Проект в адаптационный период «Здравствуй, детский сад!» |
Адаптация | |||
Автор: Фомина Олеся Сергеевна | |||
14.02.2018 15:26 | |||
Проект в адаптационный период «Здравствуй, детский сад!» Фомина Олеся Сергеевна Воспитатель МАДОУ №53, г Новосибирск. При работе с детьми раннего возраста, первая задача педагога заключается в том, чтоб ребёнок максимально комфортно вошёл в новые для себя социальные условия. Детям очень трудно отойти от привычной домашней обстановки, пережить разлуку с близкими людьми, а также перестроиться на новый режим дня. Зачастую все это создает стрессовую ситуацию для психологического состояния ребёнка. Очевидно, что поступление ребёнка в детский сад это новый нелегкий период в его жизни. И тут очень важна поддержка и помощь близких людей, воспитателей и специалистов ДОУ.
Зачастую родители относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся. Вместе с тем, научные исследования показали, что характер адаптации ребенка младшего дошкольного возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики психического и физического состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к дошкольному учреждению, но и в дальнейшем и к школе. Проанализировав сложившуюся ситуацию и подробно изучив данную проблему, было решено разработать проект на время адаптационного периода «Здравствуй, детский сад!», который бы позволил помочь педагогам и родителям создать условия для успешной адаптации детей. Цель данного проекта: сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников в период адаптации к дошкольному учреждению. Задачи:
На первом этапе были проведены индивидуальные беседы с родителями, анкетирования, чтобы выявить уровень компетенции родителей в вопросе адаптационного периода детей в ДОУ. Далее, учитывая пожелания родителей, указанные в анкетах, особенности психологического развития детей 2 -3 лет, был разработан план методической работы с родителями и детьми. На первом этапе подобрана и изучена научно — методическая литература, также определен план его реализации. В результате будет подготовлен комплекс анкет для родителей, также характеристика каждого ребенка на время адаптационного периода. За ведущую форму работы с детьми на время адаптационного периода взята такая форма, как игра, развлечение. В группе организована максимально комфортная развивающая предметно — пространственная среда, соответствующая федеральным государственным стандартам. Чтобы выявить степень адаптации каждого ребенка, было разработана таблица с критериями, в которую я заносила результаты посредством наблюдения. Таким образом, я могла увидеть какая из форм работы с детьми более эффективная и внести коррективы в план методической работы. На втором этапе проекта, после анализа анкет родителей был разработан план работы с родителями, целью которого было: формирование у родителей знаний об адаптационном периоде, его степенях, особенностях, повышение компетенции в данной сфере. В виду этого были определены темы и оформлены консультации: «Первый раз в детский сад», «Особенности адаптационного периода детей в ДОУ», «Как помочь ребенку в адаптационный период», также в приёмной оформлен уголок «Тема недели и домашнее задание», в нём на период адаптации помещались рекомендации для родителей, выполнить ту или иную совместную работу с ребёнком. Одно из заданий было нарисовать рисунок на тему: «Детский сад – мой друг». Рисунки были оформлены в рамку и помещены в приемную в виде выставки. Также в приёмной помещена тетрадь пожелания для родителей. В ней родители пишут свои пожелания и идеи в организации предметно – развивающей среды в группе. Так было предложено организовать внутригрупповой конкурс «игрушки своими руками». На заключительном этапе проекта запланировано родительское собрание в нетрадиционной форме «Путешествие в страну детства». С родителями были проиграны различные ситуации детского поведения, предложены для ознакомления игры для развития мелкой моторики, а также подведены итоги адаптационного периода. При планировании работы с детьми поставила перед собой ведущую цель: способствование легкой степени адаптации детей к условиям детского сада. Было запланировано следующее:
