Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Взаимодействие с семьей по социализации и адаптации детей в обществе
Адаптация
Автор: Кувшинова Татьяна Викторовна Забеленкова Тамара Владимировна   
24.10.2020 21:41

Взаимодействие с семьей по социализации и адаптации детей в обществеВзаимодействие с семьей по социализации и адаптации детей в обществе

Семья – поистине высокое творение
Она заслон надежный и причал
Она дает призвание и рождение
Она для нас основа всех начал

(Е. А Мукачева)

В настоящее время очень остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Известно, что дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают затруднения при взаимодействии с социальной средой, и тот опыт, который их сверстники приобретают без специально организованных условий обучения, не доступен ребенку с ОВЗ.

Важно помнить, что будущее ребенка зависит от того, насколько он социализирован и адаптирован в обществе, и задача взрослых помочь ему в этом.

 

Семья и детский сад – два важных института, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг c другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Для детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Ей принадлежат значительные возможности в решении определенных вопросов: воспитание детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями в развитии, обусловлена основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, целью которой является обеспечение социализации детей, их полноценной реабилитации для успешной их интеграции в общество.

Но также семья может стать причиной формирования негативных качеств в ребенке, препятствовать его адаптации и социализации в имеющихся жизненных условиях.

Многие родители стесняется своего ребенка, чрезмерно опекают его, ограничивают круг общения (как свой, так и ребенка), избегают новых знакомств, не посещают общественные места, лишая его жизненных впечатлений. У такого ребенка представления об окружающем крайне ограничены, идет задержка развития, он не чувствует себя спокойным и в безопасности, замкнут, не уверен в себе, не всегда идет на контакт со сверстниками и взрослыми, что ведет к социальной дезадаптации и еще большей изоляции.

Для оказания своевременной помощи по преодолению их отчужденности в обществе, расширения круга общения как детей, так и взрослых, развития взаимопомощи среди них мы объединились двумя группами и проводили работу в данном направлении совместно.

В основу нашей деятельности были заложены следующие принципы:

  • Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей с ОВЗ.
  • Единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей с проблемами в развитии.
  • Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
  • Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.
  • Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Главной целью нашей работы стало вовлечение семьи в единое образовательное пространство для решения поставленных задач.

Работа с семьей была направлена на решение следующих задач.

  • формирование партнерских взаимоотношений родителей с педагогами.
  • Привлечение внимания родителей к интересам и потребностям ребенка.
  • Обогащение отношений детей, родителей, педагогов, получение опыта эмоционально – насыщенного общения.
  • Формирование навыков социальной активности.
  • Сплочение детей, родителей, педагогов.

Свою работу начали с изучения семьи ребенка, это позволило нам ближе познакомиться с ними, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. При этом использовали комплекс традиционных методов психолого- педагогической диагностики: наблюдение, беседу, анкетирование, тестирование.

Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировав специфику семьи и семейного воспитания детей с ОВЗ, выработали тактику своего общения с каждым родителем, а выявленные индивидуальные особенности, интересы, способности учитывали при организации и проведении запланированных мероприятий.

В своей работе использовали разнообразные формы взаимодействия родителей, детей и педагогов.

Анкетирование, которое включало в себя ряд блоков:

  1. блок: отражает общие сведения о семье, уровень материального положения семьи;
  2. блок: взаимоотношения в семье;
  3. блок: уровень реабилитационной культуры семьи;
  4. блок: характер отношения к ребенку;
  5. блок: осведомленность родителей о состоянии ребенка и степени его развития.
  • Тест «Мой ребенок»
  • Родительские встречи: «Давайте познакомимся», «Развивающая среда в жизни ребенка с ОВЗ»
  • Мастер – класс «Роль игры в развитии коммуникативных способностей ребенка»
  • Семинар – практикум «Ступеньки взаимопонимания»

Проводили досуги и праздники:

  • «День матери», «Новый год у ворот», «Поздравляем с женским днем», «Умелые ручки».
  • Организовывали выездные мероприятия в музеи, театры, развлекательные центры.
  • Приглашали к участию в городских конкурсах: «Дизайнерская елка», изготовление и роспись пасхальных яиц, «Весна жизни», к 70- летию Великой Победы АРТ – ПРОЕКТ, «Смоленский плат», «Мастерская деда Мороза», «Лучший птичий домик».
  • Проводили совместные мероприятия по благоустройству и оформлению участков, интерьера в группе.

На совместных мероприятиях активно участвовали все субъекты воспитательно – образовательного процесса: воспитатели, родители и дети.

Воспитатели:

  • организовали, показывали, проводили, рассказывали, консультировали родителей по самостоятельному проведению игр и упражнений в других условиях (дома, в транспорте, на отдыхе).

Родители:

  • поддерживали эмоциональный комфорт ребенка в новых условиях;
  • помогали освоить новые для ребенка действия и формировали личностные качества;
  • наблюдали за успехами ребенка; узнавали об особенностях развития и воспитания;
  • делились опытом с другими родителями.

Дети:

  • осваивали нормы и правила поведения в общественном месте;
  • учились управлять своими эмоциями;
  • общались и взаимодействовали с другими детьми и взрослыми.

В результате совместной работы между всеми участниками сложились теплые, дружеские, доверительные отношения. Расширился круг общения с окружающим миром, с социумом, что содействовало обогащению знаниями, опытом, полезной информацией по воспитанию и обучению детей с ОВЗ, и что немаловажно, вселило в родителей убеждение, что они не одиноки в сложившейся трудной жизненной ситуации.

Правила эффективного взаимодействия педагога с семьями детей, имеющих ограничения по здоровью

  1. Родителям нужны поддержка, помощь и добрый совет. При беседе с ними создайте необходимые условия для общения.
  2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если Вы не располагаете временем — лучше договоритесь о встрече в другой раз.
  3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную ре акцию со стороны родителей.
  4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте им возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
  5. Не спешите с выводами! Хорошо обдумайте то, что вы услышали от родителей.
  6. То, о чем родители Вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, детей и педагогов.
  7. Каждая встреча с семьей ребенка должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребенка.
  8. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
  9. Если родители принимают активное участие в жизни группы и образовательного учреждения, их усилия должны быть отмечены педагогом и администрацией.

Литература.

  1. Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. Москва -2007г.
  2. Коган М. С. Игровая кладовая.
  3. Евдокимова Е. С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья Москва – 2008г.
  4. Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Воронеж – 2005г.
  5. Зверева О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект Москва – 2005г
  6. Марковская И. М. тренинг взаимодействия родителей с детьми

С-Петербург – 2005г.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год