Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду педагогов ГБДОУ № 69 «Марина» СП № 3 Красногвардейского района, Санкт-Петербурга.
Несколько лет в нашем дошкольном учреждении работает группа кратковременного пребывания. Мы видим ее цель в создании условий для ранней адаптации детей и родителей к условиям детского сада. Согласитесь, что поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение существенно меняет всю его жизнь, рушит сложившиеся стереотипы поведения, предполагает быстрое освоение нового пространства, формирование новых социальных контактов. Не все дети в возрасте 2 – 3 лет готовы к этому. Помочь наработать подобный опыт может группа кратковременного пребывания (ГКП). За годы работы ГКП установились определенные традиции взаимодействия педагогов группы с детьми и родителями, наработано содержание игровой, творческой, двигательной деятельности детей. Успешность реализации программы ГКП обеспечивает участие воспитателя группы раннего возраста и педагога – психолога, обладающего специальными знаниями и сопровождающего детей, родителей и педагога в процессе творческого взаимодействия.
Дети, посещающие ГКП, приходят в детский сад во второй половине дня на 1,5 часа. Обычно в течение этого времени рядом с малышами их мамы. Они поют, танцуют, играют вместе с детьми. По мере привыкания ребенка и по желанию родителей малыши могут остаться в саду одни.
Родители приводят малышей в детский сад к назначенному времени постепенно. Все раздеваются, осматриваются и настраиваются на встречу. Ее начало проходит в музыкальном зале. Само помещение зала – просторное, свободное от мебели, большого числа игрушек, оснащенное аудио оборудованием располагает к активному движению. В течение 15 – 20 минут дети участвуют в музыкальных играх, играх с различными видами ходьбы, бега, различными движениями рук и ног, танцуют в парах с родителями. Участвуя в подобных играх, малыши вовлекаются в организованную деятельность вместе с другими детьми и взрослыми, двигаются в едином темпе под музыкальное или речевое сопровождение. По показу педагогов осваивают правила игр, различные движения и слова, запоминают их последовательность. Часто в играх и музыкальных упражнениях мы используем предметы – платочки, кольца, ленты, флажки, кубики, игрушки, помпоны, мячи – что разнообразит и усложняет деятельность детей.
Затем дети и взрослые переходят в помещение группы. Здесь их встречают игрушки. В помещении группы раннего возраста оборудованы уголок книг, физкультурный уголок, строительный уголок, игровые зоны: ванна, кухня, больница, прачечная. В группе размещено оборудование для игр с песком и водой, дидактические игры, игрушки -двигатели. Малыши расходятся по игровым уголкам, с увлечением действуют с куклами, машинками, игрушками сенсорного уголка, строительным материалом, рассматривают книги, картинки, осваивают новое пространство. Поначалу в уголки выкладывается небольшое число простых игрушек. По мере овладения детьми игровыми навыками и правилами поведения в игровых уголках подбор игрушек меняется, расширяется. Педагоги наблюдают за детьми, включаются в их игры, подсказывают, как развить сюжет, какие игрушки выбрать, объясняют правила игр, помогают решать споры. Присутствующие родители имеют возможность понаблюдать за своим ребенком в ситуациях взаимодействия с другими детьми и педагогами. Это помогает им представить своего ребенка в группе детского сада, особенности его поведения, привычные схемы контактов со взрослым и сверстниками. Сопровождение психолога, его непосредственное участие в происходящем, позволяет родителям получить своевременные консультации. На каждой встрече проходит подгрупповая и индивидуальная работа по изо деятельности. Детям предлагается выполнить рисунок красками, яркими мелками, пластилином, крупой или выполнить аппликацию – наклеить на лист бумаги готовые формы. Не так просто малышам освоить простейшие приемы рисования. Навыки работы кистью, карандашом, упражнения с различными материалами укрепляют мелкую моторику рук, расширяют круг возможностей детей, помогают им выразить себя. Не менее сложно установить контакт с педагогом (новым для него человеком), принять поставленную в игровой форме образовательную задачу. Присутствие родителей помогает ребенку быть смелее, увереннее в себе, в своих возможностях, освоить новый вид деятельности. Примерно за 15 минут до ухода домой малыши моют руки и садятся за стол. Наступает самое приятное – сладкая пауза. Дети едят печенье и пьют воду. Ведь в детском саду они будут не только играть, но и есть, мыться, ложиться спать, одеваться на улицу. Эти милые впечатления помогают малышам формировать положительное отношение к детскому саду, к общению с другими детьми. А в это время взрослые убирают помещение группы, обсуждают волнующие их вопросы, общаются. В конце встречи все – и дети и взрослые собираются в общий круг. Педагог- психолог и называет всех детей по имени и ласково касается их рукой. Хвалит всех за то, что дружно играли, хорошо рисовали, пели. Воспитатель показывает творческие работы детей и раздает их детям. Пора прощаться. Педагоги говорят, что все игрушки легли спать и детям уже пора идти домой. Все вместе мы поем простую песенку: До свиданья, до свиданья, Приходите к нам опять. На прощанье педагог-психолог дарит всем малышам картинки и приглашает детей и родителей прийти в детский сад снова.
Трощенко Наталья Олеговна, педагог-психолог ГБДОУ № 69 «Марина» СП № 3 Красногвардейского района, Санкт-Петербурга Федорова Галина Ивановна, педагог группы раннего возраста ГБДОУ № 69 «Марина» СП № 3 Красногвардейского района, Санкт-Петербурга Цветкова Ольга Васильевна инструктор по физическому воспитанию ГБДОУ № 69 «Марина» СП № 3 Красногвардейского района, Санкт-Петербурга
|