«Создание условий для снятия эмоционального напряжения малышей в период адаптации» |
Адаптация | |||
Автор: Никулина Марина Владимировна Соавтор: Алясева Оксана Геннадиевна | |||
23.12.2018 13:48 | |||
«Создание условий для снятия эмоционального напряжения малышей в период адаптации» Автор: Никулина Марина Владимировна Соавтор: Алясева Оксана Геннадиевна Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу с легкостью и безболезненно. Большинство из них реагирует на детский сад плачем, боязнью, капризами, стрессовым состоянием.
Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: меняется жизнь детского сада, меняются дети и их родители. Современная жизнь вносит свои коррективы в использование приемов и средств, помогающих ребенку в привыкании к детскому саду. Несомненно, в практике используются классические, традиционные методы, такие как беседы, уговоры, отвлечение игрушками, музыка, тактильный контакт с воспитателем и многие другие. Но наряду с этими методами, появляются и новые, нетрадиционные и эффективные приемы, чтобы малыш как можно легче адаптировался к новым условиям жизни. Педагоги нашего детского сада находятся в постоянном поиске новых приемов, педагогических рецептов, вариантов в этом направлении. Некоторыми из них мы готовы поделиться с вами и представляем коллаж педагогических идей «Создание условий для снятия эмоционального напряжения малышей в период адаптации» «Заочное знакомство» Посещение детского сада связано не только с оформлением документов и медицинской карты. Мы приглашаем на встречу маму или других членов семьи. Заранее просим принести с собой фотоальбом ребенка или дневники мамы (сейчас многие родители ведут яркие, красочные альбомы о своих детях «Я родился», «Наш малыш», «Здравствуйте, это я!»). Это помогает нам узнать, как развивался малыш, что он любит, какие предпочитает игры и игрушки. Все это дает нам возможность заранее познакомиться с ребенком, подготовиться к встрече с ним. Хорошо, если родители принесут одну из его любимых игрушек в группу, которая будет ждать его в детском саду. «Яркость и привлекательность» Итак, малыш пришел в детский сад… Много зависит от его первых впечатлений, которые часто складываются на основе зрительного восприятия. Поэтому особое внимание мы уделяем предметно-пространственной развивающей среде. Уголки в группе яркие, эстетичные, привлекательные, интересны детям. Игрушки и пособия добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, ориентированы на ведущий вид деятельности раннего возраста – предметную деятельность. Среда со масштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. «Звуковая среда» Прежде всего, огромное значение имеет голос воспитателя, умение пользоваться им, как инструментом для привлечения и отвлечения малыша, удерживания его внимания. Педагог в совершенстве должен владеть такой техникой, как «Игра голоса», то варьирование высоты, тембра, динамики, эмоциональной окрашенности, пауз. Эффективным служит прием «Послушай – подожди». На флеш-накопитель или диск записываются несколько раз знакомые звуки (ку-ку, мяу-мяу, звук приближающейся машины, стук в дверь, звонок). Звуки должны быть записаны с небольшим интервалом, чтобы ребенок, услышав первый звук, ждал следующего. К звуковой среде можно отнести озвученные игрушки, книжки. Они тоже очень интересны детям (собачка, кошечка, поросенок и др.). Книги из серии «Нажми и послушай» нравятся детям своей яркостью, доступностью. На последующих этапах адаптации мы используем звуковой метод «Чья это мама?» Правда, этот метод нужно применять с большой осторожностью, учитывая индивидуальный уровень адаптации каждого ребенка. Записывается голос мамы, где она говорит о своем ребенке, о том, как она его называет, что он любит. После того, как ребенок угадает, кто это, появляется фотография мамы. Иногда ребенка успокаивает запись голоса мамы, где она говорит, что скоро придет, ему нужно только немножко подождать. Часто дети просят прослушать такую запись много раз, и воспитатель дает им такую возможность. «Игрушки-забавы» Следующий метод можно отнести к хорошо забытому старому. Это игрушки-забавы — нестандартный игровой предмет, вызывающий у ребенка чувство восторга и эмоциональный подъем. К ним относятся смешные фигурки птиц, животных, человечков. (Например, зайчик, играющий на барабане; мишки с молоточками) В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение — позабавить детей, вызвать смех, радость. «Мой островок» Это нетрадиционное оборудование, позволяющее ребенку почувствовать себя защищенным, уединенным. Часто малышей пугают большие масштабы групповой комнаты, огромное пространство нового, необычного, неизведанного. У него возникает потребность отгородиться от всего этого, спрятаться, уединиться. Мы предлагаем ему расположиться на «Занимательном коврике», который очерчивает границы его пребывания, заменяет ему личное пространство и вместе с тем позволяет действовать с развивающими пособиями (предметы разной фактуры, формы, цвета). Есть у нас и яркий зонтик с яркими атласными лентами, который привлекает малыша, позволяет ему укрыться и вызывает у него положительные эмоции. «Зрительные эффекты» Иногда внимание ребенка нужно быстро привлечь, переключить. В этой ситуации могут помочь зрительные эффекты. Это различные детские светильники на батарейках, меняющие цвет, яркость, мигающие или отражающиеся на поверхностях. Их цикличность привлекает и отвлекает малыша, он способен довольно долго созерцать волшебное свечение. Можно использовать и обычные карманные мини-фонарики, картинки с сыплющимся песком, настольные мобили или маятниковые игрушки. «Вовлечение в деятельность» Важным условием поддержания положительного эмоционального состояния у детей является их занятость. Однообразная деятельность, как и бездеятельность, утомляют малыша и могут явиться причиной плача. Разумная занятость ребенка — одно из важнейших условий создания у него радостного, бодрого настроения. Можно подвести его к окну, показать кормушку. И предложить ребенку помочь приготовить крошки для птичек. А также это могут быть различные виды деятельности, как взрослой (подержи салфетницу, книгу, помоги развесить полотенца и т.д.), так и детской (помоги достроить башенку, погладь кошечку). Наверняка, у каждого воспитателя есть свои педагогические находки и приемы. Некоторые рекомендуют использовать «мамины ладошки», то есть наклеивание на шкафчиках трафаретов маминой руки, чтобы ребенок мог приложить свою ладошку к маминой; рассматривание семейных альбомов. Актуальна и песочная терапия и игры с водой. Каждый выбирает то, что подходит именно его детям, опираясь на свой опыт. Универсального приема не существует. Воспитатель должен иметь в своей педагогической копилке как можно больше приемов и идей, чтобы период адаптации прошел для малыша как можно легче.
|