Адаптация детей от 1,5 до 3 лет. |
Адаптация | |||
Автор: Гаврилова Татьяна Витальевна | |||
15.01.2024 09:25 | |||
Адаптация детей от 1,5 до 3 лет. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «центр развития ребенка – детский сад №134 «Жемчужинка» города Чебоксары Чувашской республики Организация игровой деятельности детей раннего возраста. Актуальность проекта. Поступление ребенка в детский сад вызывает, как правило, серьезную тревогу увзрослых. И она не напрасна. Часто можно увидеть следующую картину – в первые дни ребенок возбужден, беспокоен, а в дальнейшем становится заторможенным и вялым. Он словно оглушен тем, что попал в новую, непривычную среду: здесь много незнакомых и не интересующих его (пока!) сверстников, здесь иной, чем дома, режим дня. И взрослые – тоже незнакомые и далеко не всегда ласковые. А самый близкий человек – мама куда-то пропала. Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Изменение условий жизни и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка и от взрослых больших усилий. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение и от того, как организуют период его адаптации воспитатели и родители зависят течение адаптационного периода и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к физическому контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников. Особенности поведения детей в этот период во многом связаны с особенностями их темперамента. Дети с флегматическим темпераментом будут вести себя скореезаторможено, а дети с холерическим темпераментом, наоборот, будут излишне возбуждаться. В любом случае социальные связи ребенка могут оказаться очень напряженными, а иногда и полностью нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают очень бурно, экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется и активность ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые словаусваиваются с трудом. Данной проблемой занимались такие ученые как: Н.М. Аксарина, К.Ю. Белая, К.Л. Печора, так же исследователи Н.Д. Ватутина, А.И. Захарова, Е.О. Севостьянова, Р.В. Тонкова-Ямпольская и другие. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Таким образом, мы хотим, чтобы в адаптационный период ребенок чувствовал себя комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В.С. Мухина. Адаптационный проект для детей раннего возраста с 1,5-3 лет учитывает психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста. В результате осуществления проекта задействованы заведующая детским садом, педагог-психолог, воспитатели групп младшего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Длительность этого проекта составляет 4 месяца, половина первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра, в основе проекта лежат игровые упражнения. Цель: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада. Задачи:
Тип проекта: социальный. Участники проекта: Заведующая детским садом– Садовникова Наталия Николаевна Педагог-психолог – Чернова Татьяна Валерьевна Воспитатели младшей группы– Гаврилова Татьяна Витальевна, Краснова Валентина Витальевна Музыкальный руководитель – Лысенко Лия Андреевна Дети и родители детей младшей группы № 1 «Карусель» Вид проекта: краткосрочный Сроки реализации: Сентябрь – декабрь 2019г. На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость; посещаемость. Ожидаемый результат данного проекта – это успешная адаптация детей и родителей к условиям детского сада.
Реализация проекта. Подготовительный этап
Основной этап.
Завершающий этап.
Формы работы с родителями:
Формы работы с педагогами:
|