Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа».
Учим Чтению
Автор: Менщикова Марина Александровна   
28.01.2017 19:45

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа».Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа».

Цель: продолжать знакомить детей с рассказом как жанром художественной литературы, его особенностями, понятием «автор».

Задачи:

  • закрепление знаний детей о прочитанных ранее произведениях Н. Носова;
  • развитие умения понимать характер героев художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета;
  • развитие коммуникативных навыков: умение отвечать полным предложением, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнение других, не перебивая;
  • развитие чувства юмора, творческого воображения;
  • воспитание интереса к произведениям художественной литературы.

Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова, знакомство с биографией Н. Носова, рассматривание иллюстраций к рассказам.

 

Материалы и оборудование: предметные картинки с изображением телефона, огурца, кастрюли, горки, кочерги, клюшки, трости, комода; иллюстрации к рассказам «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Фантазеры», «Ступеньки», «Леденец»; аудиозапись песни «Пушистый беленький котенок», шляпа, игрушка котенок, схемы.

Ход деятельности.

1. Настрой на работу. Готовая литературная форма диалога.

- Вы сегодня умывались?

- Умывались, причесались.

- Вы покушали с утра?

- Каша вкусная была.

- Вы спасибо говорили?

- Это точно не забыли!

- А к работе вы готовы?

- Мы готовы каждый день

И трудиться нам не лень!

- Вы когда-нибудь были в цирке?

- Кто в цирке показывает фокусы?

- Что используют фокусники для своих фокусов?

- Часто фокусники используют в своей работе шляпы.

- Сегодня шляпа будет помогать мне.

Шляпа мой помощник, дети.

Знают многие на свете

В зной от солнца защищает.

В холод голову спасает.

- В моей шляпе лежит предмет.

- Какой, вы узнаете, задав мне вопросы. Но для того чтобы вам было легче, я приготовила подсказки.

Дидактическая игра «Вопрос с подсказкой».

Карточки с символами, обозначающими то или иное содержание вопроса.

Карточка с вопросительным знаком – «Что это?», «Кто это?»

Карточка с цветными пятнами, – «Какого цвета?»

Карточка с геометрическими фигурами, – «Какой формы предмет или его часть?»

Карточка с разобранной пирамидкой, — «Какие части есть у предмета?»

Карточка с изображением руки, «Как можно играть с этим предметом?».

Ребята задают вопросы, опираясь на подсказку воспитателя. После того, как ребята отгадают, что лежит в шляпе, воспитатель достает игрушку.

- Кто это?

- Какой котенок?

Работа со скороговоркой «Мой котенок».

- Какую скороговорку про котенка вы знаете?

Мой котенок на окошке,

Кашку кушает по крошке.

- Произнесите скороговорку медленно, в полголоса.

- Произнесите скороговорку с радостным настроением.

- Произнесите скороговорку с грустью.

- Произнесите скороговорку обиженно.

- Произнесите скороговорку быстро на выдохе.

Инсценирование готовых литературных диалогов.

- Сейчас ребята покажут нам сценки про маленьких котят. (Детям, участвующим в инсценировке, надеваются маски – наголовники).

Два котенка

Два котенка утром рано

Повстречались у дивана.

- Здравствуй, Пуша, как дела?

- Мышку видел я вчера.

- Ты ее поймал, дружок?

- Убежала за шесток!

М. Менщикова

- Что такое шесток? (полочка в русской печи).

Девочка и котенок

Маленькая Настенька с котиком играла,

Пела ему песенки и стихи читала:

  • Баю, баю, баюшки, я тебе спою

А потом в кроватку спать я положу.

Но капризный котик, слушать не хотел

И свою он песенку девочке запел:

  • Мяу, мяу, Настенька, спать я не хочу

Лучше дай сметанки в мисочку мою.

М. Менщикова

(Диалог воспитателя и всех детей.)

Хозяйка и кот

- Почему ты черен, кот?

- Лазил ночью в дымоход.

- Почему сейчас ты бел?

- Из горшка сметану ел.

- Почему ты серым стал?

- Меня пес в пыли валял.

- Так какого же ты цвета?

- Я и сам не знаю это.

Капризная кошка

- Кошка, как тебя зовут?

- Мяу!

- Стережешь ты мышку тут?

- Мяу?

- Кошка, хочешь молока?

- А в приятели щенка?

- Ф-р-р!

Динамическая пауза.

Упражнения под песенку «Пушистый беленький котенок».

Дидактическая игра «Назови героев сказки».

- Вот какой интересный котенок был в моей шляпе.

- Какая моя шляпа?

- Какие еще бывают шляпы?

- Некоторых сказочных героев можно узнать по их головному убору.

- Какие герои сказок, мультфильмов ходят в разных головных уборах?

Чтение рассказа воспитателем, работа над языком и содержанием рассказа.

- Сегодня я познакомлю вас с художественным произведением, которое называется «Живая шляпа». Написал это произведение Николай Носов (показ портрета).

