Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к школе
Адаптация
Автор: Цаболова Татьяна Викторовна   
29.12.2018 23:30

Организация психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к школеОрганизация психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к школе

Почти во всех делах самое трудное — начало. (Ж. -Ж. Руссо).

Каждый новый этап жизни приносит человеку множество страхов перед неизведанным. И если даже таковых нет и не было, то попадая в новые условия, в незнакомую среду, люди теряются, чувствуют себя маленькой рыбкой в огромном чужом океане. Тем более для детей, изменения их привычного «микромира» сулит огромным стрессом.

Поступление в школу очень значимое, важное событие, как для детей, так и их родителей. Это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его, в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и воспитатели. Взрослые держат своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий по социальной адаптации к условиям школьного обучения.

 

Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряя интерес к школе. Для комфортного перехода на следующую ступень социализации необходимо, что бы ребенок был готов к новому, не виданому. На сколько смелым будет шаг ребенка на встречу знаниям, к более сложному мировоззрению, как скоро он сможет адаптироваться в новых условиях зависит от того, какой «фундамент» заложен в личности ребенка, на сколько качественны те умения и навыки, привитые ему в дошкольном детстве. Изменение статуса вчерашнего дошкольника на сегодняшнего первоклассника по-особому переживается и самим ребенком. Поэтому по оценкам специалистов является актуальным формирование у дошкольника образа будущего школьника, который поможет ему адаптироваться к социально значимой позиции ученика в системе общественных и межличностных отношений, научит оценивать свою социальную сущность.

Анализируя годы дошкольного детства можно обнаружить причины готовности или неготовности его к школьному обучению и трудности, с которыми ребенку приходится столкнуться, так как:

  • во-первых, повысились требования к детям, поступающим в школу
  • во-вторых, в результате введения в начальную школу новых программ, разработок методистов-новаторов, существует возможность выбора обучения ребенка по той или иной программе в зависимости от уровня подготовки к школе
  • в-третьих, в связи с изменением социальных условий многие дети имеют разный уровень готовности к обучению в школе в зависимости от того, посещали ли они детский сад или воспитывались дома.

Из этого следует, что важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе, что получило отражение в Федеральных государственных стандартах (ФГОС). Не секрет, что дети, посещавшие дошкольное учреждение на много лучше адаптируются к школе, так как одной из задач педагогического коллектива ДОУ является организовать психолого-педагогического сопровождение детей старшего дошкольного возраста в рамках образовательных программ ФГОС; помочь ребенку правильно сформировать, всесторонне развивать качества личности, навыки и умения, которые помогут ему адаптироваться в рамках начального школьного образования и в других жизненных ситуациях.

Федеральные государственные стандарты (ФГОС) предполагают, что дошкольное образование даст детям не только элементарные учебные навыки, также упор делается на новые представления о содержании и организации дошкольного образования, подготовки детей к обучению в школе. Такая структуризация будет достаточно условной, так как многие личностные качества (самостоятельность, инициативность и др.), а также знания, умения и навыки воспитанников развиваются и формируются при обязательном учете принципа интеграции образовательных областей и комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.

Например, эмоциональное или творческое развитие дошкольников нельзя «вставить» в какую-то одну образовательную область. Эмоциональность и творчество развиваются во всех сферах деятельности детей. Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, подготовки дошкольника к обучению в школе, предложенные в ФГОС, заключаются в следующем:

  1. если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
  2. акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.;
  3. решать поставленные цели и задачи предлагается, максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе.
  4. в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий).

Динамика развивающегося общества, требуют от современного человека такие качества, как высокая стрессоустойчивость, способность эмоционально адаптироваться к не редким стрессовым ситуациям; высокая конкурентоспособность в мире полном неожиданностей и «крутых поворотов» требует наличие волевого характера в достижении желаемых результатов. Современный мир диктует человеку необходимость развития и совершенствования данных качеств.

Современное образование, его методики, программы и требования развиваются параллельно требованиям 21 века. И не зависимо от того, посещал ли ребенок детский сад или воспитывался дома, он должен иметь достаточный уровень готовности к обучению в школе. Насколько успешно, эффективно пройдет адаптация ребенка к школе, во многом будет зависеть его дальнейшее отношение к образовательному процессу, а насколько легко он привыкнет к новой окружающей среде — подготовит его к беспроблемному переходу на следующие этапы социализации. Для многих родителей готовность к школе означает умение ребенка писать, считать и читать, но этих умений явно недостаточно для успешного усвоения школьной программы.