Воспитанники ранней группы активно познают окружающий мир. И мы постарались сделать окружение для детей ярким, необычным, интересным, эмоционально привлекательным, активным, мобильным. Каждое утро мы встречаем детей в приемной. Здесь мы оформили информационный центр для родителей. В нем мы разместили визитную карточку нашей группы, оформили папки — передвижки с рекомендациями по сохранению и укреплению здоровья детей в осенний период времени, с советами о том, как легче детям адаптироваться в детском саду. На дверцах кабинок на ленточках закреплены цветочки на одной стороне которых наклеена фотография ребёнка. Мы предложили родителям принять за традицию во время прихода в группу отмечать своё присутствие путём переворачивания цветочка на сторону фотографии ребёнка, по уходу цветочек отворачивается на обратную сторону. Важной потребностью детей 2 – 3 лет является движение. С целью развития двигательной активности был оформлен центр «О, спорт, ты — мир». Здесь представлены массажные коврики, колючие мячи для массажа, помпоны, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики – флажки, ленты. Предметное наполнение уголка используем в подвижных играх, индивидуальной и свободной деятельности. В центре «Гараж» собраны игрушки: машины – самосвалы, грузовики легковые автомобили, инструменты для ремонта машин, светофор. Оформлен экспериментальный центр «Всезнайка». Здесь находятся материалы для элементарной опытнической деятельности: трубочки, стаканчики разных размеров, губка, краски, прищепки, мыльные пузыри и т.д. В театральном уголке собраны многочисленные виды театров: би – ба – бо, театр на палочке, на втулке, пальчиковый театр, теневой театр и т.д. В «костюмерной» помещены костюмы различных сказочных персонажей: медведь, заяц, волк, головные уборы и т.д. Уголок сенсорики разнообразен играми ручной работы, выполненные руками родителей. В нем помещены игры с прищепками, бусами, пуговицами, крышками и т.д. Большое внимание уделяется уголку природы. Совместно с родителями было собрано оптимальное для группы сочетание растений, организованы макеты фермы, дикой природы, подводного царства. Разработан наглядный материал в виде картинок, картотек заданий в живом уголке. Для развития ритмики и музыкального слуха, в музыкальный уголок помещены различные шумелки, бубны, металлофон, барабан, подобрана аудиотека песен и сказок. Уголок уединения представлен в виде детской палатки, где ребёнок может побыть один со своей любимой игрушкой.
Дети любят играть в такие игры, как «Доброе утро», «Игра с собачкой», «Ладушки – хлопушки», «Пузырь», «Курочка с цыплятами», «Кыска брысь», «В нашей группе» и т.д. - Мероприятие «Я в детском саду» Цель: способствование формированию положительных эмоций, преодоление психологического барьера. В мероприятии были использованы такие игры, как «улыбнись солнышку, улыбнись другу», «вместе весело шагать», «паровозик» и т.д. - Музыкальное развлечение «В гостях у сказке» Цель: формирование интереса к русским народным сказкам, желание прийти на выручку другу. Дети встретились с персонажами сказки «Колобок», «Курочка рябя», «Теремок». - Подпроект: «Чистота – залог здоровья» С целью закрепления культурно – гигиенических навыков был разработан проект «чистота – залог здоровья». Дети познакомились с произведением «Мойдодыр», были проведены занятия «Грязнуля кукла Катя», «Постираем платочки», «Помощники воспитателя». Была разработана картотека потешек для умывания. Также в группе ведётся работа по организации кружковой деятельности: экспериментальный кружок «Всезнайки», театральный кружок «В гостях у домовенка Кузи». По плану работы экспериментального кружка с детьми проводились такие занятия, как «Весёлые мыльные пузыри», «Водичка, водичка», где дети знакомились с элементарными свойствами пены и воды. По плану театрального кружка с детьми была разучена и обыграна потешка «Котенька коток», также инсценирована сказка «Курочка ряба». В итоге проделанной работы ожидались следующие результаты:
Проделав всю запланированную методическую работу и проанализировав результат, я пришла к выводу, что дети более спокойно входят в условия детского сада. Каждый день, предлагая детям новые игры, развлечения, задания они не замечали, как проходит время в детском саду. Дети, которые не хотели играть в совместные игры, с удовольствием занимали себя сами, изучая окружающее пространство. Родители оказали огромную помощь в организации предметно – развивающей среды. С желанием выполняли все предложенные задания, прислушивались к советам педагогов, что тоже способствовало легкой адаптации детей к ДОУ. Когда утром я вижу, что ребенок с радостью бежит в группу, с удовольствием контактирует с воспитателем и сверстниками, то могу сказать, что основная задача адаптационного периода достигнута.
|