Роль потешек в период адаптации |
Адаптация | |||
Автор: Пузакова Татьяна Александровна | |||
31.12.2023 06:07 | |||
Роль потешек в период адаптации Детский сад – это место, где ребенок проводит большую часть своего дошкольного времени. Детский сад представляет собой первый социальный институт, в котором малыш взаимодействует с другими детьми. Именно в нем дети учатся общаться друг с другом, выстраивать дружеские связи, делиться игрушками и т.д. Адаптация представляет собой процесс привыкания малыша к группе, воспитателям, другим детям. Для каждого малыша, который поступает в детский сад, процесс адаптации протекает по-разному. Зависит это от следующих факторов: - Здоровье ребенка. Чем больше физически развит и вынослив малыш, тем проще ему будет адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям в детском саду. Здоровье ребенка здесь имеет первостепенное значение. В противном случае малыш будет очень часто болеть, что негативно скажется на его внутреннем состоянии: он может стать нервным и раздражительным.
- Возраст. Здесь присутствует довольно спорный момент. Существует мнение, что на процесс адаптации к детскому саду влияет возраст ребенка. Но тут специалисты расходятся во мнениях. Одни говорят, что чем младше ребенок, тем проще ему пережить разлуку с матерью и остальными членами семьи. Другие доказывают, что дети постарше лучше адаптируются к детскому саду по причине развития некоторой сознательности. Не привыкнув к посещению детского сада с полутора-двух лет, ребенку становится тяжело полностью адаптироваться в три-четыре года. - Характер. Многое в процессе адаптации к детскому саду зависит от индивидуальных особенностей личности. Скромному и тихому ребенку тяжелее пережить разлуку, чем общительному и бойкому. Конечно, покладистый малыш удобен для воспитателя: он никуда не лезет, не доставляет никаких хлопот. Однако, не сумев выплеснуть свои эмоции в детском саду, ребенок копит их в себе, что не может положительно сказываться как на здоровье, так и на адаптации в целом. Дети раннего возраста испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации ребенка к ДОУ. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в детском саду приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма. Чтобы адаптация прошла более мягко, можно сделать повседневные действия более разнообразными и привлекательными, в этом воспитателю поможет игра. Только не «заигрывайте» режимные моменты. Не обязательно выполнять игровые действия. Можно просто «одушевлять» бытовые предметы, придумывать истории, применять потешки. Песенки, потешки, прибаутки – маленькие шедевры народного творчества, накопленные веками, которые передают мудрость, лиризм и юмор. Благодаря простоте и мелодичности звучания, дошкольники, играя, легко запоминают незатейливые тексты, приобретая вкус к художественному слову, приучаясь пользоваться им. Важно, что и по сей день педагоги пользуются этим материалом при работе с детьми. Практика показывает, что каждому ребенку хочется услышать то, что придумано именно для него, это сближается педагога и малыша, особенно в период адаптации. В первые дни пребывания ребенка в детском саду многие дети отказываются от таких процедур: умывание, раздевание, усаживание на горшок. Так дети с большим удовольствием будут обедать, если вы расскажите им такую, например, историю: «Пока мы с вами гуляли, прибежали зайчики и принесли вкусные подарки — капусту и морковку. Где же подарки от зайчат? Да вот они, в щах! И капуста тут, и морковка. А как вкусно пахнут щи. Мы сейчас щи съедим и зайчат поблагодарим. Знакомя малышей с окружающей средой, обучая навыкам самостоятельности, взрослый может рассказывать различные занимательные истории, например, о грязных ладошках, о водичке, которая течет из речки и попадает в кран. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные взаимоотношения взрослого и детей. Происходит знакомство с окружающим миром. Роль потешек трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова, ритм, музыкальность, — он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается. В потешках ребенок находит свое сходство ситуации: он тоже в шубке и идет гулять. Малыш заупрямился и не хочет умываться, взрослый показал не хитрую игру с водой: «Водичка, водичка Чтоб смеялся роток, Внося в бытовой момент эмоционально-игровые действия, певуче-ласково, взрослый изменяет отношения ребенка к той или иной процедуре. Не все дети охотно ложатся спать, некоторые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме, такое поведение не редко, в детском саду, дети, которые не хотели спать, надо укладывать, приговаривала потешку: «Баю-бай, усни, Катюшка, Также в работе потешки помогают во время кормления, чтобы вызвать желание есть: «Сорока-ворона кашу варила и Настеньку мою угостила. Одевание — сложный режимный момент. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот для того, чтобы дети быстрее освоили навыки, необходимые для одевания, приговариваем: «Это с левой ножки, Этот с правой ножки, Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек, дети, играя. Легко запомнили их, и вводят в свою речь. Итак, использование народного фольклора в повседневной жизни детей, положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, поступившего в детский сад. Эта тонкая ниточка, соединяющая ребенка и его семью на эмоциональном уровне, не должна порваться с поступлением малыша в дошкольное учреждение, а наоборот, стать крепче в процессе использования форм фольклора в режимных моментах, играх и развлечениях в детском саду, то есть повседневной жизни детей, как в домашней обстановке, так и в условиях общественного воспитания. Библиографический список:
|