«ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
«Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет» А. Декурсель
Творческое название проекта: «Книжный мир»
Паспорт проекта:
- Тип проекта – практико-ориентированный
- По форме организации – групповой
- По характеру контактов – открытый
- По продолжительности – долгосрочный
- Форма представления – презентация
Аннотация к проекту:
Проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста и направлен на использование средств художественной литературы, как мощного воспитательного фактора. Развивает в детях отзывчивость на доступных их пониманию произведения художественной литературы, любовь к художественному слову, формирует простейшие виды речевых суждений, расширяет активный словарь, совершенствует грамматическую структуру речи, влияет на развитие речевого общения, формирует нравственные качества, обогащает жизненный опыт. Тем самым решается важная социальная задача – идет последовательное формирование личности ребенка.
Актуальность:
- Анализ результатов работы
- Корректировка планов работы с детьми и родителями
- Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми
- Обобщение опыта работы
- Выставка детских книг
- Изготовление книжек-малышек
- Разработка методических рекомендации для родителей: «Круг детского чтения»
- Представление опыта работы на педагогическом совете
- Презентация проекта для педагогов и родителей
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Воспитание ребенка через приобщение к лучшим произведениям детской литературы при взаимодействии детского сада и семьи.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Воспитание бережного отношения к книге
- Развитие интереса к художественной литературе
- Развитие и активизация речи детей лексическими, грамматическими средствами
- Развитие умения слушать и слышать
- Формирование умения анализировать поступки героев литературных произведений
- Развитие умения имитировать характерные действия литературных персонажей
- Развитие интереса к театрально-игровой деятельности
- Повышение уровня педагогической просвещенности родителей
Основополагающий вопрос:
Можно ли читая детям книги, заложить в них основы нравственности, интерес к литературе?
Проблемные вопросы:
Книга твой друг?
Береги книгу?
Рождение книги?
Книжкины части?
Дом для книги?
Что мы читаем?
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Развитие интереса к литературе у детей и родителей
- Повышение уровня развития детей в интеллектуальном, нравственном и художественно-эстетическом направлении
- Создание мини-библиотеки
- Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по ознакомлению детей с художественной литературой
- Создание условий для сюжетно-ролевой игры «Библиотека»
- Обновление среды художественно-речевого центра
Интеграция образовательных областей:
Художественная литература:
- Коммуникация
- Познание
- Социализация
- Художественное творчество
Области знаний:
- Речевое развитие
- Социальный мир
- Природный мир
- Мир искусства и художественная деятельность
Формы и методы работы с детьми:
Совместная деятельность взрослого с детьми:
- Чтение художественной литературы
- Рассказывание сказок, рассказов
- Игры-драматизации, театрализованные игры
- Рассматривание книги
Свободная деятельность в центре книг:
- Экскурсия в библиотеку
- Конкурсы рисунков
- Конкурс знатоков книг
- Литературная викторина
- Занятие в кружке
- Работа в мастерской «Нехворайка»
Формы работы с родителями:
- Индивидуальные и групповые консультации
- Информационная среда
- Участие в литературных викторинах
- Участие в работе мастерской «Нехворайка»
- Детско-родительские гостиные
- Встреча с работниками библиотеки
- Участие в создании мини-библиотеки
Проект был реализован в 3 этапа:
- Организационно-подготовительный
- Основной
- Заключительный
Организационно-подготовительный:
- Создание художественно-речевого центра
- Подбор методической, детской литературы, иллюстрированного материала
- Диагностика компетентности детей
- Разработка календарно-тематического планирования, конспектов занятий
- Создание мини-библиотеки
- Анкетирование родителей
- Обсуждения с родителями и педагогами вопросов, связанных с проведением проекта
Основной:
- Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению детей с художественной литературой
- Проведение праздника «Здравствуй, книга»
- Работа в кружке «Юные любители книги»
- Конкурс рисунков «Моя любимая книга»
- Проведение «Книжкиной недели»
- Литературная викторина «В мире книг»
- Экскурсии в читальный зал библиотеки им.
- Н. Некрасова
- Драматизация сказки «Лиса, Заяц и Петух»
- Совместная деятельность педагога и ребенка по ознакомлению с книгой
- Педагогическое просвещение родителей
Заключительный:
- Анализ результатов работы
- Корректировка планов работы с детьми и родителями
- Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми
- Обобщение опыта работы
- Выставка детских книг
- Изготовление книжек-малышек
- Разработка методических рекомендации для родителей: «Круг детского чтения»
- Представление опыта работы на педагогическом совете
- Презентация проекта для педагогов и родителей
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:
- Развитие интереса к литературе у детей и родителей
- Повышение уровня развития детей в интеллектуальном, нравственном и художественно-эстетическом направлении
- Самостоятельная работа с книгой в художественно-речевом центре
Был проведён мониторинг литературного образования детей; мониторинг литературного образования детей
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:
- Аладинская Н.А, Ермолова А.Е. и др.. Приобщение дошкольников к миру детской литературы (текст). -Тамбов.: ТОИПКРО, 2004. -149с.
- Дронова Т.Н. Дошкольникам о художниках детской книги: Кн. для воспитателей д/с. -М.: Просвещения, 1991, 185с.
- Ушакова О, С, Гавриш Н.В., «Знакомим дошкольников с литературой», М., Творческий центр «Сфера», 2003.
- Алябьева Е.А., «Развитие речи детей 4-7 лет», М., ТЦ Сфера, 2005.
- Герасимова А., «Уникально руководство по развитию речи с рождения до 6 лет», М., Айрис-пресс, 2008.
- «Книга для чтения в детском саду и дома; 2-4 года», составитель Гербова ВВ. и др. — И.: Издательство Оникс, 2007.
- Гриценко 3., «Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению», 2008.
- Попова Н., «Развитие речи», 2007.
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А., «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет», Санкт-Петербург «Паритет», 2006.
- Первова Г.М. Работа с книгой в дошкольный период детства: Пособие для воспитателей. – Тамбов: ИПКРО, 1996. — 148С.
- Тимофеев И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству дет. чтения. -СПб, 2000. — 148с
Интернет-ресурсы:
- http: //festival. 1september. ru
- http: //www. solnet. ru
- http: //doshvozrast. ru
|