«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ по ФГОС ДО» |
Адаптация | |||
Автор: Елпашева Татьяна Николаевна | |||
01.03.2022 11:49 | |||
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ по ФГОС ДО» Елпашева Татьяна Николаевна В системе образования Российской Федерации первый уровень общего образования представлен дошкольным образованием, общие требования к которому сформулированы в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Главным ориентиром нормативного акта стало обеспечение психолого-педагогического сопровождения ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольника, что положительно влияет на процесс адаптации. В современных психолого-педагогических исследованиях по данному вопросу, под адаптацией в общем виде подразумевается приспособление и (или) привыкание организма к новой обстановке. При этом, процесс адаптации у каждого ребенка может проходить неодинаково и напрямую зависит от его индивидуально-типологических особенностей и социальной среды, которая окружала ребенка до поступления в дошкольную образовательную организацию. В этот период и педагоги, и родители должны осознавать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и какими серьезными могут быть последствия для его здоровья в будущем. Учитывая данное обстоятельство, требования ФГОС ДО направлены на создание таких психолого-педагогических условий, при которых привыкание ребенка к изменившейся ситуации будет максимально безболезненным. Направления (Векторы) развития и образования ребенка (разнообразны и представлены такими сферами как) в сфере социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. Обозначенные образовательные области обусловлены спецификой особенностей возраста, что определяет их содержание и своеобразие адаптации. Так, для раннего возраста ведущей является (в раннем возрасте (1 год — 3 года) предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, эксперименты с материалом и веществом (например, с песком, водой, тестом), сотрудничество с взрослым и коллективные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и использование в повседневности окружающих предметов сообразно с их назначением (с бытовыми предметами-орудиями), осмысление музыки, сказок, стихотворений, разглядывание картинок, двигательная активность.
В рамках адаптации по социально-коммуникативному развитию педагогам следует разрабатывать занятия разноплановой направленности, в частности:
Согласно ФГОС ДО результаты такой работы могут быть представлены только в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые являют собой социально-нормативные возрастные характеристики вероятных достижений воспитанника на этапе завершения и перехода на другой уровень дошкольного образования. В качестве демонстрации и формирования представления, о чем идет речь, считаем целесообразным привести выдержку из ФГОС ДО по данной позиции для младенческого и раннего возраста:
При этом следует помнить, что требование от воспитанника раннего возраста конкретных образовательных достижений неправомерно, т.к. целевые ориентиры не подлежат какой-либо оценке, т.е. не сопровождаются проведением каких-либо аттестаций (промежуточной и итоговой аттестации воспитанников). Для достижения положительной динамики развития ребенка раннего возраста в рамках детского учреждения образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. В заключение отметим, что требования Стандарта не могут быть решены без активного участия родителей и потому часть из них направлена на решение таких задач как:
Дошкольное образование заслуживает особого внимания и правильной организации учебного процесса, ведь именно в его рамках проходит формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Источники: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14. 11. 2013 № 30384)
|