Формирование познавательной компетентности как условие успешной школьной адаптации |
Адаптация | |||
Автор: Глубокова Евгения Александровна | |||
28.10.2015 10:01 | |||
Формирование познавательной компетентности как условие успешной школьной адаптации Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 21 Подготовлен: Глубоковой Е.А. Педагогом-психологом МДОУ д/с № 21 г. Комсомольск – на — Амуре 2015г. В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка-дошкольника из детского сада в школу (или просто поступление в школу при условии воспитания в семье) и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению.
Все чаще педагоги-практики указывают на трудности переживаемые ребенком на этапе школьного обучения. Детям сложно следовать новым для них правилам школьной жизни, ориентироваться в многообразии социальных отношений и связей, справляться с новой ролью — ученика. Залогом успешного овладения ребенком школьными знаниями, прежде всего, является высокий уровень развития вербального интеллекта и мотивационная готовность к обучению в школе, принятие позиции ученика и высокий уровень произвольности психических процессов. Единого определения понятия "готовность к школе" в детской психологии не существует до сих пор по причине многогранности, самой его сути. Исходя из многих психологических и педагогических исследований следует признать, что готовность к школе является сложным по структуре, понятием, в котором можно выделить следующую совокупность компонентов: а) личностная готовность включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика. Сюда входит определенный уровень развития мотивационной сферы, способность к произвольному управлению собственной деятельностью, развитие познавательных интересов — сформированная иерархия мотивов с высоко развитой учебной мотивацией. Также учитывается уровень развития эмоциональной сферы ребенка, сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость. б) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности. в) физическая готовность ребенка к обучению в школе включает: состояние здоровья, слуха, зрения; общее физическое развитие; развитие мелких групп мышц; умение выполнять основные движения: бег, прыжки и др. Следовательно, подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста. На современном этапе, с изменением целей образования актуальным в теории и практике является компетентностный подход. Целью является не само по себе усвоение соответствующих знаний и навыков, а развитие у детей психологических предпосылок перехода в школу. В дошкольном детстве ребенок не готов усваивать знания в научных системах, но именно в этом возрасте закладывается отношение к миру, на которое будут накладываться приобретаемые в последующем знания. В связи с этим в практику дошкольного образовательного учреждения шире стал внедряться подход, связанный с развитием ключевых компетентностей. Дошкольное учреждение формирует начальную систему ключевых знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личную ответственность дошкольников. Иными словами ключевые компетентности определяют в дальнейшем качество подготовки к школьному обучению. К началу обучения в школе ребенок должен обладать:
Таким образом, подготовка выпускника детского сада рассматривается с точки зрения компетентностного подхода, где на первый план выступает формирование у дошкольников умений ориентироваться в повседневной деятельности, решать возникающие проблемы, ориентироваться в различных ситуациях, то есть быть компетентным в сфере отношений к миру, к людям, к себе. Успешное усвоение знаний и умений, их применение в самостоятельной повседневной жизни невозможно без определенного актуального уровня психических процессов. В рамках опытно – экспериментальной работы по развитию познавательной компетентности в сентябре 2007 года проведена диагностика готовности к обучению в школе. Результаты интеллектуальной готовности представлены в таблице. Первичное изучение готовности к обучению в школе выявило несовершенство некоторых психических процессов у дошкольников. 60% детей имеют средний уровень развития памяти (зрительной и слуховой), 45% — средний уровень словесно-логического и вербального мышления, 58 % дошкольникам необходима помощь по развитию внимания. Практически все ребята (96%) испытывали трудности при выполнении «Графического диктанта». На основе полученных данных, совместно с воспитателями определили направления коррекционно-развивающей работы с детьми. Весь материал был распределен по 4 блокам: интеллектуально-развивающие игры и упражнения, графические диктанты, пальчиковая гимнастика и релаксационные упражнения. Дети были разделены на 2 подгруппы, еженедельно в течение 7 месяцев с ними проводились коррекционно-развивающие занятия. Подгрупповые занятия с педагогом-психологом проводились 1 раз в неделю по 30 минут. Кроме этого с детьми требующими особого внимания была организована индивидуальная работа (1 раз в неделю по 30 минут). Сложность предлагаемого материала от занятия к занятию возрастала. В рамках одного занятия обеспечивали чередование разных видов деятельности, «легкие» задания сменялись «сложными». В основу нашей работы было взято пособие Л.И. Катаевой «Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста». В дополнение мы использовали игры и упражнения для развития внимания, памяти, мышления, мелкой моторики предложенных в методической литературе: М.В. Ильиной «Тренируем внимание и память», М.М. Безруких «Ступеньки к школе», Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Шадрикова «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе», Ю.В. Останковой «Система коорекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе». Об эффективности проведенной работы свидетельствуют данные итоговой диагностики интеллектуальной готовности детей к школьному обучению. Анализ результатов показал, что у детей значительно повысился уровень развития слуховой и зрительной памяти, словесно-логического и вербального мышления. Дошкольники стали более внимательными, повысилась произвольность психических процессов, концентрация внимания. Ребята стали четко действовать по инструкции взрослого, самостоятельно завершать начатое и давать оценку и самооценку выполненных заданий. Таким образом, целенаправленная психолого-педагогическая деятельность обеспечила становление у воспитанников таких важных качеств личности как самостоятельность, инициативность, произвольность, любознательность, творческое самовыражение. Все эти свойства личности обеспечивают становление познавательной компетентности и являются залогом успешной адаптации ребенка к школьной жизни. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Концепция формирования компетентностей учащихся основной школы в рамках проектной деятельности — Комсомольск-на-Амуре: Изд-во «Комсом. -н/А гос. пед. ун-та», 2005. — 50с. 3. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. Изд. 2-е – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 288с. 4. Концепция содержания непрерывного образования /дошкольное и начальное звено/ — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. -32с. 5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: 2002. 6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии 2004. — №5 12. Петровская Л.А. Компетентность в общении. — М., 1989. 13. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений /Под ред. Т.И. Ерофеевой. – 2-е изд., стереотип. – М.: издательский центр «Академия», 2000. -344с. ISBN 5-7695-0513-3 14. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированной парадигмы образования // Народное образование 2003. — №2. С. 58-64.
|