Взаимодействие с семьей по социализации и адаптации детей в обществе |
Адаптация | |||
Автор: Кувшинова Татьяна Викторовна Забеленкова Тамара Владимировна | |||
24.10.2020 21:41 | |||
Взаимодействие с семьей по социализации и адаптации детей в обществе Семья – поистине высокое творение (Е. А Мукачева) В настоящее время очень остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Известно, что дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают затруднения при взаимодействии с социальной средой, и тот опыт, который их сверстники приобретают без специально организованных условий обучения, не доступен ребенку с ОВЗ. Важно помнить, что будущее ребенка зависит от того, насколько он социализирован и адаптирован в обществе, и задача взрослых помочь ему в этом.
Семья и детский сад – два важных института, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг c другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Ей принадлежат значительные возможности в решении определенных вопросов: воспитание детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями в развитии, обусловлена основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, целью которой является обеспечение социализации детей, их полноценной реабилитации для успешной их интеграции в общество. Но также семья может стать причиной формирования негативных качеств в ребенке, препятствовать его адаптации и социализации в имеющихся жизненных условиях. Многие родители стесняется своего ребенка, чрезмерно опекают его, ограничивают круг общения (как свой, так и ребенка), избегают новых знакомств, не посещают общественные места, лишая его жизненных впечатлений. У такого ребенка представления об окружающем крайне ограничены, идет задержка развития, он не чувствует себя спокойным и в безопасности, замкнут, не уверен в себе, не всегда идет на контакт со сверстниками и взрослыми, что ведет к социальной дезадаптации и еще большей изоляции. Для оказания своевременной помощи по преодолению их отчужденности в обществе, расширения круга общения как детей, так и взрослых, развития взаимопомощи среди них мы объединились двумя группами и проводили работу в данном направлении совместно. В основу нашей деятельности были заложены следующие принципы:
Главной целью нашей работы стало вовлечение семьи в единое образовательное пространство для решения поставленных задач. Работа с семьей была направлена на решение следующих задач.
Свою работу начали с изучения семьи ребенка, это позволило нам ближе познакомиться с ними, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. При этом использовали комплекс традиционных методов психолого- педагогической диагностики: наблюдение, беседу, анкетирование, тестирование. Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировав специфику семьи и семейного воспитания детей с ОВЗ, выработали тактику своего общения с каждым родителем, а выявленные индивидуальные особенности, интересы, способности учитывали при организации и проведении запланированных мероприятий. В своей работе использовали разнообразные формы взаимодействия родителей, детей и педагогов. Анкетирование, которое включало в себя ряд блоков:
Проводили досуги и праздники:
На совместных мероприятиях активно участвовали все субъекты воспитательно – образовательного процесса: воспитатели, родители и дети. Воспитатели:
Родители:
Дети:
В результате совместной работы между всеми участниками сложились теплые, дружеские, доверительные отношения. Расширился круг общения с окружающим миром, с социумом, что содействовало обогащению знаниями, опытом, полезной информацией по воспитанию и обучению детей с ОВЗ, и что немаловажно, вселило в родителей убеждение, что они не одиноки в сложившейся трудной жизненной ситуации. Правила эффективного взаимодействия педагога с семьями детей, имеющих ограничения по здоровью
Литература.
С-Петербург – 2005г.
|