Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект в адаптационный период «Здравствуй, детский сад!»
Адаптация
Автор: Фомина Олеся Сергеевна   
14.02.2018 15:26

Проект в адаптационный период «Здравствуй, детский сад!»Проект в адаптационный период «Здравствуй, детский сад!»

Фомина Олеся Сергеевна Воспитатель МАДОУ №53, г Новосибирск.

При работе с детьми раннего возраста, первая задача педагога заключается в том, чтоб ребёнок максимально комфортно вошёл в новые для себя социальные условия. Детям очень трудно отойти от привычной домашней обстановки, пережить разлуку с близкими людьми, а также перестроиться на новый режим дня. Зачастую все это создает стрессовую ситуацию для психологического состояния ребёнка.

Очевидно, что поступление ребёнка в детский сад это новый нелегкий период в его жизни. И тут очень важна поддержка и помощь близких людей, воспитателей и специалистов ДОУ.

 

Скачать конспект

Зачастую родители относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся. Вместе с тем, научные исследования показали, что характер адаптации ребенка младшего дошкольного возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики психического и физического состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к дошкольному учреждению, но и в дальнейшем и к школе.

Проанализировав сложившуюся ситуацию и подробно изучив данную проблему, было решено разработать проект на время адаптационного периода «Здравствуй, детский сад!», который бы позволил помочь педагогам и родителям создать условия для успешной адаптации детей.

Цель данного проекта: сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников в период адаптации к дошкольному учреждению.

Задачи:

  • создать благоприятную предметно — развивающую среду для полноценного психического и физического развития детей
  • оказать педагогическую и психологическую помощь родителям, способствовать повышению компетенции родителей в вопросах адаптационного периода в ДОУ
  • реализовать модель социального партнёрства ДОУ с родителями.

На первом этапе были проведены индивидуальные беседы с родителями, анкетирования, чтобы выявить уровень компетенции родителей в вопросе адаптационного периода детей в ДОУ. Далее, учитывая пожелания родителей, указанные в анкетах, особенности психологического развития детей 2 -3 лет, был разработан план методической работы с родителями и детьми. На первом этапе подобрана и изучена научно — методическая литература, также определен план его реализации. В результате будет подготовлен комплекс анкет для родителей, также характеристика каждого ребенка на время адаптационного периода.

За ведущую форму работы с детьми на время адаптационного периода взята такая форма, как игра, развлечение. В группе организована максимально комфортная развивающая предметно — пространственная среда, соответствующая федеральным государственным стандартам.

Чтобы выявить степень адаптации каждого ребенка, было разработана таблица с критериями, в которую я заносила результаты посредством наблюдения. Таким образом, я могла увидеть какая из форм работы с детьми более эффективная и внести коррективы в план методической работы.

На втором этапе проекта, после анализа анкет родителей был разработан план работы с родителями, целью которого было: формирование у родителей знаний об адаптационном периоде, его степенях, особенностях, повышение компетенции в данной сфере. В виду этого были определены темы и оформлены консультации: «Первый раз в детский сад», «Особенности адаптационного периода детей в ДОУ», «Как помочь ребенку в адаптационный период», также в приёмной оформлен уголок «Тема недели и домашнее задание», в нём на период адаптации помещались рекомендации для родителей, выполнить ту или иную совместную работу с ребёнком. Одно из заданий было нарисовать рисунок на тему: «Детский сад – мой друг». Рисунки были оформлены в рамку и помещены в приемную в виде выставки.

Также в приёмной помещена тетрадь пожелания для родителей. В ней родители пишут свои пожелания и идеи в организации предметно – развивающей среды в группе. Так было предложено организовать внутригрупповой конкурс «игрушки своими руками».

На заключительном этапе проекта запланировано родительское собрание в нетрадиционной форме «Путешествие в страну детства». С родителями были проиграны различные ситуации детского поведения, предложены для ознакомления игры для развития мелкой моторики, а также подведены итоги адаптационного периода.

При планировании работы с детьми поставила перед собой ведущую цель: способствование легкой степени адаптации детей к условиям детского сада.

Было запланировано следующее:

  • Разработка и организация развивающей предметно — пространственной среды

Воспитанники ранней группы активно познают окружающий мир. И мы постарались сделать окружение для детей ярким, необычным, интересным, эмоционально привлекательным, активным, мобильным.

