Статья «Адаптация детей к условиям ДОО: советы воспитателям» |
Адаптация | |||
Автор: Милешина Ирина Ивановна Черемных Наталья Николаевна | |||
28.10.2020 20:48 | |||
Статья «Адаптация детей к условиям ДОО: советы воспитателям» Аннотация: В статье рассматривается вопрос адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО. Приводятся советы по облегчению этого периода для детей и родителей. Ключевые слова: адаптация, социализация, эмпатия. Вхождение в детский сад — один из ответственных этапов в жизни каждого малыша. Это и первый опыт общения с коллективом сверстников, смена обстановки, встреча с незнакомыми людьми… Чаще всего, это период сопровождается рядом проблем: слезы, капризы, отказ от еды, нежелание идти в детский сад, частые заболевания… Не просто переживают этот период и родители воспитанников: через небольшой промежуток времени они испытывают разочарование, имеют место быть и невысказанные упреки к профессионализму воспитателей. Адаптация к условиям дошкольной образовательной организации — это первый этап социализации ребенка. От того, насколько благоприятно он пройдет, зависит и дальнейшая адаптация ребенка к новым жизненным условиям. Специалисты отмечают, что начало адаптации – безусловно один из самых сложных периодов. В отдельных случаях он может быть пролонгированным и перейти в период дезадаптации, что может повлечь за собой серьезные проблемы со здоровьем малыша, изменения в поведении и психике малыша.
Как максимально обезопасить ребенка от негативных последствий адаптации? Вот несколько советов. 1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Крайне важно на этом этапе сформировать у малыша положительную установку на пребывание в детском саду. Поэтому задача воспитателя — создать атмосферу тепла, уюта и доброжелательности в группе. Окунувшись в эту атмосферу, ребенок забудет о волнениях и страхах и адаптация пройдет намного легче. Общаясь с ребенком в период адаптации, следует уделить особое внимание следующим формам и методам работы: включение элементов телесной терапии, сказкотерапии, арттерапии, использование колыбельных песен перед сном, внедрение релаксационных игр и упражнений. Поскольку малыши раннего возраста чрезмерно привязаны к маме, можно попросить родителей принести в группу семейную фотографию. 2. Формирование у ребенка познавательной осведомлённости. Новые условия, в которые попадает ребенок, влечет за собой неуверенность и страх. Именно поэтому одной из первостепенных задач воспитателя становится оказание помощи ребенку почувствовать себя увереннее. Уверенность придет в том случае, если ребенок как можно скорее познакомится с окружающими его людьми, с помещением группы. 3. Формирование у ребенка социальной осведомлённости. Следует формировать у малыша опыт доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание на то, что необходимо проявлять заботу о товарищах, уметь выражать сочувствие. Ребенок должен быть уверен в том, что взрослые, находящиеся в его окружении, любят его, как и всех остальных детей. Наравне с этим следует уделять внимание формированию отрицательного отношения к грубости и жадности, учить детей играть без ссор и конфликтов, воспитывать желание помогать друг другу и вместе радоваться успехам сверстника. 4. Охрана и укрепление здоровья детей. Особенностью периода адаптации является ослабление иммунитета малышей. Именно поэтому оздоровление детей, поддержание его физического и психического здоровья – одна из важнейших задач педагога. Активное внедрение здоровьесберегающих технологий поможет сохранить здоровье малышей и повысить их эмоциональный настрой. 5. Педагогическое просвещение родителей. Период адаптации ребенка к ДОО тяжело переживают и родители воспитанников, особенно если в детский сад они отправляют своего первенца. Необходимо вселить в родителей уверенность в том, что их ребенок находится в руках профессионалов, что для него созданы все необходимые условия. С этой целью проводятся родительские собрания, на которых родители могут познакомится с детским садом, групповым помещением. Воспитателям следует уведомит родителей о мероприятиях, планируемых с детьми. Очень важно рассказать им о возрастных особенностях детей раннего возраста, предложить памятки по облегчению адаптационного периода, дать совет, подготовить наглядно – иллюстративный материал по теме. Задача воспитателей – развивать педагогическую компетентность родителей, удовлетворить потребность во всех интересующих их вопросх относительно воспитания детей, привлечь родителей к активному сотрудничеству в плане поиска единых подходов в деле воспитания. В заключение хочется отметить, что профилактика нарушений адаптационного периода детей к пребыванию в ДОО является важным мероприятием по сохранению и укреплению здоровья детей, их социализации и возможно только при совместном участии в этой работе администрации ДО), медицинского и педагогического персонала, а также родителей воспитанников.
|