Методическая разработка учителя-логопеда по теме «Обучение детей раннего возраста чтению» |
Учим Чтению | |||
Автор: Лочехина Евгения Юрьевна | |||
17.04.2016 17:42 | |||
Методическая разработка учителя-логопеда по теме «Обучение детей раннего возраста чтению» ГДБОУ № 28 Московского района Санкт- Петербурга Лочехиной Е. Ю. В настоящее время существует большое количество разных методик и пособий по обучению ребенка чтению: кубики Зайцева, кубики Чаплыгина, карточки по методу Глена Домана. Предложенный в данной методической разработке вариант не требует больших финансовых вложений, прохождения длительного обучения. Из оборудования вам понадобятся: белая бумага, фломастеры, ножницы. Карточки для обучения чтению могут быть напечатаны на принтере, однако больший эффект будет при совместном с ребенком создании карточек. Данная методическая разработка может быть использована логопедами, воспитателями, родителями.
Занятия проводятся в виде игры. Ежедневно или через день показывайте ребенку 5-7 карточек, поочередно называя их. Занятия не должны превышать 5-10 минут. А для детей 2-3 лет показывайте карточки не больше 2-5 минут. Можно показывать карточки один или несколько раз в день. Лучше всего проводить такие мини-занятия, когда ребенок находится в хорошем расположении духа, в рабочем состоянии. Продуктивность обучения будет напрямую зависеть от положительных эмоций, которые создаются в процессе занятия, значимостью для ребенка слов, которые вы читаете или называете в качестве примера, а также от частоты повторения карточек. Работу с гласными (изолированными и в слогах) лучше начинать с гласных первого ряда: А, О, У, Ы, Э –эти звуки, находясь рядом с согласными их не смягчают. После переходите к карточкам с гласными второго ряда Е, Ё, Ю, Я, И – смягчают согласные. При предъявлении карточек с согласными звуками (изолированными или в слогах) начинайте всегда с согласных раннего онтогенеза: согласные губные, губно-зубные В, Ф и их мягкие пары, переднеязычные Н, Т, Д и их мягкие пары, заднеязычные К, Г, Х и их мягкие пары. Называйте звуки и слоги утрированно, при необходимости используйте собственные пальцы, чтобы акцентировать внимание на работающем органе артикуляции. На звуках М, П, Б можно сжимать, сплющивать губы в горизонтальном положении указательным и большим пальцами. При произнесении звуков Т, Д, Н покажите ребенку, что кончик языка касается верхних резцов. Если ребенок не в состоянии поднимать язык и удерживать в таком положении, возможен межзубный вариант. Укусите язык зубами, при этом губы должны быть широко растянуты в улыбке. Заднеязычные согласные начните с освоения звука К ( «как Коля кашляет» или «как будто ты кашляешь»). Цвет карточек. Часто гласные изображают красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым. На этапе чтения коротких слов нами предлагается записывать каждое слово одним цветом либо писать буквы на одной «ступеньке» одним цветом, на другой – другим. 1. Предъявление карточек с изолированными гласными или согласными буквами. Логопед показывает карточки по одной, называет звук и слово, которое начинается с этого звука, например: «А – Аня!», «Б – булка»! Желательно, чтобы слова на каждый звук были короткими и значимыми для ребенка. Рисунок 1 Карточки с изолированными буквами 2. После того, как карточки с изолированными гласными и согласными освоены, можно переходить к предъявлению карточек со слогами. Лучше всего начать с предъявления слогов с одинаковым гласным и согласными. Предлагается два варианта предъявления карточек. Первый – аналогичен тому, как предъявлялись карточки с изолированными гласными или согласными. Например: «МА – малина», «ПА – папа». Второй вариант заключается в демонстрации и освоении навыка сливать звуки в слог. «М, А – МА», «Б, А – БА». Рисунок 2 Карточки со слогами 3. Предъявление карточек с короткими словами. На этом этапе потребуется набор карточек со словами из 2-5 букв. Замечательная подборка слов из двух букв приводится в Букваре О. В. Узоровой, Е. А. Нефедовой. Нами предлагается ступенчатый вариант записи слов. Слово как бы «спускается по ступенькам» вниз или наверх (выберите понравившийся вам вариант). Каждая последующая часть слова записывается выше или ниже предыдущей. Каждый открытый слог записывается на отдельной «ступеньке». Если слог в слове закрытый, то на одной «ступеньке» записывается согласный + гласный, последний же согласный записывается на более нижней ступеньке. Рисунок 3 Карточки с короткими словами
Помните, что на всех этапах работы очень важно создать положительный эмоциональный фон. Занятия по данной методической разработке не предполагают строгой дисциплины и атмосферы экзамена. Чем больше внимания, времени уделяется процессу чтения карточек взрослыми, чем больше удовольствия при этом испытывает взрослый, тем продуктивнее будет походить обучение. Если взрослый сам испытывает неподдельный интерес к процессу чтения, ребенок вряд ли сможет устоять перед таким соблазнительным занятием, как чтение. Использованная литература: 1. Узорова О. В., Нефедова Е.А.: Букварь. Учимся читать с 2-3 лет. — Клевер Медиа Групп, 2015 г. 2. Маниченко А. А. 10 законов обучения с пелёнок. – Челябинск: Умница, 2010. 3. Маниченко А. А. 10 законов воспитания ребенка. – Челябинск: ООО «Умница», 2011.
|