Каждое утро мы встречаем детей в приемной. Здесь мы оформили информационный центр для родителей. В нем мы разместили визитную карточку нашей группы, оформили папки — передвижки с рекомендациями по сохранению и укреплению здоровья детей в осенний период времени, с советами о том, как легче детям адаптироваться в детском саду. На дверцах кабинок на ленточках закреплены цветочки на одной стороне которых наклеена фотография ребёнка. Мы предложили родителям принять за традицию во время прихода в группу отмечать своё присутствие путём переворачивания цветочка на сторону фотографии ребёнка, по уходу цветочек отворачивается на обратную сторону.

Важной потребностью детей 2 – 3 лет является движение. С целью развития двигательной активности был оформлен центр «О, спорт, ты — мир». Здесь представлены массажные коврики, колючие мячи для массажа, помпоны, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики – флажки, ленты. Предметное наполнение уголка используем в подвижных играх, индивидуальной и свободной деятельности.

В центре «Гараж» собраны игрушки: машины – самосвалы, грузовики легковые автомобили, инструменты для ремонта машин, светофор.

Оформлен экспериментальный центр «Всезнайка». Здесь находятся материалы для элементарной опытнической деятельности: трубочки, стаканчики разных размеров, губка, краски, прищепки, мыльные пузыри и т.д.

В театральном уголке собраны многочисленные виды театров: би – ба – бо, театр на палочке, на втулке, пальчиковый театр, теневой театр и т.д. В «костюмерной» помещены костюмы различных сказочных персонажей: медведь, заяц, волк, головные уборы и т.д.

Уголок сенсорики разнообразен играми ручной работы, выполненные руками родителей. В нем помещены игры с прищепками, бусами, пуговицами, крышками и т.д.

Большое внимание уделяется уголку природы. Совместно с родителями было собрано оптимальное для группы сочетание растений, организованы макеты фермы, дикой природы, подводного царства. Разработан наглядный материал в виде картинок, картотек заданий в живом уголке.

Для развития ритмики и музыкального слуха, в музыкальный уголок помещены различные шумелки, бубны, металлофон, барабан, подобрана аудиотека песен и сказок.

Уголок уединения представлен в виде детской палатки, где ребёнок может побыть один со своей любимой игрушкой.

  • Разработка и оформление картотек игр и развлечений игр в адаптационный период

Дети любят играть в такие игры, как «Доброе утро», «Игра с собачкой», «Ладушки – хлопушки», «Пузырь», «Курочка с цыплятами», «Кыска брысь», «В нашей группе» и т.д.

- Мероприятие «Я в детском саду»

Цель: способствование формированию положительных эмоций, преодоление психологического барьера. В мероприятии были использованы такие игры, как «улыбнись солнышку, улыбнись другу», «вместе весело шагать», «паровозик» и т.д.

- Музыкальное развлечение «В гостях у сказке»

Цель: формирование интереса к русским народным сказкам, желание прийти на выручку другу. Дети встретились с персонажами сказки «Колобок», «Курочка рябя», «Теремок».

- Подпроект: «Чистота – залог здоровья»

С целью закрепления культурно – гигиенических навыков был разработан проект «чистота – залог здоровья». Дети познакомились с произведением «Мойдодыр», были проведены занятия «Грязнуля кукла Катя», «Постираем платочки», «Помощники воспитателя». Была разработана картотека потешек для умывания.

Также в группе ведётся работа по организации кружковой деятельности: экспериментальный кружок «Всезнайки», театральный кружок «В гостях у домовенка Кузи». По плану работы экспериментального кружка с детьми проводились такие занятия, как «Весёлые мыльные пузыри», «Водичка, водичка», где дети знакомились с элементарными свойствами пены и воды. По плану театрального кружка с детьми была разучена и обыграна потешка «Котенька коток», также инсценирована сказка «Курочка ряба».

В итоге проделанной работы ожидались следующие результаты:

  • благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет
  • снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду
  • повышение психолого — педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации
  • становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Проделав всю запланированную методическую работу и проанализировав результат, я пришла к выводу, что дети более спокойно входят в условия детского сада. Каждый день, предлагая детям новые игры, развлечения, задания они не замечали, как проходит время в детском саду. Дети, которые не хотели играть в совместные игры, с удовольствием занимали себя сами, изучая окружающее пространство. Родители оказали огромную помощь в организации предметно – развивающей среды. С желанием выполняли все предложенные задания, прислушивались к советам педагогов, что тоже способствовало легкой адаптации детей к ДОУ.

Когда утром я вижу, что ребенок с радостью бежит в группу, с удовольствием контактирует с воспитателем и сверстниками, то могу сказать, что основная задача адаптационного периода достигнута.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год