Составными компонентами психологической готовности являются интеллектуальная, личностная и мотивационная готовность.

Интеллектуальная готовность. К ней относится развитие психических процессов: речи, мышления, памяти, внимания, воображения.

Естественно, когда у детей возникают познавательные интересы или желания узнавать буквы и цифры, воспитатель их удовлетворяет. Но устраивать специальные школьные занятия в детском саду не следует. Ребенок, который научился читать, абсолютно ничем не отличается от ребенка, не умеющего читать. Умение читать не прибавляет ничего для понимания текста, для желания читать и для вообще читательской культурной позиции человека. Поэтому такое форсирование учебных навыков может только затормозить развитие маленького человека.

Как правило, компоненты готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка, когда малыш много играет сам, со сверстниками, с взрослыми, как в сюжетные игры, так и в игры с правилами, в настольные игры (мозаика, лото, конструктор, кубики).

Важно читать ребенку вслух книги с продолжением. Можно спросить, что было бы, если изменить поведение героя или обстоятельства… Так ребенок начинает вникать в смысл происходящего. Тогда в школе он не будет складывать "землекопов с лопатами".

Психика ребенка развивается в игре. Понимая, что игра, как ведущий вид деятельности, порой уступает место обучению, педагоги стремятся игровую деятельность отнести к приоритетному виду деятельности. При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание что упражнения должны приносить детям радость, усложнение игрового материала должно проходить постепенно следует учитывать индивидуальные возможности ребенка; необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной и использовать разнообразные приёмы и методики.

Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний. Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки (пальчиковая гимнастика, лепка, конструирование, рисование – не только на занятиях, а в течение дня). Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста и тем более важно работать над моторикой старших дошкольников.

Известно, что на руке находятся биологически активные точки нашего организма. «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский). Педагоги и родители воспитанников должны уделить внимание мелкой моторике рук у ребенка. Ведь развитие рук связано с развитием речи и мышления ребёнка.

Дело в том, что память, внимание, эмоции языковой аппарат и кончики пальцев тесно связаны между собой, ведь центры моторики языка в коре головного мозга расположены рядом с центрами движения. Уровень развития речи детей зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.

Комплексными программами определены задачи развития мышления, речи, памяти, внимания, воображения, большое место отводится развитию логического мышления и воображения.

Личностная готовность ребенка к школе выражается в умении строить отношения с учителем (умении регулировать свои действия и свое поведение, умении воспринимать учебную задачу); умении общаться со сверстниками (принимать точку зрения другого, умении взглянуть на себя со стороны, умении выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других); отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).

Самым важным компонентом школьной готовности психологи считают мотивационную готовность, наличие мотивации к учебной деятельности. При этом отличают внешнюю и внутреннюю мотивацию.

Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания. Надо сказать, что по статистике внешняя мотивация превалирует над внутренней. Поэтому перед педагогами остро стоит задача в формировании мотивации к обучению и получению новых знаний.

Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя число таких детей не велико, они вызывают особую тревогу. Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут, хочу, но боюсь, не хочу в школу, там трудно и играть будет некогда. Причина подобного отношения к школе, как правило, — ошибки в воспитании детей. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким не уверенным в себе детям. Ты же двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдешь?, Снова ты ничего не знаешь. Как же ты в школе учиться будешь?, Одни двойки получать будешь.

Очень важно для подготовки к школе — обеспечить достаточный уровень развития физических качеств (ловкости, выносливости и т.д.), двигательных навыков (мелкой и общей моторики), а также, его психических качеств (мышления, памяти, внимания, воображения, речи), который позволит ему успешно обучаться в школе, усваивать любую информацию. Необходимость развития выносливости с дошкольного возраста обусловлена рядом причин:

