Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа». |
Учим Чтению | |||
Автор: Менщикова Марина Александровна | |||
28.01.2017 19:45 | |||
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа». Цель: продолжать знакомить детей с рассказом как жанром художественной литературы, его особенностями, понятием «автор». Задачи:
Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова, знакомство с биографией Н. Носова, рассматривание иллюстраций к рассказам.
Материалы и оборудование: предметные картинки с изображением телефона, огурца, кастрюли, горки, кочерги, клюшки, трости, комода; иллюстрации к рассказам «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Фантазеры», «Ступеньки», «Леденец»; аудиозапись песни «Пушистый беленький котенок», шляпа, игрушка котенок, схемы. Ход деятельности. 1. Настрой на работу. Готовая литературная форма диалога. - Вы сегодня умывались? - Умывались, причесались. - Вы покушали с утра? - Каша вкусная была. - Вы спасибо говорили? - Это точно не забыли! - А к работе вы готовы? - Мы готовы каждый день И трудиться нам не лень! - Вы когда-нибудь были в цирке? - Кто в цирке показывает фокусы? - Что используют фокусники для своих фокусов? - Часто фокусники используют в своей работе шляпы. - Сегодня шляпа будет помогать мне. Шляпа мой помощник, дети. Знают многие на свете В зной от солнца защищает. В холод голову спасает. - В моей шляпе лежит предмет. - Какой, вы узнаете, задав мне вопросы. Но для того чтобы вам было легче, я приготовила подсказки. Дидактическая игра «Вопрос с подсказкой». Карточки с символами, обозначающими то или иное содержание вопроса. Карточка с вопросительным знаком – «Что это?», «Кто это?» Карточка с цветными пятнами, – «Какого цвета?» Карточка с геометрическими фигурами, – «Какой формы предмет или его часть?» Карточка с разобранной пирамидкой, — «Какие части есть у предмета?» Карточка с изображением руки, «Как можно играть с этим предметом?». Ребята задают вопросы, опираясь на подсказку воспитателя. После того, как ребята отгадают, что лежит в шляпе, воспитатель достает игрушку. - Кто это? - Какой котенок? Работа со скороговоркой «Мой котенок». - Какую скороговорку про котенка вы знаете? Мой котенок на окошке, Кашку кушает по крошке. - Произнесите скороговорку медленно, в полголоса. - Произнесите скороговорку с радостным настроением. - Произнесите скороговорку с грустью. - Произнесите скороговорку обиженно. - Произнесите скороговорку быстро на выдохе. Инсценирование готовых литературных диалогов. - Сейчас ребята покажут нам сценки про маленьких котят. (Детям, участвующим в инсценировке, надеваются маски – наголовники). Два котенка Два котенка утром рано Повстречались у дивана. - Здравствуй, Пуша, как дела? - Мышку видел я вчера. - Ты ее поймал, дружок? - Убежала за шесток! М. Менщикова - Что такое шесток? (полочка в русской печи). Девочка и котенок Маленькая Настенька с котиком играла, Пела ему песенки и стихи читала:
А потом в кроватку спать я положу. Но капризный котик, слушать не хотел И свою он песенку девочке запел:
Лучше дай сметанки в мисочку мою. М. Менщикова (Диалог воспитателя и всех детей.) Хозяйка и кот - Почему ты черен, кот? - Лазил ночью в дымоход. - Почему сейчас ты бел? - Из горшка сметану ел. - Почему ты серым стал? - Меня пес в пыли валял. - Так какого же ты цвета? - Я и сам не знаю это. Капризная кошка - Кошка, как тебя зовут? - Мяу! - Стережешь ты мышку тут? - Мяу? - Кошка, хочешь молока? - А в приятели щенка? - Ф-р-р! Динамическая пауза. Упражнения под песенку «Пушистый беленький котенок». Дидактическая игра «Назови героев сказки». - Вот какой интересный котенок был в моей шляпе. - Какая моя шляпа? - Какие еще бывают шляпы? - Некоторых сказочных героев можно узнать по их головному убору. - Какие герои сказок, мультфильмов ходят в разных головных уборах? Чтение рассказа воспитателем, работа над языком и содержанием рассказа. - Сегодня я познакомлю вас с художественным произведением, которое называется «Живая шляпа». Написал это произведение Николай Носов (показ портрета). - Во время чтения постарайтесь подумать, почему автор так назвал свое произведение. - Что это рассказ, сказка или стихотворение? - Почему вы так решили? - Вам понравился этот рассказ? - Смешная это история или печальная? - Какой предмет «ожил» в доме Вадика? - Почему мальчики подумали, что шляпа живая? - С чего упала шляпа на пол? - Что такое комод? Для чего нужен комод? - Расскажите, как мальчики испугались? - Что взял Вадик, чтобы ударить шляпу? Для чего нужна клюшка? Выберите нужную картинку. (Детям предлагаются три картинки: кочерга, трость, клюшка). - Как мальчики узнали секрет шляпы? - Как звали котенка, оказавшегося под шляпой? - Почему же автор так назвал свой рассказ? Пальчиковая игра «Котята». У кошечки нашей есть десять котят, Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых. Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Покачиваем руками, не разъединяя их. Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга, от большого к мизинцу. Составление плана рассказа. - Из скольких частей состоит каждый рассказ? - Какие это части? - В каждом произведении обязательно есть три части – начало, середина и конец. - Вспомните, как начинается рассказ «Живая шляпа», выберите нужную картинку. (Предлагается три иллюстрации к рассказу). Какое название можно придумать для этой части? - О чём говорится во второй части? Какое название можно придумать для этой части? Какая иллюстрация соответствует этой части? - Чем закончилась история про мальчиков и котёнка? Какое название можно дать третьей части рассказа? - Как вы думаете, а что могло бы произойти с ребятами, если бы под шляпой оказался не кот Васька. Придумайте дома свою историю и нарисуйте рисунок к ней. Викторина по произведениям Н. Носова. - Сейчас мы с вами проведём викторину по произведениям Николая Носова. Посмотрим, как вы знаете произведения этого писателя. Для этого мы разделимся на команды. Возьмите из моей шляпы картинки и сядьте за стол, на котором лежит такая же картинка. (Собрать картинки). Мы с вами разделились на четыре команды. Сейчас я буду задавать вам вопросы, за каждый правильный ответ команда получает фишку. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество фишек. Но для того, чтобы победить, вам нужно быть внимательными и дружными. 1. Задание. - Посмотрите на предмет, который изображен на вашей картинке. Вспомните название рассказа, в котором упоминается этот предмет. 2. Задание. - Сейчас я зачитаю вам отрывки из рассказов Н. Носова. На столе у вас лежит три иллюстрации к рассказам, вам надо будет выбрать иллюстрацию, соответствующую вашему рассказу. 3. Задание. - Сейчас я буду зачитывать вам вопросы и три варианта ответов. Вам надо будет выбрать правильный ответ. 1. Что разбилось у Миши, когда он доставал леденец? - сахарница - хлебница - конфетница 2. Что поставил Бобка себе на штаны? - латку - палатку - заплатку 3. Что купили мальчики в игрушечном магазине? - магнитофон - телефон - металлофон 4. Какая из этих деталей есть у автомобиля? - капор - капот - пузо 5. Что мастерили ребята из снега во дворе? - горку - полку - елку 6. Кого больше всего на свете боялся Алик? - пенсионеров - миллионеров - милиционеров 7. Что вернул Котька сторожу? - репку - морковь - огурцы 8. Где сидели Мишутка и Стасик и разговаривали? - на реечке - на линеечке - на скамеечке Подведение итогов викторины. 10. Рефлексия: - Что мы сегодня делали? - Каким было ваше настроение? - Почему? - Что вам больше понравилось? Приложение Отрывки из рассказов Николая Носова к викторине. Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет. - Сколько тебе лет? — спрашивает Мишутка. - Девяносто пять. А тебе? - А мне сто сорок. Знаешь, — говорит Мишутка, — раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький. «Фантазеры» Наутро мама оставила нам хлеба на два дня, варенья, чтобы мы чай пили, показала, где какие продукты лежат, объяснила, как варить суп и кашу, сколько крупы положить, сколько чего. Мы всё слушали, только я ничего не запомнил. «Зачем, — думаю, — раз Мишка знает». «Мишкина каша» Мама ушла. Миша сначала вёл себя хорошо: не шалил и ничего не трогал. Потом он только подставил к буфету стул, залез на него и открыл у буфета дверцы. Стоит и смотрит в буфет, а сам думает: «Я ведь ничего не трогаю, только смотрю». А в буфете стояла сахарница. Он взял её и поставил на стол: «Я только посмотрю, а ничего трогать не буду», — думает. Открыл крышку, а там что-то красное сверху. «Леденец» Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошёл он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот. – А я уже считать умею! – похвастался Петя. – В детском саду научился. Вот смотри, как я сейчас все ступеньки на лестнице сосчитаю. «Ступеньки»
|