраля 2018 г. по 28 февраля 2018 г.
Участники проекта: дети второй младшей группы «Дочки — сыночки», педагог, родители.
Актуальность проекта: Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности детей (речи, мышления, памяти, внимания, восприятия). Мир сказки чудесен: он увлекателен и неповторим. К тому же в последнее время дети в основном знакомятся со сказкой как с истинным видом речевого искусства именно в детском саду, поэтому проект направлен также на педагогическую осведомленность родителей о значении чтения и рассказывания сказок детям, о важности формирования любви к книгам. Восприятие текста произведения становится более действенным, если его и прочитали, и рассмотрели картинки, иллюстрации, а также, если в сказку поиграли. Поэтому я считаю актуальным знакомство со сказками через театрализованную и игровую деятельность детей совместно со взрослыми и сверстниками.
Младший дошкольный возраст — богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное овладевать средством человеческого общения — речью. Поэтому литература выступает в качестве источника познания: она призвана выполнять задачи нравственного и эстетического воспитания, пробуждать любовь к родному языку, к родной стране, к ее природе и людям, развивать чувство прекрасного. Знакомство детей с произведениями Агнии Барто с младшего возраста позволяет научить ребенка доброте, формирует чувство гуманизма, насыщает словарный запас ребенка красотой русской речи.
Цели проекта:
- закрепление и систематизация знаний детьми сказок;
- повышение интереса к театрализованной деятельности; формирование интереса к книгам и воспитание бережного к ним отношения;
- знакомство с творчеством Агнии Барто через чтение ее стихов, рассматривание иллюстраций, организацию игровой и творческой деятельности.
Задачи проекта:
Образовательные:
- создавать необходимые условия для знакомства с миром сказок и произведений для малышей
- расширять кругозор, словарный запас, знания о нормах и правилах поведения
- формировать умение понимать содержание сказок и стихов, уметь эмоционально реагировать на сказочные ситуации, правильно оценивать действия и поступки героев
- привлекать к воспроизведению сказочных образов через разные виды деятельности (игровую, театрализованную, художественную)
- формировать интерес к книгам.
Развивающие:
- развивать артистические способности посредством участия в инсценировках знакомых сказок
- развивать образное мышление, творческие способности
- способствовать развитию умения воспроизводить и эмоционально передавать знакомые сюжеты любимых произведений художественной литературы.
Воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать сказки и стихи, отвечать на вопросы по содержанию
- создавать условия для бережного отношения к книгам
- воспитывать любовь к чтению книг и желанию неоднократно воспроизводить их содержание в разных видах деятельности
- воспитывать положительные моральные и этические качества.
- закладывать основы нравственности, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих.
Планируемые результаты:
- развитие познавательной, игровой, творческой активности детей
- умение детей выразительно, эмоционально воспроизводить содержание сказок и стихов
- повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития и воспитания детей
- повышение творческой активности всех участников педагогического проекта
- вовлечение семей в совместную творческую деятельность
- научить детей бережно относиться к книгам, игрушкам.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап
- подобрать разнообразные книги, иллюстрации по темам «Русские народные сказки» и «Стихи и сказки Агнии Барто»; обеспечить размещение портрета детской поэтессы А. Барто в книжном уголке
- организовать уголок театрализованной деятельности и книжный уголок
- создать картотеку игр и упражнений по выбранной теме
- организовать игровое пространство и пополнить развивающую среду
- заинтересовать родителей созданием благоприятных условий для реализации проекта, активизировать их творческую инициативу.
2. Основной этап
Работа с детьми
Направления:
1. Социально-коммуникативное:
- «Правила поведения в театре и кинотеатре. Практические советы Динозаврика».
- «Книжкина лечебница». Организация уголка для ремонта книг.
- Сюжетно-ролевые игры «Магазин игрушек», «Мы идем в театр», «Дочки-матери», «Больница для зверят», «Мишка на приеме у доктора Айболита», «Книжкина лечебница»
- Театрализованные игры. Настольный театр сказки «Рукавичка», инсценировка сказок «Репка», «Теремок», «Колобок»; мини-инсценировки по стихам А. Барто «Мои игрушки»
- Психогимнастика «Теремок», «Колобки», «Волк и семеро козлят»
- Настольная игра «Герои любимых сказок»
- Игра-занятие «Путешествие в поисках книжного уголка»
2. Познавательное:
- Беседа «Мои любимые сказки», «Моя любимая книга»
- Беседа «Кто сочиняет сказки?»
- «Зайчишка-трусишка». Образ зайчика в русских народных сказках.
