Особенности работы воспитателя с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду |
Адаптация | |||
Автор: Пустоселова Елена Михайловна | |||
10.12.2015 23:24 | |||
Особенности работы воспитателя с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду Педагог-психолог д/с№20 Пустоселова Е.М. Что такое адаптация? Возраст ребёнка с 1 до 2-2, 5 лет характеризуется обострённой чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация проходит крайне болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребёнка.
Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду. Степени адаптации Легкая степень адаптации К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребенка нормализуется сон, он нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют. Средняя степень адаптации Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20-40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким – эмоционально-возбужденное (плачь, крик, при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до 2-х раз, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи – в течение полутора-двух недель. Тяжелая степень адаптации Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2-3 периода. Игра ситуативная, кратковременная. Невротические реакции при тяжелой адаптации Рвота Пристрастие к личным вещам. Наличие страхов. Неуправляемое поведение. Стремление спрятаться от взрослых. Истерические реакции. Тремор подбородка, пальчиков. Для оптимизации процесса адаптации воспитатель может использовать следующее:
Беседы с родителями; Анкетирование; Наблюдение за ребенком; Развивающие игры. Беседы с родителями могут проходить при совместной прогулке с детьми и родителями до поступления в детский сад (1-й шаг) Адаптационный лист ребёнкаФамилия, имя ребёнка_________________________________________ дата рождения_______________ дата поступления в ДОУ___________ Информационный материал для родителей содержит: Алгоритм постепенного вхождения ребёнка в детский сад Памятка для родителей по режиму дня детей поступающих в детский сад Анкета «Прогноз адаптации» Памятка для родителей «Как помочь своему ребёнку в период адаптации» Советы врача педиатра Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендуется: Использовать элементы телесной терапии (брать на руки, обнимать, поглаживать); По рекомендации врача подвешивать над кроватью возбудимого ребенка мешочки с успокаивающим сбором трав; Предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой; Рассказывать сказки, петь колыбельные песни; Освобождать от профилактических прививок до окончания периода адаптации (не менее чем на месяц); По возможности не производить в учреждении травмирующих медицинских манипуляций, которые могут вызвать отрицательные реакции у ребенка. Сохранение привычных для малыша воспитательных приемов (кормления, укладывания на сон и т.д.); Организация бодрствования с учетом их индивидуальных желаний (играть одному или с другими детьми, участвовать в занятиях или нет и т. д.); Исключение специальных мер закаливания, обеспечение ребенку теплового комфорта Совместно с педагогом-психологом воспитатель, используя необходимую литературу составляет картотеку игр, главная цель которых вовлечь ребёнка в игру, помочь установить контакт со сверстниками и взрослыми. Адаптация считается завершенной, если восстановлено все, что было нарушено с переходом от домашнего воспитания к общественному. Последним, как правило, восстанавливается контакт с детьми.
|