Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Адаптация детей от 1,5 до 3 лет.
Адаптация
Автор: Гаврилова Татьяна Витальевна   
15.01.2024 09:25

Адаптация детей от 1,5 до 3 лет.Адаптация детей от 1,5 до 3 лет.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «центр развития ребенка – детский сад №134 «Жемчужинка» города Чебоксары Чувашской республики

Организация игровой деятельности детей раннего возраста.

Актуальность проекта. Поступление ребенка в детский сад вызывает, как правило, серьезную тревогу увзрослых. И она не напрасна. Часто можно увидеть следующую картину – в первые дни ребенок возбужден, беспокоен, а в дальнейшем становится заторможенным и вялым. Он словно оглушен тем, что попал в новую, непривычную среду: здесь много незнакомых и не интересующих его (пока!) сверстников, здесь иной, чем дома, режим дня. И взрослые – тоже незнакомые и далеко не всегда ласковые. А самый близкий человек – мама куда-то пропала. Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями.

Скачать конспект

Изменение условий жизни и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка и от взрослых больших усилий. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение и от того, как организуют период его адаптации воспитатели и родители зависят течение адаптационного периода и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к физическому контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников. Особенности поведения детей в этот период во многом связаны с особенностями их темперамента. Дети с флегматическим темпераментом будут вести себя скореезаторможено, а дети с холерическим темпераментом, наоборот, будут излишне возбуждаться. В любом случае социальные связи ребенка могут оказаться очень напряженными, а иногда и полностью нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают очень бурно, экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется и активность ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые словаусваиваются с трудом.

Данной проблемой занимались такие ученые как: Н.М. Аксарина, К.Ю. Белая, К.Л. Печора, так же исследователи Н.Д. Ватутина, А.И. Захарова, Е.О. Севостьянова, Р.В. Тонкова-Ямпольская и другие.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Таким образом, мы хотим, чтобы в адаптационный период ребенок чувствовал себя комфортно и ходил в детский сад с удовольствием.

Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В.С. Мухина.

Адаптационный проект для детей раннего возраста с 1,5-3 лет учитывает психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста. В результате осуществления проекта задействованы заведующая детским садом, педагог-психолог, воспитатели групп младшего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Длительность этого проекта составляет 4 месяца, половина первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра, в основе проекта лежат игровые упражнения.

Цель:

создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.

Задачи:

  • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения;
  • работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада; формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение коммуникабельности между родителями.

Тип проекта: социальный.

Участники проекта:

Заведующая детским садом– Садовникова Наталия Николаевна

Педагог-психолог – Чернова Татьяна Валерьевна

Воспитатели младшей группы– Гаврилова Татьяна Витальевна,

Краснова Валентина Витальевна

Музыкальный руководитель – Лысенко Лия Андреевна

Дети и родители детей младшей группы № 1 «Карусель»

Вид проекта: краткосрочный

Сроки реализации: Сентябрь – декабрь 2019г. На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость; посещаемость.

Ожидаемый результат данного проекта – это успешная адаптация детей и родителей к условиям детского сада.

  • Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
  • Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
  • Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  • Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  • Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

Реализация проекта.

Подготовительный этап

  1. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
  2. Разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
  3. Пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
  4. Разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Адаптация детей от 1,5 до 3 лет»;
  5. Разработка анкет для родителей;
  6. Составление плана работы с детьми и родителями.
  7. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей.

Основной этап.

  1. Заполнение адаптационных листов.
  2. Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня. Систематично проводить адаптационные игры и мероприятия с детьми.
  3. Проведение родительских собраний, консультаций, анкетирование. Организация родительских встреч по типу круглого стола, родительских конференций.

Завершающий этап.

  1. Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.
  2. Подведение итогов адаптации на родительском собрании и педсовете в виде презентации и отчета.

Формы работы с родителями:

  1. Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  2. Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.
  3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
  4. «Портфолио дошкольника» — интерактивное средство работы с родителями;
  5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

Формы работы с педагогами:

  1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;
  2. Семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ
  3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;
  4. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.
  5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год