- Во время чтения постарайтесь подумать, почему автор так назвал свое произведение.

- Что это рассказ, сказка или стихотворение?

- Почему вы так решили?

- Вам понравился этот рассказ?

- Смешная это история или печальная?

- Какой предмет «ожил» в доме Вадика?

- Почему мальчики подумали, что шляпа живая?

- С чего упала шляпа на пол?

- Что такое комод? Для чего нужен комод?

- Расскажите, как мальчики испугались?

- Что взял Вадик, чтобы ударить шляпу?

Для чего нужна клюшка? Выберите нужную картинку. (Детям предлагаются три картинки: кочерга, трость, клюшка).

- Как мальчики узнали секрет шляпы?

- Как звали котенка, оказавшегося под шляпой?

- Почему же автор так назвал свой рассказ?

Пальчиковая игра «Котята».

У кошечки нашей есть десять котят,

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.

Покачиваем руками, не разъединяя их.

Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга, от большого к мизинцу.

Составление плана рассказа.

- Из скольких частей состоит каждый рассказ?

- Какие это части?

- В каждом произведении обязательно есть три части – начало, середина и конец.

- Вспомните, как начинается рассказ «Живая шляпа», выберите нужную картинку. (Предлагается три иллюстрации к рассказу). Какое название можно придумать для этой части?

- О чём говорится во второй части? Какое название можно придумать для этой части? Какая иллюстрация соответствует этой части?

- Чем закончилась история про мальчиков и котёнка? Какое название можно дать третьей части рассказа?

- Как вы думаете, а что могло бы произойти с ребятами, если бы под шляпой оказался не кот Васька. Придумайте дома свою историю и нарисуйте рисунок к ней.

Викторина по произведениям Н. Носова.

- Сейчас мы с вами проведём викторину по произведениям Николая Носова. Посмотрим, как вы знаете произведения этого писателя. Для этого мы разделимся на команды. Возьмите из моей шляпы картинки и сядьте за стол, на котором лежит такая же картинка. (Собрать картинки). Мы с вами разделились на четыре команды. Сейчас я буду задавать вам вопросы, за каждый правильный ответ команда получает фишку. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество фишек. Но для того, чтобы победить, вам нужно быть внимательными и дружными.

1. Задание.

- Посмотрите на предмет, который изображен на вашей картинке. Вспомните название рассказа, в котором упоминается этот предмет.

2. Задание.

- Сейчас я зачитаю вам отрывки из рассказов Н. Носова. На столе у вас лежит три иллюстрации к рассказам, вам надо будет выбрать иллюстрацию, соответствующую вашему рассказу.

3. Задание.

- Сейчас я буду зачитывать вам вопросы и три варианта ответов. Вам надо будет выбрать правильный ответ.

1. Что разбилось у Миши, когда он доставал леденец?

- сахарница

- хлебница

- конфетница

2. Что поставил Бобка себе на штаны?

- латку

- палатку

- заплатку

3. Что купили мальчики в игрушечном магазине?

- магнитофон

- телефон

- металлофон

4. Какая из этих деталей есть у автомобиля?

- капор

- капот

- пузо

5. Что мастерили ребята из снега во дворе?

- горку

- полку

- елку

6. Кого больше всего на свете боялся Алик?

- пенсионеров

- миллионеров

- милиционеров

7. Что вернул Котька сторожу?

- репку

- морковь

- огурцы

8. Где сидели Мишутка и Стасик и разговаривали?

- на реечке

- на линеечке

- на скамеечке

Подведение итогов викторины.

10. Рефлексия:

- Что мы сегодня делали?

- Каким было ваше настроение?

- Почему?

- Что вам больше понравилось?

Приложение

Отрывки из рассказов Николая Носова к викторине.

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.

- Сколько тебе лет? — спрашивает Мишутка.

- Девяносто пять. А тебе?

- А мне сто сорок. Знаешь, — говорит Мишутка, — раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

«Фантазеры»

Наутро мама оставила нам хлеба на два дня, варенья, чтобы мы чай пили, показала, где какие продукты лежат, объяснила, как варить суп и кашу, сколько крупы положить, сколько чего. Мы всё слушали, только я ничего не запомнил. «Зачем, — думаю, — раз Мишка знает».

«Мишкина каша»

Мама ушла. Миша сначала вёл себя хорошо: не шалил и ничего не трогал. Потом он только подставил к буфету стул, залез на него и открыл у буфета дверцы. Стоит и смотрит в буфет, а сам думает:

«Я ведь ничего не трогаю, только смотрю».

А в буфете стояла сахарница. Он взял её и поставил на стол: «Я только посмотрю, а ничего трогать не буду», — думает.

Открыл крышку, а там что-то красное сверху.

«Леденец»

Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошёл он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот.

– А я уже считать умею! – похвастался Петя. – В детском саду научился. Вот смотри, как я сейчас все ступеньки на лестнице сосчитаю.

«Ступеньки»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год