  1. Выносливость как способность к длительной мышечной работе небольшой интенсивности позволяет укрепить организм ребенка и в первую очередь сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную системы, что оказывает благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье малыша, в целом способствуя его всестороннему гармоническому развитию.
  2. Целенаправленная работа по воспитанию выносливости у дошкольников улучшает функционирование организма, повышает их работоспособность, что особенно важно при подготовке детей к школе.
  3. Необходимость развития выносливости у детей дошкольного возраста определяется еще и тем, что целенаправленные движения, особенно циклического типа, помогают раскрыть и развить их природные задатки.
  4. Большое значение имеет развитие выносливости для формирования волевых качеств личности, черт характера человека: целеустремленности, настойчивости, упорства, смелости и решительности, уверенности сих силах. Здесь физические движения являются средствами, которые помогают детям, научится преодолевать возникающие трудности, мобилизовать себя, доводя начатое дело до конца.

С дошкольного возраста необходимо укреплять психику ребенка, развивать не только его мышление, но и эмоционально – волевую сферу, снимать невротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально – отрицательные переживания. Необходимо развивать комплекс произвольности – умение контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на интеллектуальные усилия.

В наш бурный век, век динамики и неожиданностей, постоянных стрессовых ситуаций требует от современного человека высокой стрессоустойчивости — одним из первых "экзаменов" на наличие данного качества является начало обучения в школе. Ступая на порог класса, ребенок сталкивается с рядом трудностей. Скорость и успешность его адаптации к новым условиям будет напрямую завесить от умения преподать себя как личность и выстраивать взаимоотношения со сверстниками и учителями, способностями справляться с трудностями и преградами.

Проблема эмоционально-чувственной сферы в становлении нравственности дошкольника весьма актуальна и культивирует как одна из главных задач при подготовке к школе. Именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Характер переживаемых эмоций и связанный с ним эмоциональный тонус определяют качество формирования психических познавательных процессов: ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления.

Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться, любить – этому научиться сложно. Перед дошкольным учреждением и семьей ребенка должна стоят задача научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции (чувства, переживания), избегать конфликтных ситуаций, а также понимать эмоциональное состояние других людей.

Работа по развитию и коррекции эмоциональной сферы детей содержит в себе, например, такие методы, как:

  • игротерапия (словесные и подвижные игры, релаксационные упражнения);
  • сказкотерапия, даёт возможность справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и т.п.), учит общаться с другими детьми, выражать свои эмоции, мысли, чувства;
  • театрализация (разыгрывание небольших сценок, участники которых имеют разное настроение, характер, поведение; обучение понимать жесты, мимику, воспроизводить их в сценках);
  • беседы с детьми, обсуждение психологических ситуаций;
  • использование наглядных пособий: фотографий, рисунков, картин; схем, пиктограмм, графических изображений, символов;
  • прослушивание аудиозаписи со звуками природы и классических музыкальных произведений с целью снятия стрессовое состояние.

Одна из разновидностей игротерапии, реализующейся нашим детским садом – пескотерапия. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит…Но именно это простое действие хранит уникальную тайну — нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще важно, что игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Успешность психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к школе зависит от систематичности проводимой работы и, несомненно, это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения с семьей. Необходимо проводить просветительскую работу с семьями воспитанников и оказывать им квалифицированную помощь. Руководству дошкольного учреждения необходимо уделять достаточное внимание организации различных семинаров, лекций, практикумов по вопросу психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации для педагогов и родителей дошкольников.

При проведении такой не легкой работы, как подготовка детей к следующей ступени образования, компетентность педагогического состава дошкольного учреждения должна быть на достаточно высоком уровне. Педагоги ДОУ вполне отдают себе отчет в том, что каждый ребенок имеет ряд индивидуальных особенностей, следовательно, сотрудникам ДОУ следует подбирать различные технологии, методы, приемы, формы, психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Напоследок, еще раз отмечу, насколько важен для ребенка этап подготовки к школе. Если он быстро вольется в русло учебного процесса, то в целом его обучение в школе пойдет легко и непринужденно. В противном случае.

Список литературы и источников.

  1. Безруких М. М. Учить писать дошкольника? — Категорически нет! —
  2. Левшенкова Г.Н. Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников. Наро – Фоминск. Изд.: Наро-Новость, 2011, — 24 с.
  3. Рыженко С. И. Программа психокоррекции эмоционально-волевой сферыдетей старшей и подготовительной к школе групп «Настроение».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год