Познавательно-исследовательский творческий проект, посвящённый 75-летней годовщине Победы в ВОВ, «Чтобы помнили…» |
День Победы - 9 Мая | |||
Автор: Новожилова Надежда Николаевна | |||
05.11.2020 16:24 | |||
Познавательно-исследовательский творческий проект, посвящённый 75-летней годовщине Победы в ВОВ, «Чтобы помнили…» Воспитатели: Новожилова Н.Н. Серёгина М.Н. Музыкальный руководитель: Заборова А.К. Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 г. Заволжска 2020г Введение: Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания.
Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности: познавательный, творческий, исследовательский, музыкальный. По числу участников проекта: групповой. По времени проведения: долгосрочный (февраль 2020г. – май 2020г.). По характеру контактов: в рамках ДОУ, семья, краеведческий музей. По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата. Актуальность: Одной из важнейших задач воспитания является развитие у детей высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма. С самого раннего детства необходимо прививать уважение к истории своего Отечества, а также к людям, защищавшим родной край в тяжелые годы. Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев – все это входит в понятие патриотизма. Без уважения к истории своего Отечества, своей малой родины – нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе. Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Проблема: Время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве. В преддверии празднования 75-летия Дня Победы в Великой Отечественной Войне с детьми провели блиц опрос по выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной войне, который показал что, дети и их родители имеют небольшой запас знаний о хронологии Великой Отечественной Войны и ее героях. Дети не в достаточной мере имеют представление о причинах возникновения праздника. Гипотеза: Если патриотическое воспитание ребенка начинать уже в дошкольном возрасте через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников с участием родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, не знающим ужасов войны, по-новому посмотреть вокруг, осознать ценность мирного существования и окружающих их людей. В основу проекта легли следующие принципы: Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений. Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия — любовь к близким, к родному городу, к Отечеству. Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы. Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, музейной педагогикой, сочетание разных видов деятельности. Принцип наглядности: создание мини-музея в группе, изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций. Цель проекта: Формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне. Задачи проекта: Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историческими фактами военных лет в хронологической последовательности. Рассказать детям об участниках Великой Отечественной войны. Познакомить детей с выдающимися личностями, которые сыграли большую роль в истории войны Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа и значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Развивать речь дошкольников, эрудицию, интеллект. Воспитать чувство гордости и уважения к родным и близким людям принимавшим участие в сражениях за Родину Привлечь родителей к совместным познавательно — тематическим мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей. Ожидаемый результат: Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны; Появится чувство гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны; Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям. Разовьётся умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности. Первый этап — Подготовительный: Определение темы проекта Анкетирование детей и родителей по теме Формулирование цели и задач проекта Составление плана реализации основного этапа проекта Подбор информационного, наглядного и технического материала для проекта Информирование родителей о задачах и содержании проекта Второй этап – Основной: Тематические беседы: «Великая Отечественная война» «Военная форма солдат советской армии» «Родина – мать зовёт» «Великие полководцы» «Города – герои» «Блокадный Ленинград» «Письма с фронта» «Профессии ВОВ» «Дети и война» «Игрушки детей ВОВ» «История георгиевской ленточки» Рассматривание фотографий «Фотохроника военных дней» Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков Просмотр презентаций: «Боевая техника войны», «Города – герои», «Великие полководцы», «Дети – герои войны» Физкультурный досуг «Соревнования сильнейших» Чтение художественных произведений: Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники», С. Баруздин «Рассказы о войне», С. Михалков «День Победы», С.П. Алексеев «Брестская крепость», Я.Тайц: «Цикл рассказов о войне» Разучивание пословиц и поговорок о любви и защите Родины, ее защитниках, о героизме, смелости и храбрости героев-солдат, солдатской дружбе и товариществе Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В.Алкина «Прощание славянки», Б. Мокроусова «Марш защитников Москвы» Привлечение родителей к созданию атрибутов сюжетно-ролевых игр «Военные», «Медсанбат», «Полевая почта» Дидактические игры: «Военные профессии», «Лото – принадлежности профессий» Рисование «Наша армия родная» Аппликация «Мундир военного» Работа в раскрасках: «Великая Отечественная война», «Боевая техника» Оригами «Военная техника» Лепка «Танк» Вернисаж «Профессии ВОВ» (совместно с родителями) Создание мини-музея «По дорогам военных лет» Музыкально-литературная постановка «На привале» Экскурсии к памятникам героям ВОВ – жителям Заволжского района Акции: «Свеча памяти», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк» Создание «Книги Памяти» (судьбы, подвиги участников ВОВ Заволжского района) Подвижные игры: «Пограничники», «Связисты», «Артиллеристы», «Гранаты в ящик», «Разведчики» Участие во Всероссийском творческом конкурсе по теме ВОВ «Зелёная планета глазами детей» Участие в онлайн акциях: «Пилотка фронтовика», «Открытка ветерану» Онлайн – творческая мастерская «Победа в рисунках» Консультация для родителей: «Как рассказать ребенку о войне?» Третий этап – Завершающий: Открытие мини-музея «По дорогам военных лет» Выставки творческих работ детей по теме Музыкально-литературный вечер «Чтобы помнили…» ФОТОЗАРИСОВКИ К ПРОЕКТУ Аппликация «Мундир военного» Лепка «Танк» Макет «Мы помним» Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Зелёная планета глазами детей» Вернисаж «Профессии ВОВ» Рассматривание альбомов военной тематики Работа с лэпбуком «Война 1941-1945» Оригами «Военная техника» Физкультурный досуг «Сильнейшие» Экскурсия в краеведческий музей Мини-музей «По дорогам военных лет» Экспонаты музея Почта времён ВОВ Паёк русского солдата в годы ВОВ Экспонаты мини-музея Плакаты ВОВ Почтовые марки времён ВОВ Экспонаты мини-музея Пропуск на прохождение по Ленинграду Солдатские ремни времён ВОВ Экспонаты мини-музея Плакаты ВОВ Почтовые марки времён ВОВ Экспонаты мини-музея Военная форма русского солдата Коллекция почтовых открыток с фронта Экспонаты мини-музея Губная гармошка фронтовика Керосиновая лампа 40-ых годов Сюжетно-ролевые игры Военные полководцы Медсанбат Сюжетно-ролевые игры Полевая почта Артисты ВОВ Дидактические игры Лото «Военные профессии» «Морской бой» Онлайн — акция «Пилотка фронтовика» Онлайн – творческая мастерская «Победа в рисунках» Онлайн – акция «Открытка ветерану» По страницам «Книги Памяти»Жуков Константин Иванович – наш земляк, участник ВОВ Заключение Таким образом, в результате реализации проекта у детей расширилось представление о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне, начало формироваться чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине. Новизна данной методической разработки заключается в установлении связи современности с историческим прошлым, помогающим дошколятам окунуться в доступной форме в эпоху ВОВ, благодаря применению при реализации проекта музейной педагогики. Кроме того, в ходе реализации проекта было реализовано ряд задач по ранней профориентации детей дошкольного возраста. К окончанию проекта многие дети выразили своё желание в будущем стать военными, медицинскими работниками, историками, что, на наш взгляд, является огромной заслугой всех участников и организаторов проекта.Практическая значимость работы заключается в том, что она может использоваться воспитателями и родителями дошкольников, заинтересованными данной темой. В ходе реализации данной методической разработки все поставленные задачи были выполнены. Дети с удовольствием участвовали в реализации проекта, проявляли интерес и активность. Спасибо за внимание!
|