Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе ознакомлении с произведениями художественной литературы
Учим Чтению
Автор: Полкунова Вера Михайловна   
15.09.2015 09:38

Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе ознакомлении с произведениями художественной литературыРазвитие творческого потенциала дошкольников в процессе ознакомлении с произведениями художественной литературы

Цель. Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативного потенциала каждого ребенка посредством развития речи и художественного слова

Задачи:

  1. Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативного потенциала каждого ребенка;
  2. Создание ситуации успешности для каждого ребенка
  3. Развитие самооценки и уверенности в своих способностях
  4. Формирование у детей устойчивого отношения к творческой деятельности
  5. Формирование творческой активности дошкольников в процессе ознакомления с художественным словом.
  6. Развивать у детей творческую речевую деятельность (умение высказывать свои мысли, отстаивать идеи, фантазировать, рассуждать);

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от пассивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Учитывая характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений такие, как конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия и на этой основе – развитие детского творчества.

Актуальность в том, что целенаправленная, постепенная и регулярная работа по формированию эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы будет способствовать их речетворческому и общему творческому развитию при соблюдении следующих условий:

  • Создании в группе соответствующей среды для эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
  • Активном включении детей в накопление эмоциональной культуры.
  • Подборе и осуществлении разработок, направленных на оптимизацию эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
  • Личностно — ориентированный подход к детям.

Своеобразие

Сенсорная невосприимчивость, отсутствие техники и культуры чувственно — эмоционального восприятия действительности и художественных произведений приводят к резкому искажению и, в конечном счёте, к разрушению эстетического эффекта. Вот почему так важно уже с дошкольного возраста развивать у ребенка систему сенсорных чувств. Этому могут помочь произведения художественной литературы с творческо -эстетической направленностью. Однако момент творческо — эмоционального восприятия является только первым необходимым толчком для пробуждения более сложной деятельности. Таким образом, воспитатель должен реализовать три группы задач при ознакомлении детей с художественной литературой: образовательную, развивающую и воспитательную. Если одна из этих групп будет слабо выражена, то процесс ознакомления с произведениями не даст должных результатов, и ребенок может вовсе потерять интерес к искусству. Поэтому роль воспитателя здесь неоценима.

Воображение, т.е. способность представить изображаемые ситуации, раздвинуть рамки собственных представлений с помощью фантазии, ещё в раннем детстве развивается средствами искусства, и в частности художественной литературы затем, помогая приобщаться к более сложным и более тонким произведениям, делает этот процесс взаимообогащаемым и непрерывным. Фантазии и чувства связаны очень тесно. Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу. Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны, соответственно, осуждаться. системы работы заключается в четкой реализации принципа личностно-ориентированного подхода, т. к. она воздействует на ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный не насильственный характер. В силу этого такая деятельность доступна детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд, что в целом обеспечивает становление полноценного психофизического фундамента личности дошкольника, что обеспечивает в конечном итоге равные стартовые возможности при поступлении в школу.

В основу творческой работы положены следующие принципы:

- Творчества (предоставление не иссекаемых возможностей для воспитания и развития творческих способностей детей).

  • Научности (развитие чувств и фантазии приобщение к духовному богатству, накопленному человечеством.)
  • Доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей)
  • Поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий)
  • Динамичности (от самого простого до сложного)
  • Сравнений (разнообразие вариантов заданной темы методов и способов воспроизведения, разнообразие художественных произведений)
  • Выбора (сказки, стихи, рассказы, былины)
  • Интегративности (художественное творчество, коммуникации, чтение художественной литературы, музыка, познание (формирование целостной картины мира) социализации, здоровья)

Но как побудить детей развивать свое мышление, творческое воображение? для этого применяются следующие методы и установки:

  • метод подбрасывание идей.

Всегда и везде – на занятиях, в режимных моментах, совместной деятельности решаются многочисленные вопросы (Зачем? Для чего? Как? Откуда? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Как быть? и т.д)

  • метод личного примера
  • установка на юмор и смех, дух здорового соревнования, полной занятости и заинтересованности
  • применение разнообразной деятельности, чередования физической, умственной и эмоциональной нагрузок, простого и сложного
  • развитие связи между действиями и чувствами, умения извлекать радость от обучения, гордиться собой
  • установка на самовыражение в деятельности, стремление к победе.

У каждого ребенка есть фантазия, но если ее не упражнять, не стимулировать ее рост и развитие, она зачахнет. Сочинение сказок – идеальный способ развития фантазии ребенка.

Эффективными методами работы в данном направлении являются:

  • создающие непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
  • беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев и с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Не обходимо, что бы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает произведение.
  • частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа с мнемосхемами, привлечение воображения и памяти).
  • метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысления общепринятых шаблонов и поиск не стандартных решений.

Наиболее оптимальной формой работы, на наш взгляд, является совместная деятельность детей и педагогов в свободное от непосредственной образовательной деятельности времени, что проявляется в самостоятельной творческой деятельности детей (инсценировка, драматизации сказкотерапия, куклотерапия, краскография, использование предметов-заменителей.

Вышеизложенная информация позволяет сформулировать следующие выводы: Именно ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь и творческие способности. Уже с среднего возраста закладываются основы развития не только диалогической, но и монологической речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи. Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетания этого слова с другими, применение слова, его грамматические формы, то его языковые, а отсюда и творческие способности будут развиваться успешнее

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год