Опыт работы по методике Г.Домана |
Учим Чтению | |||
Автор: Нехаева Марина Александровна | |||
28.05.2018 16:37 | |||
Опыт работы по методике Г.Домана (исследование проводила учитель – логопед Нехаева М.А.) Обогащение активного и пассивного словаря 1. Принципы в системе Домана Первый принцип раннее чтение –в системе Г. Домана. Обучение чтению в самом раннем возрасте (по Доману, начинать можно с года, а то и раньше) дает сильнейший толчок всему развитию ребенка. (Речь идет не о стандартном заучивании букв и разбору по слогам, а обучение ребенка).
Обучать ребенка чтению можно начинать с шестимесячного возраста. Для этого используют карточки размером 10x50 см, с написанными на них красным цветом печатными буквами высотой 7,5 см. и толщиной шрифта 1,5 см. Для начала, подбирают слова хорошо знакомые ребенку (члены семьи, предметы ребенка, одежда, части тела, любимые блюда и т.п.). 1-й день. В течение 5-10 секунд мама показывает ребенку друг за другом 5 карточек со словами и четко произносит написанное на них: «мама», «папа», «бабушка» и т.д. Всё, занятие окончено. Теперь малыш получает награду – мамин поцелуй, объятия, ласку, слова любви и т.п. В течение первого дня показ этих карточек нужно повторить еще 2 раза. 2-й день. Повторите вчерашние карточки и добавьте еще 5 новых карточек. Сегодня малыш уже получит 6 коротких занятий – 3 по старым карточкам и 3 по новым. 3-й день. Добавляется еще 5 новых карточек и, следовательно, будет проведено девять показов. 4-й и 5-й день. Таким образом, постепенно вы доходите до 25 карточек и 15 демонстраций в день. 6-й день. Добавляем новые пять карточек, убирая в изученных комплектах по одному слову. Примерная ежедневная программа обучения: Ежедневное содержание — 5 наборов слов (25 карточек). Одно занятие — 1 набор из 5 слов, показанный лишь однажды. Частота — каждый набор по 3 раза в день (5 наборов по 3 раза = 15 занятий). Продолжительность одного занятия — 5 секунд. Введённые слова — 5 слов ежедневно (по одному в каждый набор). Удалённые слова — 5 слов ежедневно (по одному из каждого набора). Количество демонстраций каждого слова — 3 раза в день в течение 5 дней, т.е. всего 15 раз. Обратите внимание: дозировка занятий и количество карточек изменяют в зависимости от желания и настроения ребёнка. Постепенно шрифт букв будет уменьшаться, а красный цвет сменит черный. Последовательность обучения чтению выстроена от простого к сложного: Первый этап — отдельные слова. Второй этап — словосочетания. Третий этап — простые предложения. Четвертый этап — распространенные предложения. Пятый этап — книги. Второй принцип: раннее обучение математике; Для обучения ребенка счету нужно изготовить 100 карточек размером 27x27 см. На каждой карточке будет нарисовано в хаотичном порядке от 1 до 100 точек диаметром чуть меньше 2 см. Показ карточек осуществляется таким же образом, как и с карточками по чтению. Только в данном случае на начальном этапе вы используете только два набора: карточки с точками от 1 до 5 и карточки с точками от 6 до 10. Последовательность обучения счету на фактическом материале выстраивается следующим образом: Первый этап — освоение понятия "количество". Второй этап – уравнения. Третий этап — решение задач. Четвертый этап — освоение понятия "цифра", запоминание цифр. Пятый этап — цифровые уравнения. Третий принцип: передача ребенку энциклопедических знаний о мире (включая иностранные языки, музыку, живопись, географию, историю, зоологию и т.д.) тоже по специально разработанной в институте Домана системе. «По большому счету, — считает Доман, — цель жизни – это приобретение разносторонних знаний об окружающем мире». Объяснять что-либо детям бесполезно – они еще ничего не знают. Детский мозг может воспринимать только голые факты. Чтобы карточки действительно передавали ребенку энциклопедические знания, они должны отвечать следующим требованиям:
На одно занятие по карточкам с картинками отводится около 30 секунд. Доман разделил все существующие знания на десять разделов:
Занятия начинают с демонстрации трех различных категорий по 10 карточек в каждой. Каждая категория в течение дня демонстрируется 3 раза. Постепенно вы можете добавлять все новые и новые категории, пока их ежедневное количество не достигнет 12 (при показе 3 раза в день). Когда вы с малышом пройдете 1000 карточек, настанет время интеллектуальной программы. Категории дают общий информационный обзор, а интеллектуальная программа позволяет идти дальше, углубляя уровень знаний внутри каждой категории. Каждая такая программа начинает с самой простой и заканчивает достаточно сложной информацией: Четвертым и очень существенным принципом, на котором держится вся система Домана, является раннее физическое развитие и активное движение с рождения. В институте Домана огромное значение придают физическому развитию. Дети, занимающиеся по его системе, — это вовсе не болезненные вундеркинды. Это пышущие здоровьем и энергией тренированные спортсмены. В парке рядом с институтом четырехлетние дети бегут кроссы по пять-десять километров вместе с родителями. И это никого не удивляет: так выглядит норма Домана. 2. Исследовательская работа. В условиях нашего реабилитационного центра мы не можем применять полностью методику Г.Домана, т.к. главными критериями есть долговременное и систематичное проведение занятий направленное на комплексное развитие ребёнка, а так же начало занятий нужно начинать с рождения без перерыва, изо дня в день, только тогда методика Г.Домана даст свои результаты, а за 21день которые посещают дети наш центр не возможно сделать то, что Г.Доман делал годами например: научить ребёнка читать. Но мы можем взять отдельный блок из методики – это передача ребенку энциклопедических знаний о мире, который может помочь детям в обогащении пассивного и активного словаря, т.к. имея не просто картинки, а картинки с надписью у ребёнка идёт механическое запоминание образа слов и букв. Осуществлять эту задачу — значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими. Я в своей практике применяю отдельный блок из методики Г.Домана это – блок передача ребенку энциклопедических знаний о мире, т. к. можно сразу формировать пассивный и активный словарь применяя наглядный материал, целью обучения глобальному чтению я не ставлю. Так же применяю дыхательную гимнастику с наглядным материалом (гласные буквы), которая основана на этой методике и использована Архиповой Е.Ф в выработке речевого дыхания у детей с ДЦП Дыхательная гимнастика. Принцип гимнастики заключается в том, что ребёнку показываются карточки с напечатанными буквами красного цвета и каждая буква обрабатывается как звук, т.е. пропевается на твёрдой и мягкой атаке, при этом решается сразу несколько задач:
Цель исследования — пассивное и активное запоминание букв. Для исследования были взяты 10 детей: 5 детей 4лет с нормой в развитии; (Никитюк С, Сухова Л, Воеводина А., Павлова С, Киршин Д) 5 детей разного возраста, 7 л,5л, 4г – с отставанием в развитие (дизартрия ДЦП, РДА, ЗПР ЗРР, УО, ДЦП Ф- 71) Речи нет у 3детей (Батуева В, Первушин Д, Нороян В, Камардина В, Сидмашкин И)
|