«Создание условий для легкой адаптации ребёнка к дошкольной образовательной организации» |
Адаптация | |||
Автор: Овсянникова Елена Павловна | |||
28.12.2016 14:32 | |||
«Создание условий для легкой адаптации ребёнка к дошкольной образовательной организации» Овсянникова Елена Павловна Воспитатель высшей квалификационной категории АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад №194 «Капитошка» г. Тольятти, Самарская обл. Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования воспитанник детского сада должен овладеть «средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками». Формированию коммуникативных умений дошкольников способствует создание благоприятной эмоциональной среды в группе, что, в первую очередь зависит от воспитателя. Я работаю воспитателем в первой младшей группе. Поэтому основной задачей моей деятельности является обеспечение плавного и безболезненного вхождения детей в новые условия коллективной жизни в период адаптации. Эту задачу можно решить путём создания атмосферы доброжелательного общения с детьми, родителями, а также создание атмосферы психологического и физиологического комфорта.
В нашем детском саду адаптация основной массы детей начинается в летний период, примерно за месяц до открытия группы. Дети небольшими подгруппами (по 6-8 человек) вместе с родителями в течение месяца, каждый день по одному часу посещают адаптационную группу. В группе (во время первой недели) мною и психологом организуется специальная игровая деятельность, которая позволяет установить контакт с детьми и их родителями. Со второй недели к нам присоединяются (по очереди): эстет, физорг, муз. руководитель. Они проводят свою организованную деятельность, тем самым происходит знакомство детей с сотрудниками детского сада. Дети в течение получаса находятся без родителей. Они же в это время получают консультации от психолога по вопросам адаптации. Также проводится анкетирование, с целью информированности воспитателя о семье ребёнка, о состоянии здоровья, о привычках и предпочтениях ребёнка. Затем родители возвращаются в группу и уже вместе с детьми осваивают её развивающую среду. Во время третьей недели также на полчаса приходит один из узких специалистов и мы вместе проводим организованную игровую деятельность. Потом подходят родители и мы идём на прогулку, на участок группы, тем самым происходит знакомство с территорией детского сада. Во время четвёртой недели происходит всё то же самое (игровая деятельность в группе + прогулка), но дети находятся в течение часа без родителей. Такая многолетняя практика нашего детского сада показала, что по окончании адаптационной группы, дети более спокойны, легче расстаются по утрам с родственниками, многие (по словам родителей) с нетерпением торопятся в садик, испытывают радость от встречи со знакомыми взрослыми и сверстниками, и самое главное меньше болеют. Для дальнейшей благоприятной адаптации к дошкольному учреждению я стараюсь обеспечивать эмоциональный комфорт в группе. Побуждаю ребенка к совместным действиям с предметами и игрушками, поддерживаю потребность в доброжелательном внимании, заботе, положительной оценке взрослых. Использую различные телесные контакты (прикосновения), жесты, мимику. В процессе совместных действий стремлюсь чтобы каждый ребенок мог испытать радость, удовлетворение по поводу успехов, поддерживаю и поощряю каждое самостоятельное усилие ребенка, при затруднениях незаметно помогаю ему, воздерживаясь от негативных оценок. Стараюсь часто использовать положительную оценку любых позитивных проявлений ребенка в присутствии других детей. Чтобы дать детям возможность ближе узнать друг друга, вовлекаю их в совместную с воспитателем и друг с другом деятельность (игру, инсценировку сказок, потешек, песенок, рисование, пение, двигательную импровизацию под музыку, различные виды театра). Организую взаимодействие детей с учетом их индивидуальных особенностей и предпочтений, выделяю их положительные черты. В течение дня я часто включаю музыку. Доступная по содержанию, она активизирует детей, создаёт благоприятный фон. (Использую в утренней зарядке, различных играх, в бодрящей гимнастике после сна, музыкальных дискотеках). Итак, в целом взаимоотношения в группе дошкольного образовательного учреждения имеет позитивную окраску. Важно, чтобы воспитатели понимали, что создание положительной эмоциональной среды в детском коллективе необходимо для дальнейшего успешного и гармоничного развития ребенка и является результатом их каждодневной работы.
|