Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Коммуникативные игры и упражнения для успешной адаптации детей.
Адаптация
Автор: Тютина Наталья Владимировна   
12.02.2020 16:47

Коммуникативные игры и упражнения для успешной адаптации детей.Коммуникативные игры и упражнения для успешной адаптации детей.

Н.В. Тютина, МБДОУ №89 «Умка», г. Северодвинск, воспитатель

ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование положительного отношения к деятельности человека, к окружающей среде. Поэтому одним из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности путём развития социально-коммуникативных навыков.

Поступление в детский сад — этосложный этап в жизни ребёнка раннего возраста. Перешагнув порог новой группы, он попадает в стрессовую ситуацию, которая может привести к эмоциональным срывам и нарушениям. В силу возрастных особенностей, ребёнку не всегда удаётся «учитывать» особенности и интересы сверстников. Часто возникают конфликты, обиды, ссоры, просто потому, что нарушили ход игры, не поделили игрушку, кто — то оказался лишним и т.д. В подобных ситуациях, дети, как правило, выбирают физический способ воздействия на сверстника, то есть толкаются, кусаются, отнимают игрушки и т.д. Другим способом является психологический: плач, крик, топанье ногами, гримасничество.

 

Поэтому, на этапе адаптации особое внимание должно уделяться психологической атмосфере в группе, созданию ощущения тепла, защиты, ласки, возможности приятного физического контакта для ребенка. Задача педагога организовать взаимодействие с детским коллективом так, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие каждого воспитанника. Помочь в этом могут коммуникативные игры и упражнения.

Коммуникативные игры и упражнения предполагают совместную деятельность, самовыражение, взаимноесотрудничество участников, развитие навыков общения, формирование доброжелательных отношений.

В своей практике для успешной адаптации детей раннего возраста мы используем следующие игры.

  1. «Ласковое имя». Дети располагаются по кругу (стоя, сидя). Ведущий (воспитатель) подходит к каждому ребёнку, гладит его по голове и спрашивает: «Как зовут эту девочку (мальчика). Участники предлагают варианты ласкового имени выбранного ребенка. Роль ведущего (в дальнейшем) может выполнять ребенок.
  2. «Передай мяч». Дети стоят вкруг или сидят на стульчиках. Воспитатель показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, при этом называя его по имени ( «На, Петя, мяч!»).

Вариант игры: передать мяч ребенку, выбранному взрослым.

3. «Зеркало». Находясь напротив детей, при помощи мимики воспитатель показывает эмоции: грусть, радость, злость, страх, удивление и предлагает детям их повторить. Каждое выражение он сопровождает репликой: «вот так мы улыбаемся», «вот так мы злимся», «вот так мы удивляемся». Закончить упражнение необходимо положительными эмоциями. В дальнейшем воспитатель может предложить копировать мимику любого ребёнка.

4. «Обними меня». Воспитатель предлагает детям сначала обнять «дружочка» справа, затем, «дружочка» слева, в завершении игры — обняться всем вместе.

5. «Подарок». Игровые действия выполняются по словесной инструкции воспитателя:

«Саша, ты яблоко бери и Тане подари».

«Милана, ты игрушку бери и Маше подари».

«Стёпа, ты мяч бери и Пете подари».

Сплоченности детского коллектива помогают хороводные, музыкальные игры по типу «каравая». Часто «гостями» группы и участниками игры становятся любимые детские игрушки. Они «приветствуют» детей, «хвалят», «побуждают» к положительным действиям, проявлению симпатии, внимания, отзывчивости, ласки, заботы. Взаимодействие взрослого через игрушку позволяет формировать у детей уважительное отношение к окружающим, активизировать речь, обогащать словарный запас. Так, в нашей группе, живет Мишка Топтыжка, который знает много «мирилок» и помогает разрешить конфликтные ситуации.

В результате внедрения и активного использования коммуникативных игр и упражнений мы заметили, что процесс адаптации вновь пребывших детей раннего возраста проходит легче. Многие могут организовать несложные совместные игры (парикмахерская, доктор, постройка пирамид), знают как надо мириться, обращаются за помощью к сверстникам и взрослым.

Таким образом, общение со сверстниками для детей в возрасте 2-3 лет становится необходимой потребностью и приобретает огромное значение в формировании личности. Именно в этот период дети начинают проявлять непосредственный интерес к другому ребенку, у них возникает стремление привлечь внимание к себе сверстника, заинтересовать его собой. Поэтому, так важно в этом возрасте заложить основы социализации, уделять внимание развитию социально-коммуникативных навыков у каждого ребенка, для того, чтобы он в будущем не испытывал трудностей в общении с другими людьми, умел разрешать конфликтные ситуации и стал полноценным членом общества.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год