Проект «В гостях у сказов дедушки Бажова» |
Учим Чтению | |||
Автор: Филипова Елена Владимировна | |||
15.02.2018 00:28 | |||
Проект «В гостях у сказов дедушки Бажова» Выполнили: Филипова Е.В., воспитатель, 1 кв. категории г. Екатеринбург 2018 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад компенсирующего вида № 49 Актуальность: «Где же еще найти любовь к родине и верность общей воле, если не у самого народа?» Максимилиан Робеспьер Становление человека, развитие его личности происходит, только если вокруг него есть ему подобные — социум, в который входит не только ближайшее окружение ребёнка и взаимодействующие с ними специалисты, но, что самое главное — его сверстники. Именно поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы все аспекты жизни были доступны для каждого подрастающего человека. И уже тем более это необходимо детям с особыми возможностями здоровья.
Для особых детей контакты с окружающим миром ограничены, поэтому процесс их социальной реабилитации затруднён. При этом данный процесс существенным образом зависит от тех норм, которые приняты в социальном окружении ребёнка, от предъявляемых этим окружением к нему требований. Именно эти нормы и требования обеспечивают формирование его личности. Детям с особыми возможностями здоровья доступно чувство любви к родному городу, родной природе, своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Сказы Павла Петровича Бажова являются сокровищем русской литературы. Павел Петрович своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Голубой Змейкой. Перед читателями предстают неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми «изумрудно-малахитовыми» горами, глубокими и прозрачными, «как горный хрусталь», озёрами, «рубиновыми ягодами» рябины и трудолюбивые люди прекрасные, как «камни-самоцветы». Мы решили помочь детям понять и полюбить уральские сказы, приобщить детей старшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья к культуре малой Родины. Вид, тип проекта: долгосрочный, творческий педагогический, художественно-изобразительный, речевой. Возрастная категория: дети группы VIII вида четвёртый год обучения. Длительность проекта: Две недели. Дата проекта: с 29. 01. 2018г. по 09. 02. 2018г. Цель: Способствовать формированию интереса к сказам П.П. Бажова. Задачи: Коррекционно-образовательные: Знакомить детей с произведениями П.П. Бажова; Учить детей воспринимать текст на слух с опорой на иллюстрации, передавать в речи своё сопереживание героям; Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира; Знакомить с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Коррекционно-развивающие: Развивать все виды детской деятельности (игровая, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка) в процессе знакомства дошкольников с произведениями П.П. Бажова; Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, формировать уважительные отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; Развивать восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; Развивать у детей нравственно-эстетические чувства в общении с природой. Коррекционно-воспитательные: Побуждать детей к разъяснению и обсуждению поступков литературных персонажей; Стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений; Воспитывать у детей навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности; Воспитывать умение участвовать в выполнении коллективных художественно-изобразительных (трудовых) умений; Воспитывать любовь к родному краю; Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности. Участники проекта: Дети 6-7 лет; Педагоги: воспитатель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, младший воспитатель; Родители воспитанников. Работа с родителями: Привлечь родителей к совместному творчеству в рамках проекта «Уральский сказочник – Павел Петрович Бажов»; Повышение родительской компетентности в процессе знакомства детей с детской литературой; Консультация «Книги «Сказы» П.П. Бажова для домашнего чтения». Печатная информация (памятка) «Павел Петрович Бажов детям». (см. Приложение 1). Место проведения: МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 49. Ожидаемый результат от реализации проекта: Формирование у детей интереса к сказам П.П. Бажова; Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, Раскрытие творческих способностей дошкольников; Осознание родителями значимости произведений П.П. Бажова в воспитании детей дошкольного возраста; Расширение взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Учебно-методический комплект: Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. /Авторы: Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Мин. Просвещения СССР. М.: Просвещение, 1991 г.; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (модуль) по освоению детьми 7-го года жизни (подготовительная группа) основной общеобразовательной программы – адаптированной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада компенсирующего вида № 49 в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью легкой степени; Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4. 1. 2660 – 10. Атрибуты для драматизации: Сарафан, косоворотка, сюртук, кокошник, картуз ит. п. Иллюстрации к произведениям: Назаренко Галина. Иллюстрации к сказам П.П. Бажова: Портрет П.П. Бажова, «Последняя осень», «Натал Гаврилович» (к сказу «Таюткино зеркальце»), «Садык и Вахоня» (к сказу «Солнечный камень»), «Данилка Недокормыш» (к сказу «Каменный цветок»), «Дедо, про козла-то расскажи...» (к сказу «Серебряное копытце»), «Поскакушка» (к сказу «Огневушка – Поскакушка»), «Танюшка» (к сказу «Малахитовая шкатулка»), Сказы П.П. Бажова в рисунках В. Назарук Аудиозаписи: Хрупкая веточка Сказ читает П. Вишнякова и К. Румянова., Серебряное копытце Ю. Медведев, Орлиное перо Б.Никифоров Средства: Наглядные: Портрет П.П. Бажова; фотографии: дома, памятника; карточки-сигналы с положением артикуляционного аппарата; картины уральской природы (Верещагин П.П. «Картины Чусовой»; Добров А.В. «Фотографии парка «Оленьи ручьи»»; Щеглов Д.С. Серия картин «Природа Урала»); коврик с сигнальными изображениями; карточки-символы с изображением предметов; карточки с изображением предмета, цвета; мелкие предметы; комнатные растения; карточки-сигналы, обозначающие действия по уходу за растением; картины с изображением героев сказов; тексты для театральных инсценировок; карточки-символы с разными животными; карточки, изображающие опасность; Литературные: П.Бажов. «Сказы» Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1978 192 стр. Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка» /П. Бажов; иллюстратор Ляхович – М.: Эксмо, 2012 – 592 с. «Серебряное копытце» П.П. Бажов. Серия: Школьная библиотек. а Изд-во: Омега 2016 г. «Медной горы хозяйка» П.П. Бажов. Серия: Классика – детям. Изд-во: Стрекоза-пресс 2007 г. «Каменный цветок» П.П. Бажов. Серия: Любимые сказки. Изд-во: Росмэн 2015 г. Музыкальные: А. Фриндлендер партитура «Горная сказка» И. Келлера — музыку к балету «Каменный цветок» К. Молчанов — сочинение оперы «Каменный цветок» Балет «Каменный цветок» С. Прокофьева Прокофьев вместе со своей женой и балетмейстером Л. Лавровским написали либретто на основе пяти сказов ( «Малахитовая шкатулка», «Горный мастер», «Каменный цветок», «Приказчиковы подошвы» и «Огневушка-поскакушка»). Балета «Сказ о каменном цветке», Евгений Щекалёв – ансамблю Русичи – Сюита по сказам ППБ «Огневушка-поскакушка» Мультимедийные: «Серебряное копытце» 1977 «Малахитовая шкатулка» 1972 «Золотой волос» 2007 «Огневушка-поскакушка» 1979 «Горный мастер» Автор сценария и режиссёр И. Кавалевская. Оборудование: ТСО: магнитофон, телевизор; Средства для изобразительной деятельности: белая и цветная бумага, белый и цветной картон, цветные карандаши и фломастеры, кисточки для раскрашивания, кисточки для клея, ножницы, салфетки для промачивания, рабочие салфетки, непроливайки, клей, чашечки для клея; Декоративный материал: стразы, блёстки, бусинки и т.п.; Спортивные модули – препятствия; Лабиринт; Тактильный конструктор; Ледянки, разноцветные мячи для метания. Перспективное планирование работы по проекту:
|