- Беседа «Как правильно обращаться с книгой»
- Беседа «Как мы играем с игрушками и как о них заботимся»
- Занятие-игра «Куда что положить»
- Беседа о творчестве А. Л. Барто
- Занятие «Помоги Тане»
- Решение проблемных ситуаций по стихотворениям А. Барто
- Подбор книг А. Барто и К. Чуковского
3. Речевое:
- Чтение и рассказывание русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь» и др. Знакомство со сказкой «Рукавичка».
- Словесная игра «Сказка на картинках»
- Игра «Прогулка по сказкам»
- Упражнение для автоматизации звуков з-с «Зайцы»
- Игра «Петрушкины команды»
- Дидактическая игра «Два брата»
- Словесная игра «Где мы были, мы не скажем…», «Курочка-рябушечка»
- Разучивание и использование в игровой деятельности считалок «Негде зайчику скакать», «Зайка белый, куда бегал»
- Игра на развитие речи, мышления, остроты ума «Жили-были»
- Дидактическая игра «Поставь игрушку в свой обруч»
- Чтение и рассказывание стихотворений А. Барто из серии «Игрушки»
- Сказки А. Барто «Медвежонок-невежа», «Девочка чумазая», «Девочка ревуша»
4. Художественно-эстетическое:
- Рисование «Катится Колобок по дорожке…», «Украсим рукавичку для лесных зверей», «Светлячок» (по мотивам стихотворения А. Барто «Фонарик», «В некотором царстве…»
- Лепка «Угощение для зверушек»
- Конструирование «Теремки», «Самолет построим сами»
- Ручной труд «Заинька», пальчиковый театр из картонных цилиндров
- Рисование ватными палочками героев сказок: мишка, заяц, котик и других
- конкурс иллюстраций к стихотворениях А. Барто и к русским народным сказкам совместно с родителями
5. Физическое:
- Пальчиковые игры «Про зайца и волка», «Вышел зайчик погулять», «Мышка кошку обижала», «Грозные разбойники», «Лягушки-хвастунишки», «Мы делили апельсин»
- Физминутки: «Про зайку-хвасту», «Сердитый кот», «Хомка-хомячок», «Зайцы скачут»
- Подвижные игры «Зайка беленький сидит», «Гуси», «Подарки», «У медведя во бору», «Передай варежки по кругу»
Работа с родителями
- Консультации на темы: «Как читать ребенку дома», «Роль семейного чтения в развитии ребенка»
- Пополнить театральный уголок атрибутами для театрализованной деятельности детей: изготовление пальчикового театра, театра на ложках.
- Участие родителей в организации выставки рисунков по произведениям А. Барто; творческие работы на тему «Любимые сказки наших детей»
Подведение итогов
За время реализации проекта дети вспомнили те сказки, которые уже знали и стали самостоятельно их пересказывать, соблюдая последовательность событий. При обыгрывании таких сказок, как «Репка», «Теремок», «Колобок», ребята старались изобразить героев в соответствии с их характерами, повадками, интонацией голоса, особенностями движений и действий. В результате знакомства с новыми сказками ( «Рукавичка», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка» и др.) ребята расширили свои знания произведений народного фольклора и сумели в игровой форме реализовать полученные умения и навыки, продемонстрировали хороший уровень развития речи. У детей сформировался устойчивый интерес к театрализованным играм.
Вследствие знакомства с творчеством А. Барто были углублены представления о разнообразии творчества этой детской поэтессы, ведь в начале реализации проекта по теме «Авторские сказки» я выявила недостаточное знание стихов А. Барто из цикла «Игрушки» и вообще незнании автора стихов о Бычке, Мишке, Зайке и др., знакомых малышам с раннего детства. Но организация познавательных занятий, игр систематизировала знания детей и позволила пополнить их новыми произведениями, в том числе ребята познакомились со стихами-сказками писательницы, такими как «Медвежонок-невежа», «Девочка чумазая». В итоге, ребята выучили новые стихотворения ( «Фонарик», «Самолет», «Встали девочки в кружок», поучаствовали в создании галереи рисунков к циклу «Игрушки» совместно со своими родителями.
Организация мини-музея позволила пополнить нашу групповую библиотеку, а также позволила всем узнать о том, какие книги малыши любят читать и рассматривать дома в кругу семьи. Тесное общение с книгами и организация «Книжной лечебницы» сформировали бережное отношение детей с книгой, а также расширили знания о правилах пользования групповой и домашней библиотекой.
Считаю, что реализация проекта прошла успешно и плодотворно.
Рефлексия
В дальнейшей работе по театрализованной деятельности необходимо создать больше атрибутов (костюмы, другие виды театров).
Продолжать знакомство детей с любимыми сказками.
Формировать умение придумывать новые сюжеты на основе уже знакомых сказок.
Создать уголок эмоций для более успешного усвоения знаний о характерах и эмоциональных состояниях героев изучаемых сказок.
|