Консультация для родителей «Условия успешной адаптации при поступлении в детский сад»
Описание: консультация направлена на повышение педагогической компетентности родителей по вопросу подготовки ребенка к детскому саду, а также в период адаптации. Консультация будет также полезна работникам дошкольных образовательных организаций, поскольку позволяет сформировать общее представление о сущности и особенностях процесса адаптации в условиях детского сада.
Цель: Оказание консультативно-профилактической помощи родителям, повышение педагогической компетентности родителей.
Задачи:
- Расширение теоретических представлений родителей о сущности и содержании адаптации как психолого-педагогическом явлении
- Формирование представлений родителей об этапах и особенностях адаптации детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
- Формирование навыков педагогической компетентности родителей при подготовке детей к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.
1. Что же такое адаптация?
- вхождение в новую среду и приспособление к ее условиям;
- комплекс процессов и действий, направленный на приспособление к новым условиям.
Скачать конспект
2. Фазы адаптационного процесса:
- острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
- подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
- фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития
3. Уровни адаптации:
- легкая адаптация – сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
- адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
- тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма
4. Факторы успешной адаптации ребенка в детском саду:
- нормальная (полноценная) деятельность детского организма;
- особенности обменных процессов в детском организме;
- тип центральной нервной системы и тип темперамента;
- общее психологическое состояние детей при поступлении в дошкольное учреждение: устойчивость эмоциональной сферы, возможность доверять другим людям, целеустремленность;
- стабильность центральной нервной системы при получении информации.
5. Составляющие адаптации
Процесс успешной адаптации зависит одновременно и от самого ребенка, и от семьи, и от условий дошкольного учреждений и психолого-педагогической помощи, оказываемой воспитателями. Формула успешной адаптации включает взаимодействие всех трех субъектов:
6. Советы родителям:
- Первоочередной шаг – знакомство с воспитателями.
- Самое главное – положительный настрой на детский сад.
- Чаще гуляйте с ребенком на территории детского сада.
- Примерно за месяц начинайте рассказывать ребенку о детском саде.
- К режиму детского сада необходимо начать готовиться заранее.
- Овладение навыками самообслуживания до поступления в детский сад значительно облегчит процесс адаптации.
- Процесс расставания с родителями при посещении детского сада является болезненным для ребенка. Помните, что важно показать ребенку свою любовь и отметить безопасность его оставления в группе.
- Начинать посещение детского сада рекомендуется постепенно, последовательно увеличивая время нахождения ребенка в группе.
Литература:
- Коган Е.А., Корчевная А.В. Факторы адаптации детей к условиям детского сада // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №1. С. 32-40.
- Петрова О.А. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения: группа кратковременного пребывания как пространство адаптации: учебное пособие для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2022.
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2–4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2015.
- Русаков А.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2010.
- Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской и др. – М: Медицина, 1980.
|