Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование познавательной компетентности как условие успешной школьной адаптации
Адаптация
Автор: Глубокова Евгения Александровна   
28.10.2015 10:01

Формирование познавательной компетентности как условие успешной школьной адаптацииФормирование познавательной компетентности как условие успешной школьной адаптации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 21

Подготовлен: Глубоковой Е.А. Педагогом-психологом МДОУ д/с № 21 г. Комсомольск – на — Амуре 2015г.

В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка-дошкольника из детского сада в школу (или просто поступление в школу при условии воспитания в семье) и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению.

 

Скачать конспект

Все чаще педагоги-практики указывают на трудности переживаемые ребенком на этапе школьного обучения. Детям сложно следовать новым для них правилам школьной жизни, ориентироваться в многообразии социальных отношений и связей, справляться с новой ролью — ученика.

Залогом успешного овладения ребенком школьными знаниями, прежде всего, является высокий уровень развития вербального интеллекта и мотивационная готовность к обучению в школе, принятие позиции ученика и высокий уровень произвольности психических процессов.

Единого определения понятия "готовность к школе" в детской психологии не существует до сих пор по причине многогранности, самой его сути.

Исходя из многих психологических и педагогических исследований следует признать, что готовность к школе является сложным по структуре, понятием, в котором можно выделить следующую совокупность компонентов:

а) личностная готовность включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика. Сюда входит определенный уровень развития мотивационной сферы, способность к произвольному управлению собственной деятельностью, развитие познавательных интересов — сформированная иерархия мотивов с высоко развитой учебной мотивацией. Также учитывается уровень развития эмоциональной сферы ребенка, сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость.

б) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности.

в) физическая готовность ребенка к обучению в школе включает: состояние здоровья, слуха, зрения; общее физическое развитие; развитие мелких групп мышц; умение выполнять основные движения: бег, прыжки и др.

Следовательно, подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

На современном этапе, с изменением целей образования актуальным в теории и практике является компетентностный подход. Целью является не само по себе усвоение соответствующих знаний и навыков, а развитие у детей психологических предпосылок перехода в школу. В дошкольном детстве ребенок не готов усваивать знания в научных системах, но именно в этом возрасте закладывается отношение к миру, на которое будут накладываться приобретаемые в последующем знания.

В связи с этим в практику дошкольного образовательного учреждения шире стал внедряться подход, связанный с развитием ключевых компетентностей.

Дошкольное учреждение формирует начальную систему ключевых знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личную ответственность дошкольников. Иными словами ключевые компетентности определяют в дальнейшем качество подготовки к школьному обучению.

К началу обучения в школе ребенок должен обладать:

  • мотивом учения;
  • образным и вербальным мышлением;
  • предпосылками логического мышления;
  • способностью принимать учебную задачу;
  • графическими навыками;
  • произвольностью регуляции деятельности;
  • восприимчивостью к обучающей помощи.

Таким образом, подготовка выпускника детского сада рассматривается с точки зрения компетентностного подхода, где на первый план выступает формирование у дошкольников умений ориентироваться в повседневной деятельности, решать возникающие проблемы, ориентироваться в различных ситуациях, то есть быть компетентным в сфере отношений к миру, к людям, к себе.

Успешное усвоение знаний и умений, их применение в самостоятельной повседневной жизни невозможно без определенного актуального уровня психических процессов.

В рамках опытно – экспериментальной работы по развитию познавательной компетентности в сентябре 2007 года проведена диагностика готовности к обучению в школе. Результаты интеллектуальной готовности представлены в таблице.

Первичное изучение готовности к обучению в школе выявило несовершенство некоторых психических процессов у дошкольников. 60% детей имеют средний уровень развития памяти (зрительной и слуховой), 45% — средний уровень словесно-логического и вербального мышления, 58 % дошкольникам необходима помощь по развитию внимания. Практически все ребята (96%) испытывали трудности при выполнении «Графического диктанта».

На основе полученных данных, совместно с воспитателями определили направления коррекционно-развивающей работы с детьми. Весь материал был распределен по 4 блокам: интеллектуально-развивающие игры и упражнения, графические диктанты, пальчиковая гимнастика и релаксационные упражнения. Дети были разделены на 2 подгруппы, еженедельно в течение 7 месяцев с ними проводились коррекционно-развивающие занятия. Подгрупповые занятия с педагогом-психологом проводились 1 раз в неделю по 30 минут. Кроме этого с детьми требующими особого внимания была организована индивидуальная работа (1 раз в неделю по 30 минут).

Сложность предлагаемого материала от занятия к занятию возрастала. В рамках одного занятия обеспечивали чередование разных видов деятельности, «легкие» задания сменялись «сложными».

В основу нашей работы было взято пособие Л.И. Катаевой «Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста». В дополнение мы использовали игры и упражнения для развития внимания, памяти, мышления, мелкой моторики предложенных в методической литературе: М.В. Ильиной «Тренируем внимание и память», М.М. Безруких «Ступеньки к школе», Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Шадрикова «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе», Ю.В. Останковой «Система коорекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе».

Об эффективности проведенной работы свидетельствуют данные итоговой диагностики интеллектуальной готовности детей к школьному обучению.

Анализ результатов показал, что у детей значительно повысился уровень развития слуховой и зрительной памяти, словесно-логического и вербального мышления. Дошкольники стали более внимательными, повысилась произвольность психических процессов, концентрация внимания. Ребята стали четко действовать по инструкции взрослого, самостоятельно завершать начатое и давать оценку и самооценку выполненных заданий.

Таким образом, целенаправленная психолого-педагогическая деятельность обеспечила становление у воспитанников таких важных качеств личности как самостоятельность, инициативность, произвольность, любознательность, творческое самовыражение. Все эти свойства личности обеспечивают становление познавательной компетентности и являются залогом успешной адаптации ребенка к школьной жизни.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Болотов В.А. Компететностная модель: от идеи к образовательной программе //Перемены 2004. — №2
  2. Бавыкин В.С., Наливайко Т.Е.

Концепция формирования компетентностей учащихся основной

школы в рамках проектной деятельности — Комсомольск-на-Амуре:

Изд-во «Комсом. -н/А гос. пед. ун-та», 2005. — 50с.

3. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. Изд. 2-е – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 288с.

4. Концепция содержания непрерывного образования /дошкольное и начальное звено/ — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. -32с.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: 2002.

6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии 2004. — №5

12. Петровская Л.А. Компетентность в общении. — М., 1989.

13. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений /Под ред. Т.И. Ерофеевой. – 2-е изд., стереотип. – М.: издательский центр «Академия», 2000. -344с.

ISBN 5-7695-0513-3

14. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированной парадигмы образования // Народное образование 2003. — №2. С. 58-64.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год